Информация о том, что банковская группа «Юникредит» продает свою казахстанскую «внучку», «Алматинский торгово-финансовый банк» (АТФБ), за полмиллиарда долларов взбудоражила широкую общественность тем, что покупателем этого финансового института стал зять акима Алматы Ахметжана Есимова. Но нас в этой сделке заинтересовало другое: итальянцы уходят от нас с большими потерями, причем даже не пытаясь их компенсировать.
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Это тем более удивительно в то время, когда казахстанские госдеятели, в том числе лично Назарбаев, объездили чуть ли не всю Европу, приглашая инвесторов. Ну и если верить Акорде, наша экономика находится на подъеме в отличие от остального мира, который никак не может выбраться из перманентного финансового кризиса.
В итоге мы пришли к выводу: итальянцы ушли, потому что осознали, что в нынешних условиях они зарабатывать в Казахстане не смогут, а возможности переждать «худые годы» у них не стало из-за проблем на родине. Так что нынешний исход «Юникредита» сродни бегству Наполеона Бонапарта из зимней России.
Не будем перегружать читателя статистикой, подтверждающей наш вывод. Приведем только один аргумент. «Юникредит» на получение контроля над «АТФБанком» израсходовал $2,2 миллиарда, из которых $2,1 миллиарда получил Булат Утемуратов. Теперь, через пять лет, итальянская банковская группа получит за «АТФБанк» от Галымжана Есенова $550 миллионов. Чистые потери «Юникредит» составят $1650 миллионов, или 75% от первоначально вложенной суммы.
В качестве прикола сравним «АТФБанк» и многострадальный «БТА Банк». Перед первой реструктуризацией внешние обязательства последнего оценивались в $12,2 миллиарда. За четыре года и после двух реструктуризаций иностранные кредиторы получили в качестве возмещения своих вложений в общей сложности $3295 миллионов.
Эта сумма сложилась из следующих составляющих: $945 миллионов, выплаченных при первой реструктуризации; $1618 миллионов, выплаченных при второй реструктуризации; старших облигаций на $750 миллионов, размещенных среди кредиторов после второй реструктуризации.
Итого без учета торгового финансирования иностранные кредиторы БТА получили 27,2% от вложенных ими средств. Но это в том случае, если поверить Акорде, что прежний владелец БТА Мухтар Аблязов и его «сообщники» украли то ли 5, то ли 10 миллиардов.
В случае с «АТФБанком» и криминала вроде не было, а уровень потерь итальянских инвесторов оказался даже выше — 75% вместо 72,8%, как в случае с БТА. Нам скажут, что это постаралось государство, — возможно. Но вряд ли это обрадует иностранных инвесторов. Ведь как ни считай, а получается, что при любом раскладе — ворует менеджмент в банке или не ворует, придерживается корпоративных правил поведения или нет, помогает государство или нет — все равно потери инвесторов составят порядка трех четвертей вложенных в экономику Казахстана средств.
В общем, пора акординский лозунг «Инвесторы всего мира — добро пожаловать в Казахстан» заменить на парафраз знаменитого высказывания главного героя фильма «Александр Невский»: «Кто нам с долларом придет, тот от него и погибнет».
Оригинал статьи -
Бонапарт бежал из зимней России, а итальянцы – из Казахстана