Исследование непредвиденных последствий Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег укажет на необходимые реформы, которые наблюдательный орган не захочет проводить.
Ранее в этом году Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) — глобальный разработчик стандартов по борьбе с финансовыми преступлениями — запустила новый проект по изучению и смягчению непредвиденных последствий, возникающих в результате неправильного (преднамеренного или иного) выполнения своих стандартов по борьбе с финансовыми преступлениями. .
Во многих случаях это, по-видимому, происходит из-за тех случаев, когда внедрение стандартов отклоняется от настойчивого подхода ФАТФ к подходу, основанному на оценке риска — когда применяемые меры соизмеримы с уровнем угрозы — что приводит к обстоятельствам, когда чрезмерно ограничительные правила вводятся под предлогом борьбы с незаконным финансированием. Это приводит к нарушениям законной деятельности таких организаций, как некоммерческие организации (НКО), которые подлежат контролю со стороны ФАТФ; маргинализированные люди исключены из официальной финансовой системы; и государства открывают новые каналы для ограничения прав человека в политических целях. Те, кто отслеживает влияние стандартов ФАТФ на гражданское общество, малоимущих и правозащитников, приветствовали инициативу ФАТФ.
С тех пор, хотя ФАТФ проводила брифинги для заинтересованных групп гражданского общества о своих первоначальных выводах, ее «критический» отчет, основанный на собранных свидетельствах о непредвиденных последствиях, остается неопубликованным. И потенциальное влияние этой работы до сих пор неясно.
В то же время ФАТФ активно проводит «Стратегический обзор», посредством которого она стремится определить, как ее страновые оценки «могут лучше продвигать и обеспечивать более действенные и действенные меры ПОД / ФТ». Оптимисты могут надеяться, что этот обзор предоставит возможность приспособиться к урокам, полученным в результате проекта ФАТФ по непредвиденным последствиям; но регулярные наблюдатели ФАТФ, к сожалению, будут знать, что характер принятия решений ФАТФ — и ограниченное независимое управление и контроль за ее деятельностью — не способствуют радикальным изменениям.
Имея это в виду, в июле Центр исследований финансовых преступлений и безопасности RUSI провел серию веб-семинаров, в которых проблема непредвиденных последствий, связанных с ФАТФ, рассматривалась с трех точек зрения: уроки из предыдущих случаев, когда ФАТФ отреагировала на негативные последствия заявки. его стандартов; текущее влияние стандартов ФАТФ на доступность финансовых услуг; и участившееся злоупотребление стандартами в политизированных целях, особенно в отношении правозащитников и политических оппонентов.
Были также изучены некоторые положительные результаты: например, значительный прогресс, достигнутый ФАТФ в признании влияния ее стандартов на сектор НКО, включая введение специальной программы взаимодействия с НКО; и растущее признание ФАТФ потенциального воздействия ее стандартов на доступность финансовых услуг.
Тем не менее, объединяющей нитью всех трех дискуссий было отсутствие каких-либо последствий или наказаний для стран, где неправильно используются стандарты ФАТФ: процесс асимметричен. Проще говоря, нет обратной стороны, если стандарты применяются слишком часто для достижения наилучшего результата оценки или, что еще хуже, если ими активно злоупотребляют в политических целях.
Таким образом, хотя следует поздравить ФАТФ за признание того, что ее стандарты часто имеют непредвиденные последствия, неясно, есть ли у нее механизмы, позволяющие взять на себя ответственность за эти последствия и реагировать на неправильное применение.
Но как бы это могло выглядеть, если бы ФАТФ приняла на себя обязательную подотчетность?
Императив большей подотчетности
В основе любого ответа должны лежать более совершенное управление и большая операционная прозрачность. Как отмечается в отчете Группы по финансовой подотчетности, прозрачности и честности, сформированной по приглашению Генеральной Ассамблеи ООН за февраль 2021 года , ФАТФ “ работает без юридических соглашений или статей соглашения по своей сути ”. Это напоминает нам о том, что ФАТФ, которую часто шутливо называют «самой важной международной организацией, о которой вы никогда не слышали», не имеет подкрепляющих законность оснований, которыми обладают сопоставимые учреждения.
Отсутствие юридической конвенции, в которой излагаются ее полномочия и объем полномочий, также означает, что операционные процедуры ФАТФ могут показаться демонстрирующими способ работы «за закрытыми дверями», который стал устаревшим и неприемлемым. Для тех стран, которые не являются прямыми членами ФАТФ, или тех, которые считают, что на них негативно влияют ее стандарты, отсутствие операционной прозрачности и управления особенно проблематично.
Хотя ФАТФ (и, в частности, Парижский Секретариат) демонстрирует растущую готовность взаимодействовать с теми, кто не входит в ее состав, такими как финансовые учреждения, члены гражданского общества и академические круги, большая часть ее процессов и принятия решений непрозрачна, ограничена только пунктами. сообщениями в социальных сетях тех, кто находится «в комнате» и разочарован его действиями.
Новый фреймворк
Таким образом, во-первых, ФАТФ должна взять на себя обязательство значительно повысить прозрачность своих обсуждений и принятия решений. Те, на кого влияют его стандарты, должны четко видеть, как решаются их вопросы и проблемы, если FATF хочет добиться легитимности и поддержки со стороны населения при отсутствии строгих правовых основ.
Во-вторых, и это связано с тем, что ФАТФ необходимо ввести независимое управление и надзор. Должен быть учрежден Омбудсмен (и персонал), финансируемый членами ФАТФ, для расследования и представления соответствующих жалоб, аналогично тому, как Омбудсмен комитета по санкциям 1267Совета Безопасности ООН уполномочен беспристрастно высказывать свое мнение, когда дело доходит до запросов об исключении из списка от лиц, которые считают, что они стали жертвами режима санкций ООН в отношении «Аль-Каиды» и «Исламского государства». Этот офис должен составлять ежегодный публичный отчет о выявленных нарушениях стандартов ФАТФ и иметь гарантированное место для выступления на каждом пленарном заседании ФАТФ. Страны, указанные в отчете Омбудсмена как перешагнувшие границы, должны быть обязаны отвечать на отчет как часть регулярной последующей отчетности, которую страны уже обязаны предоставлять.
Проведенные ФАТФ оценки финансовых преступлений стран, в частности, их «серый» и «черный» листинг, оказали очевидное влияние.по инвестициям, полученным странами, и, таким образом, представляют собой главный источник влияния органа на его членов. Поэтому, в‑третьих, необходимо расширить критерии включения в серый список ФАТФ. Если Омбудсмен определяет, что страны злоупотребляют стандартами ФАТФ, они должны быть добавлены в серый список до тех пор, пока злоупотребление, например, властное законодательство, не будет устранено. Признавая серьезные экономические последствия, страны принимают все меры, чтобы не попасть в черный / серый списки ФАТФ. Поэтому следует рассмотреть возможность использования этого сильного неприятия для борьбы со злоупотреблением стандартами ФАТФ. Страны должны знать, что неправильное использование стандартов повлечет за собой последствия.
Наконец, там, где последствия стандартов FATF действительно непредвиденные, FATF должна действовать гораздо быстрее, чем это было раньше. Примечательно, что в случае выявления новых рисков — например, появления новых финансовых инструментов, таких как криптовалюты, — ФАТФ может ускорить принятие решений; тем не менее, когда обнаруживаются непредвиденные последствия, прогресс в лучшем случае остается медленным (просто спросите тех, кто, например, одного из авторов, вовлеченных в многолетний процесс исправления недостатков Рекомендации 8 по НКО). Омбудсмен должен быть уполномочен отслеживать и оценивать реакцию ФАТФ на выявленные недостатки.
В основе этого вопроса лежат прозрачность, легитимность и ответственность. Власть, которой обладает ФАТФ, и влияние ее стандартов и оценок, несомненно, улучшили целостность мировой финансовой системы. Но для тех стран, которые не являются основными членами FATF и считают, что с ними несправедливо обращается организация, в которой доминируют богатые страны, или для тех групп, которые испытывают неудобства или (в худшем случае) преследуются в результате влияния FATF, его отсутствие подотчетности и механизмов, с помощью которых он может взять на себя ответственность за действия, которые он направляет или вдохновляет, значительно подрывает его легитимность.
Хотя проект непредвиденных последствий приветствуется, если проект заслуживает доверия, он почти наверняка приведет к своим собственным непредвиденным последствиям, поставив ФАТФ на меры по исправлению положения, которые в ее нынешнем воплощении она не пожелает или не сможет предпринять. Неспособность предпринять радикальные действия, которых может потребовать этот проект, усилит аргументы тех, кто уже ставит под сомнение легитимность FATF.
Мнения, выраженные в этом комментарии, принадлежат авторам и не отражают точку зрения RUSI или какой-либо другой организации.
Источник: https://rusi.org/