Во время своего восхождения в качестве одного из самых богатых олигархов России Роман Абрамович влил большую часть своего состояния на Запад, накопив роскошные дома, многомиллионные картины, частные самолеты и породистых лошадей.
Среди его громких сокровищ: огромный особняк в Колорадо, суперяхта стоимостью 700 миллионов долларов, недавно захваченное поместье на Французской Ривьере и даже почтенный лондонский футбольный клуб «Челси».
55-летний влиятельный человек входит в группу миллиардеров, которых американские эксперты обвиняют в поддержке президентства Владимира Путина, поскольку российский лидер ведет войну на Украине уже четвертый месяц.
В течение многих лет олигарх незаметно перемещал свои деньги через финансовую систему США, даже несмотря на то, что эксперты по банковскому мошенничеству обнаружили признаки отмывания денег: миллионы, вытекающие из стран с высоким уровнем риска в виде крупных круглых долларовых сумм, и отсутствие очевидной цели для многих платежей.
Перемещение этих средств в Соединенные Штаты показывает, насколько легко в страну могут попасть подозрительные деньги — миллиарды, принадлежащие преступным группировкам, российской элите и коррумпированным иностранным чиновникам, — несмотря на внутренние предупреждения банков.
Секретные правительственные отчеты, просмотренные Pittsburgh Post-Gazette, показали, что год за годом банки США переводили огромные суммы долларов, не предприняв предварительно элементарных шагов, таких как определение того, откуда поступают подозрительные средства.
В то время как администрация Байдена расправляется с олигархами, чтобы наказать Россию за ее вторжение в Украину, неспособность банков не допустить теневых денег угрожает подорвать одну из самых публичных попыток президента нанести ответный удар России за жестокую, неспровоцированную атаку, которая распространилась страх перед ядерной войной по всему миру.
Имея уникальную возможность бороться с отмыванием денег и другими преступлениями, банки должны быть начеку и время от времени отказываться переводить деньги или даже отказываться от клиентов, которые, как они подозревают, могут нарушать закон.
Но записи показывают, что банки — получая комиссионные от огромного денежного потока — не только переводили доллары для преступных групп и коррумпированных иностранных чиновников, но и для олигархов, которые должны быть исключены из финансовой системы из-за предварительных санкций правительства.
В одном случае Wells Fargo перевела деньги для казахстанского беглеца в 2015 году даже после того, как Интерпол выдал предупреждение о его аресте за якобы помощь в отмывании миллионов государственных средств из его страны.
В другом случае Standard Chartered получила сотни миллионов от имени печально известного китайского гангстера, начиная с 2013 года, несмотря на то, что средства поступали от подставной компании с офисами в Африке, у которой, похоже, не было никаких законных деловых целей.
Денежные переводы подчеркивают риски, которые берут на себя банки в эпоху, когда преступные организации зависят от финансовых учреждений в плане перемещения и сокрытия своих денег.
Известные как отчеты о подозрительной деятельности или SAR, записи, которые никогда не разглашаются общественности, являются частью серии Post-Gazette об отмывании денег, которая началась с расследования миллионов долларов в сталелитейной промышленности США.
Газета рассмотрела около 2000 таких отчетов, поданных банками в соответствии с законом, который требует, чтобы учреждения сообщали правительству о подозрительных долларах.
Сами по себе записи, которыми поделился с Post-Gazette репортер BuzzFeed News Джейсон Леопольд, не являются доказательством преступления, и не всем в отчетах были предъявлены обвинения в правонарушениях.
Но информация, обнаруженная банками, вызвала такую тревогу, что отчеты были отправлены в Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США, которая расследует отмывание денег и другие финансовые преступления.
В связи с недавними усилиями администрации Байдена по пресечению людей из ближайшего окружения Путина, включая усилия по захвату их яхт и особняков, правительство США два месяца назад направило банкам предупреждение, чтобы они сохраняли бдительность и не позволяли олигархам переводить свои богатства в страна.
Несмотря на запрет, наложенный на олигарха Аркадия Ротенберга и его брата после первого вторжения в Украину в 2014 году, банки по-прежнему переводили миллионы в США через подставные компании от имени пары, как показало расследование Сената.
С 2010 года по меньшей мере 15 крупных банков были подвергнуты нормативным штрафам и уголовным расследованиям в связи с отмыванием денег и нарушением санкций, что вызывает вопросы о способности банков не пускать тех самых людей, на которых нацелена администрация Байдена, основываясь на их прошлых записях.
Один бывший регулирующий орган, десятилетиями проводивший расследования в отношении банков, сказал, что он обеспокоен тем, что слишком многие финансовые учреждения в погоне за прибылью проявляют «умышленную слепоту», которая позволяет течь подозрительным долларам.
« Банкиры зарабатывают на этом очень много денег», — сказал Томас Нолльнер, проработавший 30 лет в Управлении валютного контролера. «…(Я) это происходит год за годом, год за годом».
Почти 12 лет назад Министерство юстиции запустило громкую кампанию, в ходе которой было создано первое подразделение по борьбе с клептократией в агентстве для борьбы с коррумпированными иностранцами, эксплуатирующими свои страны и перемещающими свои нечестно полученные доходы в США.
В то время целью было «сдерживание коррупции, привлечение правонарушителей к ответственности и защита государственных ресурсов», сказал тогдашний генеральный прокурор Эрик Холдер.
В последующие годы, как показывают документы, сотни миллионов долларов были проведены через банки некоторыми из тех самых людей, которые должны были стать мишенью для нового подразделения.
В течение многих лет банки переводили деньги для Ильяса Храпунова, в то время скрывавшегося от правосудия в Казахстане, даже после того, как в своей стране его обвинили в том, что он помогал своему отцу Виктору Храпунову отмывать миллионы, которые, по словам правительственных следователей, были украдены из государственной казны. Всего Храпунову-старшему было предъявлено обвинение в краже более 300 миллионов долларов, и он был признан виновным заочно.
Банковские следователи Wells Fargo описали «подозрительные и необъяснимые» перемещения денег в 2013 и 2014 годах; телеграфные переводы для больших круглых сумм в долларах; и отсутствие четкого источника средств, цели сделок или отношений между некоторыми из сторон. Но средства все равно были переведены.
Сын бывшего министра энергетики Казахстана, он и члены его семьи были обвинены правительством в покупке многомиллионных домов в Беверли-Хиллз, аренде Rolls-Royce и Bentley, а также инвестировании в роскошный отель в Нью-Йорке наряду с покупкой трех квартир. в манхэттенском Trump SoHo на деньги, которые якобы украли из их страны.
Отчеты о Храпунове-младшем и других связанных с ним лицах, поданные Bank of New York Mellon в 2017 году, показывают десятилетие, в течение которого банк перевел более 20 миллионов долларов от его имени и других лиц, даже после того, как было выпущено уведомление Интерпола о его аресте в 2014 году и гражданский иск о рэкете был подан городом Алматы в Казахстане в федеральный суд Калифорнии.
В иске правительства Алматы говорится, что Храпуновы сочли, что Соединенные Штаты созрели для отмывания денег, в большей степени, чем другая страна, в которой они жили, — Швейцария.
Алматы проиграл дело Калифорнии в 2015 году в федеральном апелляционном суде по техническим и юрисдикционным основаниям.
Ильяс Храпунов отверг обвинения, заявив, что он и его семья стали жертвами политики в своей родной стране.
« Казахстанский и российский режимы используют сфальсифицированные доказательства для возбуждения гражданских и уголовных дел для преследования своих политических оппонентов», — сказал Храпунов-младший в электронном письме Post-Gazette. «Я действительно считаю, что соблюдение банковских норм чрезвычайно важно, но не всегда легко отличить реальные дела от «политически мотивированных».
А еще есть случай Лю Ханя, китайского миллиардера и современного военачальника, который, согласно опубликованным отчетам, сколотил состояние на добыче полезных ископаемых, а также на хаосе и любил норковые шубы и роскошные автомобили.
Снова и снова Standard Chartered переводил огромные суммы денег для компаний, связанных с ним, позже обнаружив, что некоторые из средств поступили по очень подозрительным схемам от подставной компании, которая зарегистрировала офис в многоквартирном доме в Танзании.
В 2013 году правительство обвинило его в руководстве организованной преступной группировкой, похожей на мафию, которая убивала его политических врагов, вымогала деньги, торговала оружием и управляла незаконным игорным бизнесом.
К тому времени, когда китайское правительство казнило 49-летнего Лю в 2015 году вместе с его братом и другими сообщниками, Standard Chartered Bank уже осуществил большую часть переводов для компаний, связанных с лидером банды, как показывают записи. Общая сумма перемещений: более $620 млн.
Post-Gazette обнаружила, что в более чем дюжине случаев банки подали несколько отчетов о подозрительной деятельности по одним и тем же вопросам, но они никогда не прекращали переводить свои деньги даже после подозрений в отмывании денег и других финансовых неправомерных действиях.
Мартин Вудс, бывший финансовый наблюдатель Wachovia Bank, сказал, что повторная подача отчетов без отказа в деньгах или увольнения клиента является опасной практикой для финансовых учреждений в то время, когда процветает отмывание денег и мошенничество.
« Если у вас есть возможность остановить это, почему бы вам не остановить это?» сказал г‑н Вудс, который разоблачил свой банк более десяти лет назад за получение денег для мексиканских наркокартелей.
В ответ на вопросы Post-Gazette, Bank of New York Mellon и Wells Fargo отказались от комментариев.
Standard Chartered заявила, что по закону не может комментировать сообщения о подозрительной деятельности.
Даже после того, как большое жюри США в 2013 году предъявило ему обвинение во взяточничестве, отмывании денег и рэкете, Димитро Фирташ, украинский олигарх, имеющий тесные связи с российским правительством, смог перевести миллионы для своей компании через Standard Chartered.
При переводе денег банк упомянул множество опасений, в том числе миллионы, поступающие из стран с высоким уровнем риска, и платежи без известной цели транзакций.
В настоящее время беглец, проживающий в Вене, 57-летний г‑н Фирташ, которого обвиняют в схеме подкупа чиновников в Индии для получения крупных контрактов на добычу полезных ископаемых, борется за экстрадицию в Соединенные Штаты. В предыдущих интервью он утверждал, что обвинения мотивированы украинской политикой и что он никогда никого не давал взяток.
Несмотря на то, что ряд санкций в отношении олигархов вынудил банки запретить инсайдерам Кремля доступ к финансовой системе США, другие близкие к Путину по-прежнему могут свободно переводить свои богатства в Америку.
Начиная с 2009 года, Bank of New York Mellon трижды выражал обеспокоенность и подавал отчеты о компаниях, принадлежащих российскому олигарху Владимиру Потанину, 61-летнему миллиардеру, который управляет одной из крупнейших никелевых компаний в мире.
Банк отметил, что миллионы долларов поступали в страну из юрисдикций с высоким уровнем риска, таких как Британские Виргинские острова, и от анонимных подставных компаний, но банк продолжал переводить деньги для его бизнеса.
Один из богатейших людей России г‑н Потанин, не попавший под санкции США, давно близок к российскому президенту.
Еще одним влиятельным посредником, тесно связанным с Кремлем, является Абрамович, который часто обращался к банкам США, чтобы перевести свои деньги, в то время как переводы вызывали тревожные сигналы.
Когда-то Абрамович был достаточно близок к Путину, чтобы, как сообщается, повлиял на первые выборы в кабинете президента России, Абрамович, который не попал под санкции США, разбогател, скупая прибыльные нефтяные активы в дикие годы после распада бывшего Советского Союза. когда коррупция вышла из-под контроля, а состояния делались часто непрозрачными способами.
По крайней мере трижды, начиная с 2016 года, следователи Deutsche Bank подавали отчеты после того, как им не удалось найти информацию, подтверждающую цель платежей, которые поступали от компаний, контролируемых миллиардером, с деньгами, которые поступали из стран с высоким уровнем риска и по схемам, которые, по их словам, похоже, пытались скрыть источник средств.
К началу 2017 года банк менее чем за год перевел более 500 миллионов долларов для принадлежащих ему компаний.
Абрамович, который отрицает какую-либо преступную деятельность, попал под санкции Европейского Союза, который недавно конфисковал его обширное поместье на Французской Ривьере, Шато-де-ла-Кро, которое когда-то было домом герцога Виндзорского.
Deutsche Bank не ответил на конкретные вопросы о транзакциях Абрамовича, заявив, что по закону ему запрещено комментировать.
Дилан Риддл, представитель Deutsche, заявил: «Мы самым решительным образом осуждаем российское вторжение в Украину и поддерживаем западные правительства в защите нашей демократии и свободы — включая, конечно, соблюдение всех санкций».
Правительственные чиновники в США и Европе говорят, что конфискация имущества олигархов и запрет на их использование в американской банковской системе может заставить их оказать давление на Путина, чтобы тот изменил свою тактику.
Но несколько экспертов, опрошенных Post-Gazette, сомневаются, что финансовые учреждения США когда-либо полностью разорвут свои связи с миллиардерами, несмотря на опасения по поводу источника их богатства. Причины: сборы и новый бизнес, связанный с перемещением денег.
« Некоторые банки подают SAR за SAR по одному и тому же счету, подозревая отмывание денег, коррупцию или что-то похуже, но никогда не закрывают его», — сказала Элиз Бин, которая провела годы в Постоянном подкомитете Сената по расследованиям и руководила расследованием отмывания денег, офшорного налогообложения. убежища и подставные компании.
« Не знаю, жадность это или равнодушие, но негативное влияние на финансовую систему США такое же. Банковские регуляторы могут потребовать от финансовых учреждений закрыть счета с несколькими SAR, но еще не предприняли этот шаг».
Но без участия банков мало что может помешать следующему поколению олигархов, клептократов, наркоторговцев и прочих эксплуатировать финансовую систему США.
В то время как деньги перемещаются через недвижимость, предметы роскоши, такие как суперяхты, произведения искусства и криптовалюты, банки по-прежнему находятся в центре вселенной отмывания денег.
По словам Рэймонда Бейкера, специалиста по финансовым преступлениям, чтобы остановить поток грязных долларов, правительство должно полагаться на финансовые учреждения США в принятии трудных решений.
« Таким образом, банковская система находится в эпицентре всего этого, и ей нужно делать гораздо лучше работу по сокращению незаконных денег, и она могла бы сделать это, если бы отношение было таким: «Нам не нужны грязные деньги». — сказал г‑н Бейкер, основавший Global Financial Integrity, аналитический центр в Вашингтоне, округ Колумбия, который отслеживает и пишет о политической коррупции.
Предполагаемая сумма, которая отмывается каждый год: по данным Министерства финансов, только в США до 300 миллиардов долларов.
Конгресс обратился к двум потенциальным средствам борьбы с потоком подозрительных долларов в США, но даже этих реформ будет недостаточно, считают эксперты.
Одним из них является Закон о корпоративной прозрачности, который предназначен для борьбы с подставными компаниями, находящимися в анонимном владении, путем обязательного определения бенефициарных владельцев, ключевого винтика в машине по отмыванию денег.
Но даже эта реформа, принятая в прошлом году, имеет свои ограничения, в том числе исключения для компаний, которые подают заявки с объемом продаж более 5 миллионов долларов и 20 сотрудниками — лазейка, которая позволит подставным компаниям, принадлежащим олигархам, разрастаться.
Еще одна предлагаемая реформа, Закон о содействии, направлена против посредников, помогающих отмывать деньги, — юристов, фирм по связям с общественностью, бухгалтеров, арт-дилеров, консультантов по недвижимости и инвестициям и других. Но этот предложенный план еще не принят.
Эксперты говорят, что в тех случаях, когда банки уличаются в вопиющем нарушении закона, правительству необходимо действовать жестче.
Некоторые поддерживают строгие наказания и даже тюремное заключение для руководителей банков, которые переводят грязные деньги, и рассматривают любые штрафы как просто издержки ведения бизнеса.
« Единственный способ изменить это — ужесточить наказания и сажать людей в тюрьмы», — сказал г‑н Бейкер, специалист по финансовым преступлениям.
Роберт Мазур, бывший федеральный агент и эксперт по отмыванию денег, который в течение пяти лет внедрялся в наркокартели Медельин и Кали в качестве отмывателя денег, сказал, что без введения правительством суровых уголовных наказаний оно никогда не сможет заставить банки изменить свое поведение.
« Проблема, с которой вы сталкиваетесь, заключается в том, что вы сдерживаете самую большую бомбу, которая у вас есть в этой войне, и эта самая большая бомба — это агрессивное сообщество правоохранительных органов, преследующее плохих парней», — сказал г‑н Мазур.
« Поверьте мне, — сказал он, — если вы посадите за решетку достаточное количество банкиров, на них начнут регистрироваться».
Перевод был сделан с помощью Google Translate
Источник: www.kansascity.com