Когда в Казахстане почему-то торжествует справедливость, я обычно аплодирую одной ладошкой. По опыту знаю: торжеству этому позволяют явиться рычаги и приводные ремни, с социальной справедливостью имеющие мало общего.
Автор: Вадим БОРЕЙКО
Медный таз для президента «Казахмыса»
В этом месяце в корпорации «Казахмыс» произошли любопытные события.
Сначала без объяснения причин сняли с должности Марата Асипова, главного редактора газеты «Время», чьим «куратором» являлся президент горнорудного гиганта, и 3 мая пост главреда занял Лев Тараков, экс-шеф «Литера» — издания из нуротановской обоймы.
4 мая отказались выходить из шахты «Анненская» горняки «Казахмыса», которым по несчастливому стечению обстоятельств как раз накануне покоцали зарплату до 70% за невыполнение плана. В знак протеста они объявили забастовку, требуя повышения жалованья вдвое. Спустя два дня председатель правления «Казахмыса» Эдуард Огай обещал пойти им навстречу, пояснив, что план был завален по вине руководства корпорации.
А в пятницу, 11 мая, председатель совета директоров группы “Казахмыс” Владимир Ким объявил о своем решении передать полномочия независимому председателю, оставив за собой должность неисполнительного директора. Чем, между прочим, подтвердил мой прогноз. Вот что я написал 3 мая в статье «Джигурда головного мозга» на портале «Республика» о смене руководства в газете «Время»:
«Есть и другая версия, не имеющая прямого отношения к собственно газете. Удаление Владимира Кима из «кураторов» издания — лишь предвестие его удаления из «Казахмыса». А вот это уже совсем другой уровень. Как-никак Владимир Сергеевич уже лет 10 — наш главный номинальный «форбс». И подобное решение может означать тектонические подвижки на Олимпе — как экономическом, так и политическом. Хотя о чем я? Это ж один и тот же Олимп. При таком раскладе «Время» окажется просто мелкой разменной лептой в большой игре. Впрочем, подождем развития событий».
Как видите, долго ждать не пришлось. Кстати, я еще тогда подумал, что для выпиливания г‑на Кима из кресла президента корпорации под благовидным предлогом могут поюзать и такой метод, как искусственное провоцирование забастовки — путем обрезания зарплаты. Ведь после Жанаозена страшнее греха, чем стачка, для руководителя и придумать трудно. Подумал я так, но писать не стал — чтоб самому ее не провоцировать.
Допускаю, что в последовательности майских приключений в «Казахмысе» можно увидеть не причинно-следственные связи, а простое хронологическое совпадение. Однако, когда на прошлой неделе работники Жезказганской ТЭЦ (еще одно предприятие корпорации), вдохновленные примером шахтеров, тоже потребовали поднять зарплату на 100%, аттракцион неслыханной щедрости г‑на Огая кончился: им пригрозили увольнением.
Слишком много совпадений, не находите? Вот почему, когда я слышу о торжествующей справедливости, в аплодисментах участвует только одна ладонь.
Блаженны миротворцы
Тема «Казахмыса» прозвучала на отчетной неделе еще раз, уже в столице.
Назначенный главой недавно созданного Центра социального партнерства по урегулированию гражданских конфликтов при ФНБ «Самрук-Казына», Нурлан Еримбетов немедленно приступил к ребрендингу собственного имиджа, описанного в Евангелии от Матфея: «Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими».
На встрече с сенатором Гани Касымовым в дискуссионном клубе «АйтPARK», который Нурлан Кенжебекович перевез из Алматы в Астану, поближе к новой житнице, он живо комментировал итоги забастовки горняков шахты «Анненская» (цитирую по сайту guljan.org):
- О чем это говорит? Во-первых, значит, эти деньги были раньше, но их рабочим не выплачивали, порождая недовольство. А во-вторых, с какой стати нужно было вбухивать двукратное увеличение зарплаты, когда можно было ограничиться постепенным повышением на 15 — 20%? Теперь получается, что и рабочие других предприятий страны тоже захотят, чтобы им на 100% увеличили заработок. И тоже встанут на дыбы?! Но ведь это опять эскалация конфликта, и люди, которые принимали подобное решение, элементарно не просчитали последствий, не подумали о стране.
Убедительно. Казахстанский пролетариат о таком переговорщике мог только мечтать. Правда, есть еще вариант даже не решения, а упреждения конфликтов.
Владельцы заводов, газет, пароходов назначают своим рабочим такую же зарплату, какую получают их коллеги в приличных странах. И все дела! Уверяю: даже мысли о забастовках не будет. Ну а что? Мировые цены на нефть, медь, алюминий, хром — они же везде одинаковые. Но, вы правы, прибыль от добычи полезных ископаемых в Казахстане и какой-нибудь там Норвегии — разная. В том числе из-за впечатляющих отличий фондов заработной платы.
А если отвалить работягам, сколько они заслуживают, из списка журнала «Форбс» могут навсегда исчезнуть дорогие нашему сердцу и стране гг. Кулибаев, Ким, Машкевич, Ибрагимов, Шодиев. Что явится мощным ударом по национальному самолюбию казахстанцев. Но эту неприятность мы переживем. А вот переживут ли они?
Каюсь, предлагаемый сценарий — утопия. Не бывать сему! Пока в Казахстане действует бессрочный карт-бланш для людей, чье главное качество — готовность пожертвовать ради себя и своего кармана кем угодно.
Возвращаясь к г‑ну Еримбетову, замечу: с такой способностью защищать от пролетариев буржуйские деньги перед ним вскоре откроются большие перспективы. У него вообще завидная биография, требующая достойного продолжения. Бетонщик, режиссер театрализованных представлений, чиновник по культуре, профсоюзный деятель, менеджер, замакима Кызылординской области, секретарь политсовета и советник и.о. председателя партии «Отан».
В 2005 году — шкандаль, громкий уход с поста консильери и последующая жесткая критика партии власти. Далее — по нисходящей: советник главы ДПК «Ак жол», ведущий клуба «АйтPARK», плюралистичного на нет, и ток-шоу «Открытая студия».
И вот, наконец, из медийных кушаров нашего героя вознесло в уютное гнездышко птицы Самрук, где подают любимое всеми блюдо — котлету баксов.
Бесспорно, у Нурлана Еримбетова высокий ранговый потенциал. Который он вполне может реализовать. Если, конечно, страна победившего аппарата простит ему отступничество семилетней давности.
Алтын Адам — советник главы КТЖ
Вот, например, Тохтара Аубакирова простили, хотя и весьма своеобразно.
Как вы, наверное, слышали, 20 апреля первый казахский космонавт вышел из ОСДП «Азат», мотивировав разочарованием в оппозиции и отсутствием у нее конкретного плана. Видимо, на выходе план, причем конкретный, ему нашли, поскольку Тохтар Онгарбаевич призвал всех объединиться вокруг президента. И водить вокруг него хороводы (эта фраза — художественный домысел).
И уже 11 мая народному герою нашли должность, полностью соответствующую его историческому статусу. Советник президента национальной компании «Казахстан Темир Жолы».
Как прихотлива планида! Сначала монумент Независимости на площади Республики в Алматы венчала под видом Алтын Адама фигура первого космонавта. Затем — видного оппозиционера. И вот теперь — советника главы КТЖ Аскара Узакпаевича Мамина.
А юношам, обдумывающим судьбу, урок: долетайте до самого Солнца, но если на обратном пути хоть на один нанопарсек отклонитесь от заданного политического маршрута, после приземления вам укажут ваше истинное место.
Смена достойными гражданами своей политической ориентации — новость забавная, но никак не эксклюзивная. Это уже, можно сказать, в традициях.
Сёгуны, что руководят страной, почти поголовно вышли из рукава коммунистической шинели. Но когда Союзу наступил экстерминатус, Владимир Ильич Ленин превратился в Акакия Акакиевича Башмачкина и вместо шинели дресс-кодом стал костюм от Brioni, они предусмотрительно отреклись от компартии — кормилицы их карьеры. А нынче и вовсе хотят сжить её со свету.
Эх, белые акации, цветы реинкарнации…
View article:
Белые акации, цветы реинкарнации