Мы уже писали о том, что для дольщиков, вложивших средства в две и более квартиры, в ЖК, достраиваемых за госсчет, будет строиться отдельный жилой комплекс. А вот откуда взялись деньги на его возведение, можно только догадываться.
Автор: Лидия ШМИДТ
История дольщиков-многоквартирников, не получивших оплаченные ими квартиры сначала по вине недобросовестного застройщика, а потом по милости правительства, продолжается. И принимает совсем уж причудливые очертания.
Напомним, что в 2008 году правительство РК выделило 17 миллиардов 200 тенге на завершение проблемных жилых комплексов, недостроенных строительными компаниями. Параллельно у недобросовестных застройщиков было отсужено имущество. За счет этих средств и завершались недостроенные ЖК.
1 апреля 2010 года правительство издало постановление, больше похожее на злой розыгрыш. Оно гласило, что больше одной квартиры (из достроенных за госсчет) одному дольщику не положено, а те, кто вложился в две и три, больше одной все равно не получат, и средства им не вернут. Люди, в основном приобретавшие жилье для своих родственников и выплатившие суммы полностью, естественно, возмутились таким поворотом дела. Однако столичный акимат, невзирая на это возмущение, распределил чужую недвижимость третьим лицам, также пострадавшим из-за мошенничества стройкомпаний.
Ситуация получалась абсурдная. Те, кто брал квартиру в ипотеку, пострадали вдвойне: они лишились купленного жилья, однако кредитных обязательств с них никто не снимал. Война за жилье тянулась два года. Квартировладельцы бомбили письмами акимат, правительство, парламент и Генеральную прокуратуру и намертво держали оборону в заселенном жилье. Государство, со своей стороны, не отступало и сомнительное постановление (чье действие вообще не должно было распространяться на данных дольщиков) не отменяло.
- В течение двух лет мы доказывали незаконность этого постановления, — сказала правозащитница, инициатор общественной кампании “За достойное жилье!” Зауреш Батталова. — Мы доказывали, что постановление противоречит Конституции и международным нормам.
В последнее время власти даже перестали это отрицать. Нет, первоапрельское постановление никто так и не отменил. Однако Государственная комиссия по модернизации экономики на заседании, состоявшемся 21 сентября 2012 года, приняла решение — построить для дольщиков-многоквартирников отдельный дом. Вот только протокол заседания оказался строго засекреченным и его так никто и не увидел.
- Решение и какой-то протокол в правительстве нам отказались выдать, ссылаясь на то, что теперь это поручено акимату и на эти вопросы ответ должен дать акимат, — сообщила Батталова.
25 декабря в акимате Астаны состоялось специальное заседание Межведомственной комиссии по вопросам долевого участия в жилищном строительстве под председательством заместителя акима города Сергея Хорошуна. Там рассматривался вопрос обеспечения жильем дольщиков, заключивших договоры на две и более квартиры. И угадайте, за чей счет?
- Здесь четко сказано: принять к сведению информацию о принятом решении Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики РК от 21 сентября 2012 года, — демонстрировала протокол Батталова. — Решить проблемный вопрос дольщиков, вложивших денежные средства в две и более квартиры путем строительства дополнительного жилья за счет средств… вложенных дольщиками на приобретение двух и более квартир, общий объем которых составляет 2,3 миллиарда тенге. Обратите внимание, что строить дополнительное жилье они собираются за счет средств дольщиков, вложивших денежные средства в две и более квартиры. Здесь никаких денег из бюджета не предусмотрено, а черным по белому сказано, что это деньги, вложенные дольщиками!
Напрашивает вопрос: а каким же таким загадочным образом эти средства, изъятые несколько лет назад у недобросовестного застройщика, оказавшись в распоряжении ТОО “Жана Курылыс”, остались неизрасходованными? И почему, если в наличии были такие “свободные” средства, вообще зашла речь о выделении какой-то помощи из бюджета?
- Речь идет о тех решениях экономических судов, которые состоялись в 2008—2009 годах, — сказала Батталова. — То есть если бы дольщики (начиная с 2010 года, с момента выхода постановления), если бы они не ходили эти почти три года и не добивались бы справедливости, то куда бы ушли эти деньги? В чьи карманы? Почему из бюджета на эти цели выделялись деньги, которые потом были перераспределены непонятно кому и непонятно, каким способом? И почему все это происходило в закрытом режиме?
Впрочем, при взгляде на ситуацию попристальнее, она оказывается еще интереснее. По данным руководства ЖСК “Право на жилье — Астана”, с которым заключен договор на строительство жилого комплекса для многоквартирников, государство также не поскупилось на инвестиции.
- Акиму города Астаны (поручено — авт.) принять меры по организации строительства нового жилого комплекса для вышеуказанных дольщиков за счет имеющихся средств недобросовестных застройщиков, а также за счет экономии средств ранее выделенных на обеспечение дольщиков одним жильем, — процитировала председатель ЖСК Галия Болегенова протокол заседания Госкомиссии по модернизации экономики (тот самый загадочный документ, который, впрочем, никто не видел). — Теперь смотрите — здесь они сэкономили, 6,4 миллиарда, и так далее.
Оставим в стороне странную историю возникновения на жилищно-строительном горизонте многоквартирников ОО “Право на жилье” и тот факт, что его руководитель старательно пытается навязать мнение о какой-то невнятной программе, якобы изначально направленной на обеспечение дольщиков хотя бы одним жильем. Не будем уточнять также, что, по некоторым неофициальным данным, вышеуказанные 6,4 миллиарда оказались сэкономленными (хотя, наверное, честнее будет сказать, неосвоенными) при завершении строительства ЖК “Гранд Астана” и “Турсын Астана”.
Дело даже не в этом. А в том, что в акиматовском протоколе эти цифры даже не фигурируют. Так что не исключено, что их в очередной раз попытаются с… сэкономить, в общем.