Недавно лидеры общественного движения в защиту гольяновских рабов вынуждены были организовать сбор подписей под петицией в адрес уполномоченных по правам ребенка России, Казахстана и Узбекистана. Правозащитники озабочены судьбой детей, родившихся у невольниц и отобранных у матерей. На то, что детей найдут правоохранительные органы, никто, похоже, не надеется.
Автор: Гани КАРАКОЗОВ
Напомним, осенью прошлого года группа активистов движения “Альтернатива” (РФ) освободила из плена группу граждан Казахстана и Узбекистана. Большей частью это были молодые женщины из Южно-Казахстанской области. Оттуда же родом были и “рабовладельцы” — супруги Сакен Муздыбаев и Жансулу Истанбекова. В этот клан входили также сестры Жансулу и их домочадцы. Сестры Истанбековы родились и часть детства провели в Казыгуртском районе ЮКО. Позже обзавелись российским гражданством.
Рабовладельцы стали… свидетелями?
В ходе операции по освобождению пленников, которых прятали в подвалах магазина, расположенного в микрорайоне Гольяново (именно благодаря этому названию микрорайона пленников впоследствии журналисты нарекли “рабами из Гольяново”), было освобождено 12 человек. Это произошло непросто.
О том, что события разворачивались как в боевике, свидетельствуют видеоролики, выложенные в Интернете. Владельцы магазина до последнего упирались, не давая гражданским активистам зайти внутрь помещения. Порой дело доходило до потасовок. Испуганные продавцы, грузчики и другой персонал магазина не знали, как себя вести. Хозяева магазина командовали, что им делать, где стоять и что говорить.
Один из роликов запечатлел то, как женщины азиатской национальности спешно усаживаются в авто, а молодые парни и журналисты пытаются помешать им уехать, и все же, несмотря на сопротивление, двери автомобиля захлопываются, и авто уезжает в неизвестном направлении. Позже станет известно, что в той машине находилось несколько детишек, чьими матерями были пленные женщины, и увезли их от матерей хозяева магазина и приближенные к ним люди. Кстати, судьба некоторых малышей до сих пор неизвестна.
После освобождения несколько женщин-гастарбайтеров с помощью активистов общественных движений “Альтернатива” и “Гражданское содействие” обратились с заявлением в правоохранительные органы Москвы. Они просили привлечь к ответственности за незаконное лишение свободы супругов Истанбекову и Муздыбаева. Однако в итоге сестры Истанбековы и Муздыбаев по делу о гольяновских рабах, которые годами удерживались в подвалах и стенах их магазинов, проходят как СВИДЕТЕЛИ.
Возмущенные таким положением дел гражданские активисты России и Казахстана приступили в конце прошлого года к сбору подписей под обращением к президенту РФ Владимиру Путину. По нашей информации, ситуация с гольяновскими рабами находится под особым контролем министра МВД РК Калмуханбета Касымова.
У невольниц отбирали детей
Тем временем московские правозащитники выразили серьезную озабоченность не только судьбами освобожденных ими женщин, но и их детей. Многих невольницы во время рабства были изнасилованы и, находясь в плену, родили детишек. Некоторых малышей вскоре после рождения хозяева магазина под разными предлогами отбирали у матерей. Больше женщины своих детей не видели.
- В 2009 году я родила девочку, ее отобрала наша хозяйка Жансулу (Истанбекова — авт.), — рассказала одна из рабынь российским журналистам свою историю. — Через два или три года она сказала, что моя дочка умерла. Жансулу всех детей у рабынь отбирала. Также она у одной девушки забрала дочку и в мае 2012 года незаконно отвезла в Казахстан, а потом, вернувшись одна в Москву, сказала матери, что ее ребенок упал со второго этажа и погиб.
Так ли это на самом деле, правозащитники своими силами выяснить не могут, а правоохранительные органы в этом деле не спешат разбираться. Поэтому в середине января лидеры общественного движения в защиту гольяновских рабов вынуждены были организовать сбор подписей под петицией в адрес уполномоченных по правам ребенка России, Казахстана и Узбекистана.
“Двое из освобожденных детей прошли медосмотр, — говорится в петиции. — У них зафиксированы следующие травмы: неправильно сросшийся перелом левой бедренной кости, деформация бедер и голеней, рахитическая грудная клетка (Бауржан Касимов, 2007), шрамы на лбу, голове, раны на ухе (Бахыт Аширов, 2006). Бауржан Касимов имеет диагноз “синдром жестокого обращения с ребенком”.
Кроме того, хозяева магазина забирали у работниц детей и отправляли их в Казахстан. Так, в Казахстан были отправлены в 2005 или 2006 году Камилла Касимова (2003 г.р.), в 2012 году Дияна Аширова (2007 г.р.). Их матери надеются найти своих детей. Также неизвестно местонахождение двух детей бежавшей летом 2012 года работницы Салтанат Киргизбаевой — Асель (1998 г.р.) и Амира (2008 г.р.).
Однако сообщается, что хозяйка магазина Жансулу Истанбекова вывезла несовершеннолетних Асель и Амира в Казахстан и заставила несовершеннолетних детей в конце ноября прошлого года дать интервью для телеканала “К‑плюс”. Подписавшиеся под петицией правозащитники, журналисты, юристы и просто граждане трех стран просят уполномоченных по правам детей России, Казахстана и Узбекистана помочь в поиске пропавших детей, вернуть их матерям, оказать содействие в лечении этих детишек и наказать виновных.
Правозащитников превратили в злодеев
Между тем, история с пресловутым телеинтервью заинтересовала не только российских, но и казахстанских правозащитников. Всех удивил такой факт: в то время как ребятишек разыскивают матери, родственники и полиция, они под присмотром Жансулу Истанбековой рассказывают шымкентским журналистам, что им живется хорошо и никто их матерей и уже тем более их самих не обижает.
- Лично меня возмутил тот факт, что маленькие дети, в то время как их матери находятся в Москве, ездят по Шымкенту с чужими тетями-дядями и дают им интервью, — негодует руководитель департамента по защите прав детей ЮКО Галия Жусипова. — На каком основании эта дамочка, обозначенная в сюжете Жансулу Истанбекова, распоряжается этими детишками? Этот вопрос мы задали правоохранительным органам, однако результата пока нет.
В вышеозначенном сюжете Жансулу Истанбекова также дала интервью. Она категорически отказалась от предъявленных своими вчерашними работницами в ее адрес обвинений и заявила, что отношения с работниками выстраивались исключительно на взаимовыгодных условиях и на доброй воле всех сторон. О том, что лучше Жансулу-апай нет на свете человека, твердила в камеру и девочка-подросток по имени Асель. Более того, она уверяла, что главные злодеи в этой истории не Истанбекова и Муздыбаев, а московские правозащитники, которые заставляли возводить напраслину на душевнейших хозяев магазина. По ее словам, российские правозащитники за это даже обещали заплатить.
Тем временем эту Асель уже несколько лет разыскивает ее старшая сестра Фатима, бежавшая из московского рабства тремя годами раньше. Она очень переживает за судьбу младшей сестренки Асель, которую оставила в гольяновском плену. Примерно в то же время, когда появился сюжет с “разоблачительной речью Асель и Жансулу Истанбековой”, Фатиме пришло сообщение о том, что ее младшая сестра в Шымкенте и ее можно найти по указанному в СМС адресу.
- Мы с полицией сразу же поехали туда, — рассказывает Фатима. — Однако Асель там не было, а потом люди рассказали, что видели ее по телевизору. Больше от нее никаких вестей нет. Я так переживаю за нее! Что с ней? Жива ли она?! Увижу ли я ее еще когда-нибудь?!
И кров, и защита, и профессия
Между тем, шымкентским правозащитникам стало известно, что Асель и двух малышей, фигурировавших в сюжете, Истанбекова уже увезла в Москву. Где именно они сейчас находятся, никто не знает. Фатима и представители общественного объединения “Сана Сезим” написали в полицию заявление о похищении.
- Кроме того, мы пытаемся объединить все дела “московских рабов” в одно общее уголовное дело, — говорит сотрудница НПО “Сана Сезим” Зульфия Усманова. — Ведь к нам за помощью уже обратились девять человек, побывавших в московском рабстве. Причем большая часть из них бежала из плена еще задолго до освободительной акции “Альянса”. Отсчет жертв гольяновских рабовладельцев у нас начался еще в 2008 году.
Почти все экс-рабы не имеют собственного жилья, и “Сана Сезим” помогает им с оплатой арендуемых квартир. Людям не только оказывают юридическую помощь, содействуют в восстановлении документов, но и помогают получить профессию. Однако некоторые из “бывших” нуждаются и в более серьезной опеке.
- Начиная с октября-ноября прошлого, ко мне на телефон звонили неизвестные мужчины и требовали, чтобы я забрала заявление из полиции, — рассказывает одна из бывших московских узниц, пожелавшая остаться инкогнито. — Эти мужчины говорили, что если я их не послушаю, они убьют не только меня, но вырежут всю мою семью: маму и братишку. Потом угрозы стали поступать в адрес родных. Было очень страшно, ведь мне некуда было бежать от их преследований. Я боялась, что в один прекрасный день они выполнят свои угрозы и расправятся с нами.
Молодую женщину, а вместе с ней ее мать и брата, спрятали на конспиративной квартире волонтеры “Сана Сезим”. Они же помогают девушке с деньгами и продуктами.
- Я полагаю, что со временем жизнь этой семьи нормализуется, и все у них будет хорошо, — говорит сотрудница “Сана Сезим” Раушан Худайшукурова. — В конце концов, они на родине, а дома и стены помогают. Другой вопрос — что происходит с теми, кто до сих пор находится в рабстве. Ведь, по нашим данным, еще несколько десятков людей томятся в московском плену. Наши коллеги из России смогли освободить людей только из одного магазина, расположенного на улице Новосибирской, а по нашим данным, еще как минимум в трех магазинах Москвы находятся на положении рабов десятки людей. И все эти магазины принадлежат одному большому семейному клану.
…Говорят, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. По этой аналогии история с московским рабством будет тянуться до тех пор, пока из плена не выйдет самый последний раб и пока рабовладельцы не получат сполна по заслугам.