Целых семь месяцев, почти столько же времени, сколько продолжается «мирное восстание» сирийцев, президент Башар Асад не показывался на телеэкранах, ограничивая свое общение с народом редкими интервью с «допущенными к особе» журналистами. Однако в минувший вторник он прервал свое молчание и обратился к сирийцам с речью, продолжавшейся без малого полтора часа.
В ней Асад определил календарные рамки давно обещанных им демократических реформ и пообещал, в частности, провести в марте общенациональный референдум о введении в действие новой Конституции страны. Одновременно президент Сирии подчеркнул, что ни в коем случае не намерен слагать с себя лидерские полномочия, а также заявил, что до сих пор лично не отдал ни одного приказа стрелять по демонстрантам.
Он, правда, не сказал, кто именно повинен в массовых расстрелах оппозиционеров, но из его слов можно было сделать вывод, что манифестанты, вышедшие на улицы и площади, чтобы требовать его отставки, сами виноваты в своей гибели. Их, мол, подстрекали и подстрекают «определенные силы
Кто в Дамаске хозяин?
Западные комментаторы не исключают, что в словах сирийского президента имеется определенная доля истины. Дело в том, что совсем недавно в Европе объявился один высокопоставленный чиновник сирийского кабмина, попросивший здесь политического убежища и заявивший, что правительство его страны, по сути, упустило бразды правления Сирией. Министры оказались заложниками военных, которые зачастую отдают распоряжения через их головы. Именно генералы, а не Башар Асад, утверждает сирийский перебежчик, приказывают расстреливать мирных демонстрантов, в то время как министры в Дамаске не могут даже выйти из собственных кабинетов без сопровождения солдат, приставленных к ним не то в качестве охранников, не то — конвоиров.
Так это или нет, но разгул насилия в Сирии приобрел небывалый размах. По данным ООН, число убитых с начала беспорядков перевалило за пять тысяч человек.
Примечательно, что Башар Асад еще не успел дочитать свое телеобращение до конца, а протесты в стране разразились с новой силой. В Хомсе, где речь президента транслировалась на огромный экран, установленный на одной из площадей, собравшиеся люди начали скандировать «Смерть дьяволу!», после чего в них стали стрелять. Как сообщил один из представителей оппозиции, при этом погибли восемь человек.
Наблюдатели, присланные в страну Лигой арабских государств, никак на ситуацию не повлияли. Более того, в течение двух недель своего пребывания в Сирии они сами стали мишенью для противоборствующих сторон. Так, по сообщению кувейтского информационного агентства KUNA, в минувший понедельник в результате налета верного режиму Асада паравоенного формирования «Шабийя» на демонстрантов в Латакии были ранены двое кувейтских наблюдателей.
Представители обеих сторон поспешили обвинить в этом инциденте друг друга: оппозиция заявила, что «напавшие на манифестантов вооруженные бандиты нарочно охотились за наблюдателями, так как те увидели слишком много», а командиры «Шабийя» ответили, что «вооруженные погромщики из числа так называемых оппозиционеров использовали кувейтских наблюдателей в качестве живых щитов».
Ни подтвердить, ни опровергнуть ни одно из этих заявлений не представляется возможным, так как оба кувейтских офицера находятся в госпитале и не могут пока дать показания. Ясно пока одно: с самого начала наблюдательная миссия ЛАГ развивается совершенно не так, как задумывалось. Их присутствие не оказывает на солдат сдерживающего влияния.
«Здравствуйте, гости!»
Тем временем свое присутствие в Сирии со всей недвусмысленностью обозначила Россия. В сирийский порт Тартус, где расположена единственная на Средиземном море
Официально Кремль заявил о том, что это «плановый визит»: средиземноморской эскадре нужно пополнить запасы топлива и продовольствия. Однако странное совпадение по времени между этим событием и речью Асада, прозвучавшей уже на следующий день, не ускользнуло от внимания западных комментаторов. На Западе присутствие в Тартусе тяжелых боевых кораблей российского флота расценили как не слишком тщательно завуалированную угрозу в сторону НАТО — Россия, мол, «пометила территорию».
Сирийские власти также расценили визит российской эскадры явно выше, чем простую «техническую необходимость». Приветствия российским морякам прислал сам президент, а передал их лично министр обороны страны Дауд Раджа. Сирийское государственное информационное агентство Sana в своем коммюнике по этому поводу назвало визит российских кораблей «знаком нерушимой дружбы между сирийцами и русскими, признаком того, что законная сирийская власть имеет сторонников среди великих держав мира». Для «технического визита», пожалуй, и в самом деле многовато.
«Игра мускулами» со стороны Кремля действительно пришлась для Башара Асада как нельзя более кстати. Не секрет, что на международной арене он ощущает себя все более изолированным — лишь Москва нерушимо стоит в ООН на страже его интересов, предотвращая любые возможные резолюции Совета Безопасности, направленные против него и его режима. Например, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров недавно в очередной раз назвал сирийских оппозиционеров «экстремистами, сознательно провоцирующими гуманитарную катастрофу, чтобы вызвать иностранную интервенцию».
Позиция Кремля не удивительна. В конце концов, с момента распада СССР Москва потеряла значительную часть своего некогда огромного влияния на Ближнем Востоке. После падения режима Каддафи к союзникам России в этом регионе, по сути, стопроцентно относятся лишь Алжир и Сирия. Наверное, именно поэтому российская политика так крепко держится за Асада.
Кроме того, отношения между двумя странами важны не только в политическом отношении, но и в немалой степени — в экономическом. Башар Асад — верный клиент российского
Так было, к примеру, в дни Второй ливанской войны, когда боевики этой организации расстреливали израильские танки «Шмелями», а израильские приграничные города — «Градами» — оружием, которое, согласно международным конвенциям, «Хезболле» вообще поставлять запрещено. Уже тогда на протесты израильтян российские высокопоставленные политики на голубом глазу отвечали, что продают оружие Сирии, а уж что она с ним потом делает — ведать не ведают.
С другой стороны, российские концерны, в частности, «Татнефть» — весьма интенсивно разрабатывают сирийские нефтяные месторождения. Общая сумма этого контракта оценивается независимыми источниками в $13 млрд. Так что уже хотя бы по этим причинам российское руководство не может позволить себе даже помыслить отказать Асаду в политической поддержке, что бы он ни вытворял.
Так что повторения «ливийского сценария», когда Россия не наложила вето на знаменитую резолюцию Совбеза за номером 1973, давшую зеленый свет операции НАТО «Одиссея. Рассвет», ожидать не приходится. Москва демонстрирует несгибаемую позицию, и ее маневр в Средиземном море, похоже, вполне удался: «Адмирал Кузнецов» и сопровождающие корабли уже покинули Тартус и отправились на плановые учения, а Башар Асад воспрянул духом и с новыми силами понес своему народу демократию. Ну, или то, что он под этим словом понимает.
Read this article:
Башар Асад опять обещает демократию