Автор: Ирина ПРИМАК
16.09.2011
В Доме правосудия в Минске 15 сентября начался открытый судебный процесс над обвиняемыми в совершении теракта. В деле 550 томов, более 500 потерпевших и сотни свидетелей. На скамье подсудимых друзья из Витебска Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев.
Обоим по 25 лет, образование среднее, один работал на заводе токарем, другой — электромонтером. По версии гособвинения, товарищи не только взорвали станцию «Октябрьская» 11 апреля этого года, но и совершили ряд других тяжких преступлений, связанных со взрывами. Всего следствие насчитало 30 преступных эпизодов у Коновалова и 15 — у Ковалева.
Первый взрыв Коновалов и Ковалев будто бы осуществили в декабре 2000 года в Витебске, когда им не исполнилось еще и 15 лет. В течение следующих восьми лет они «упражнялись» со взрывчаткой на лестничных площадках жилых домов, на остановках, возле библиотеки и летних кафе. При этом главная роль принадлежала Коновалову, рядовому троечнику по всем предметам, но «необыкновенно одаренному в химии».
Наибольшего «успеха» он добился в 2005 году в Витебске и на День независимости в Минске 4 июля 2008 года, когда взрывами были ранены люди. При этом никакой четкой цели предполагаемый террорист не имел. Как пояснил суду представитель гособвинения, заместитель генерального прокурора Алексей Стук, Коновалов совершал преступления для «демонстративного вызова обществу», проявлял вседозволенность и неоправданную агрессию, получая моральное удовлетворение от своей безнаказанности. Ковалев же содействовал взрывателю из «ложно понимаемого чувства товарищества».
Перед терактом — в агентство недвижимости
По версии гособвинения, взрыв в метро Коновалов готовил с июля 2010 года. Взрывчатое вещество смешанного типа весом 12,5 кг он изготовил на основе аммиачной селитры, уротропина, алюминиевой пудры и триацетон пероксида. При этом «детонатором» к бомбе стали действия правоохранительных органов: 9 апреля 2011 года у Коновалова неожиданно сняли отпечатки пальцев. Подсудимый полагал, что его отпечатки были также сняты с неразорвавшейся в 2008 году бомбы, и, чтобы избежать задержания, якобы стал торопиться: через 2 дня после дактилоскопии устроил взрыв на станции метро…
10 апреля Коновалова будто бы привез взрывчатку, упакованную в две
«В 17.54 Коновалов установил взрывное устройство, сам удалился и встал в переходном тоннеле, — зачитал обвинение замгенпрокурора. — Дождался прихода поезда, чтобы путем взрыва создать условия гибели максимальному числу людей, в том числе и детям, беременным женщинам, старикам. Передал высокочастотный сигнал управления, вызвал замыкание электрической цепи, что привело к детонации и взрыву».
Напомним, в результате взрыва на месте погибли 11 человек, еще четверо скончались в больнице, не менее 387 получили различные травмы.
Вину частично признали
Корреспондент «Интерфакса», наблюдавший за процессом в зале суда, отметил, что Коновалов слушал обвинение без видимого интереса. Сидел неподвижно, глядя в пол, не выражая никаких эмоций ни в моменты, когда прокурор описывал взрывные устройства, ни когда речь шла об убийстве людей и причинении вреда детям. Он, производя впечатление скучающего, уставшего человека, иногда зевал. Владислав Ковалев слушал обвинение также без видимых эмоций, однако иногда проявляя слабый интерес к речи прокурора.
Фото- и видеосъемку в ходе заседания судья запретил в самом начале процесса по ходатайству одного из потерпевших. Тем удивительнее, что видеозапись выступления Коновалова показали вечером по ТВ. Под гул микрофона он заученным тоном признал свою вину в совершении двух терактов в Минске — в метрополитене 11 апреля и у стелы Минск —
Он также признал себя виновным в незаконных действиях со взрывчатыми веществами и соучастии в совершении актов хулиганства в
Владислав Ковалев признал себя виновным в недонесении о готовящемся теракте 4 июля 2008 года, но от соучастия в теракте на станции метро и в других преступлениях отказался. Он заявил, что не подтверждает своих показаний, данных на предварительном следствии.
«Над ними хорошо поработали»
На первое заседание пришло около 120 пострадавших от взрыва в метро. Как отмечают СМИ, у этих людей нет сложившегося мнения ни о качестве следствия, ни о виновности подсудимых. «Шел посмотреть на обвиняемых, на одного и второго», — сказал журналистам Игорь Вергейчик, находившийся недалеко от эпицентра взрыва. Ознакомиться с материалами дела он не смог по состоянию здоровья, от суда ждет справедливости.
Другой потерпевший пожаловался, что ему не дали ознакомиться с материалами следствия и это вызывает у него подозрения. А отец пострадавшей от теракта женщины заявил ходатайство о переносе суда до тех пор, пока в Беларуси не будет отменена смертная казнь «как атрибут варварства» и введен институт присяжных. Кроме того, он заявил, что его дочь «шестой месяц лишена всех средств к существованию, до сегодняшнего дня ей не оплачен ни один больничный листок».
Студент Александр Александрия тоже еще не оправился от травмы, полученной в метрополитене.
- Реакция Коновалова и Ковалева — явно видно, что над ними хорошо поработали и почистили им мозги. Они просто подготовлены к этому процессу, — поделился он в перерыве своими впечатлениями с корреспондентом «БелаПАН». — Я не буду говорить, что не верю. Я верю, что за этим есть
Впрочем, для государственной пропаганды нет никаких сомнений. Отказывая подсудимым в презумпции невиновности, государственные телеканалы открыто называют Коновалова и Ковалева террористами и, демонстрируя частичное признание первого, насмехаются над оппозицией — за подозрение в организации теракта белорусских спецслужб.
Эта безапелляционность только усиливает подозрения. И даже если в судебном разбирательстве обществу предъявят убедительные доказательства вины подсудимых в совершении теракта, то с мотивами будет явная натяжка. Ну а на дееспособности правоохранительной системы Беларуси вообще придется поставить крест. Потому что в стране, где
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Taken from:
Взорвал метро, чтобы избежать наказания