Недавно на этом поприще отличилась эксперт фонда Карнеги Марта Брилл Олкотт. На проходившей в Фонде первого президента международной конференции по «социальной модернизации» она заявила, что, учитывая уровень доходов и жизненные стандарты, Казахстан не следует считать страной третьего мира. Более того, нашу республику, по ее мнению, нельзя даже назвать страной «второго мира», поскольку, мол, Казахстан находится на пороге вступления в «первый мир», вплотную приблизившись к странам Восточной Европы! Но все ли так хорошо на самом деле, как говорит американский эксперт?
Не больше чем третий мир
Не будем гадать, чем было вызвано столь, прямо скажем, преувеличенная оценка достижений Казахстана. Лучше сравним нашу страну с другими странами по такому распространенному показателю, как ВВП на душу населения за прошлый год, посчитанному Международным валютным фондом по паритету покупательной способности.
Примечательно, что наша республика по этому индикатору отстает даже от своих партнеров по Таможенному союзу. Если в Казахстане он превысил $11,5 тысячи, то в не имеющей богатых природных ресурсов Беларуси этот показатель составил более $12,3 тысячи, а в России — перебрался за отметку $16 тысяч.
Далеко впереди Казахстана идут прибалтийские страны Латвия, Литва, Эстония — более $17,8, $18,8 и $20,7 тысячи соответственно. Заметно отстает наша республика и от восточноевропейских стран. Например, в Польше ВВП на душу населения, по оценкам того же МВФ, превысил $17,5 тысячи, в Венгрии — $19,8 тысячи. По этому показателю Казахстан сопоставим только с наименее развитыми государствами Восточной Европы, такими как Румыния и Болгария — $12,6 и $12,3 тысячи.
И уж совсем недосягаемыми для нас выглядят наиболее продвинутые по показателю ВВП на душу населения страны Запада. В североамериканских Канаде и США он превышает $47 тысяч, в западноевропейских Бельгии и Великобритании — $36 тысяч. А в богатой нефтью скандинавской Норвегии ВВП на каждого норвежца достигает более $55 тысяч.
Что касается сопоставимых с Казахстаном стран, то к ним относятся ЮАР и Бразилия, где этот показатель выше $10 тысяч, Иран и Панама — более $11 тысяч, Уругвай и Венесуэла — более $12,7 тысячи, а также Мексика, Аргентина и до гражданской войны Ливия — более $14,5 тысячи. То есть как раз те самые государства, которые принято считать странами третьего мира.
В списке «троечников»
Надо сказать, заявление эксперта фонда Карнеги вызвало недоумение не только у нас. Удивились оценке Олкотт и опрошенные нами казахстанские и российские аналитики. Уровень жизни в Казахстане, по их мнению, далек от развитых стран, а по размеру ВВП на душу населения наша республика существенно уступает не только западным странам, но и нефтяным державам Ближнего Востока. Не говоря уже о таких показателях, как индекс развития человеческого потенциала и инновационного развития.
Главный экономист фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов «с порога» отверг оценку
Как отметил эксперт, на первом месте находится Люксембург с показателем $75 тысяч. За ним идут Катар, Норвегия, Сингапур и США. На дне находятся страны, многие из которых входят в ОЭСР. «Для того чтобы входить в условную «первую категорию», нужно иметь хотя бы $30 тысяч на душу населения, — полагает Миронов. — В нее попадают все развитые страны, включая Италию, Испанию и Грецию».
Аналогичного мнения придерживается руководитель аналитического отдела ГК Broco Алексей Матросов: «Первым миром» называются наиболее экономически развитые страны. По данным МВФ, к этой группе относятся: Австралия, Австрия, Андорра, Бельгия, Бермудские острова, Ватикан, Великобритания, Германия, Греция, Гонконг, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия,
При этом страны СНГ, по его оценкам, существенно отстают от них. «Казахстан нельзя отнести к странам «первого мира», так как по показателю доходов на душу населения он занимает
Кроме того, нужно принимать во внимание и неэкономические показатели, подчеркивает Валерий Миронов. Например, в стране может быть высокий ВВП, но низкий индекс развития человеческого потенциала, отражающий уровень жизни, грамотности и продолжительности жизни. Также в странах, по его словам, может различаться уровень экологического загрязнения или же может наблюдаться высокий уровень коррупции: то есть значительная часть ВВП расхищается горсткой лиц. «Такие страны, разумеется, нельзя отнести к «первому миру», — подчеркнул Миронов.
«Неуд» по всем параметрам
Известный экономист Канат Берентаев предлагает в первую очередь смотреть не на размеры ВВП, а на механизмы его распределения среди граждан.
«Заявляемые и реальные цифры сильно разнятся. Сейчас у нас порядка 1—2% населения — это «сверхбогатые» и еще 5—6% приближенные к ним, на которые приходится 70—80% ВВП страны, — подчеркнул эксперт. — И говорить, что у нас более $11 тысяч приходится на одного человека, это выдавать желаемое за действительное. В реальности происходит сильное расслоение общества».
При этом эксперт акцентировал внимание на уровне образования и социальных притязаниях казахстанцев. По этим показателям, считает он, Казахстан более близок к странам третьего мира. «Мы проводили исследование, и выяснилось, что, несмотря на доходы большинства населения, которые были ниже среднего, они остаются довольными жизнью, — пояснил
Первопричину сложившейся ситуации эксперт видит в
«Есть три сферы: этическая, экономическая и политическая. Целеполагающей должна быть этическая, а мы во главу угла ставим экономическую — наращивание ВВП любыми путями, — считает экономист. — В результате телега поставлена впереди лошади. Ведь важнее создать механизм распределения национального дохода, а уже потом наращивать ВВП. А у нас все переигрывается в пользу крупного капитала. В результате произошло сращивание крупного бизнеса и власти, отчего и получили олигархию».
Высокий экономический рост, по словам Берентаева, вызван высокими ценами на сырьевые экспортные позиции Казахстана. «Мы недавно проводили расчеты и получили результат, согласно которому подорожание нефти на $10 за баррель равняется 1,5—2% ВВП страны, — привел цифры экономист и добавил: — В текущем году цена выросла на $30—40 за баррель, и мы имели 5—6% роста. То есть весь рост получен за счет роста цен на сырье. А если этот фактор убрать, возможно, был бы спад экономики».
Не забывайте про СССР
С тем, что Казахстану очень далеко до списка развитых стран, согласен и директор аналитической группы Quorum Адиль Каукенов. «Есть болевые моменты, которые еще не решены, и их решение требует много лет. Это построение качественного здравоохранения, образования, качества жизни, борьбы с коррупцией и прочего. И вообще нужно достаточно осторожно относиться к словам представителя США. За этим могут стоять не только комплиментарные цели», — предупредил политолог.
Свои опасения по поводу оценок экспертов из дальнего зарубежья
«Была мощнейшая страна, действительно супердержава. Но с другой стороны, чтобы быть супердержавой, она бросала все на «суперское», забывая о гражданах. Это привело к тому, что сами граждане СССР перестали верить в свою страну и это кончилось провалом», — напомнил уроки истории
Примечательным в этом случае эксперт считает опыт Китая, который, «несмотря на всю свою экономическую мощь, до сих пор не признает себя развитой страной». «Когда мы сами будем видеть, что наш уровень жизни как в Норвегии, социальные условия как в Скандинавских странах, зарплаты как в США, а уровень социальной защищенности как во Франции, тогда можно говорить, что еще
…Вывод из оценок опрошенных нами экспертов и информации МВФ очевиден: представитель фонда Карнеги сильно поторопилась, причислив Казахстан к странам «первого мира». Хотя это и неудивительно, ведь что скрывается за красивой вывеской официальной Астаны иностранным экспертам по большому счету все равно. Но сколь долго безразличными к этому будут сами граждане?
Мнения по поводу
«Предъюбилейным восхвалением казахстанской власти» назвал оценку эксперта фонда Карнеги казахстанский политик Амиржан Косанов.
«Жаль, что столь уважаемая ученая присоединилась к общему, управляемому с Левого берега Ишима, хору, — сказал политик и добавил: — Для меня с давних пор эталоном оценки является индекс человеческого развития (ИЧР), применяемый ООН. В 2010 году ИЧР в Казахстане был равен 0,714, или
Отставание же Казахстана от развитых стран
Глава Ulagat Business Group Марат Каирленов не исключает, что уровень жизни в Алматы и Астане соответствует уровню Восточной Европы, но этого нельзя сказать о всей стране в целом.
«В сельской местности до сих пор не решена ситуация с питьевой водой. Что уж говорить о других атрибутах Восточной и Центральной Европы, таких как уровень доходов и проникновение Интернета, — расставил все по местам экономист. — Если отъехать километров на пятьдесят от Алматы, картина будет совсем другая, чем в городе. В других областях ситуация еще суровее, чем в Алматинской области».
Кстати
На отсутствие в Казахстане инновационного развития обратил внимание российский политолог Дмитрий Верхотуров. Проблему он видит в том, что инновационные структуры в стране создавались «под знаком идеи вложения в покупку инноваций больших денег, которые быстро дадут огромные прибыли». «Это было следствием некритического восприятия западной рекламы, малограмотности и недостаточно глубокого понимания процесса развития технологий», — отметил эксперт. Практика, по его словам, «жестоко развеяла эти иллюзии». Оказалось, что кроме денег нужны еще специалисты, разбирающиеся в сути вопроса, отбор
Источник: Газета “Голос Республики” №39 (215) от 4 ноября 2011 года
See more here:
Быть первыми нам только снится