Круг потенциальных жертв репрессий в стране расширяется. Об этом говорят последние программные выступления и инициативы президента. Раскрашеные в яркие цвета популизма они указывают на то, что Акорда готова и дальше закручивать гайки, усиливая борьбу не только против политических оппонентов власти, но и против тех, кто недоволен своими условиями жизни и труда.
Автор: Иван ПРИХОДЬКО
Показательной в этом плане стала напечатанная недавно в «Казахстанской правде» программная статья президента «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». В ней, по сути, видение Акорды построения социального государства в нашей республике (а точнее, того, почему его в Казахстане быть не должно) и социального партнерства трудовых коллективов с работодателями и властями. Если судить по президентским поручениям кабмину в этой статье, то легко увидеть, что под соусом социальной модернизации и соцпартнерства главный политический повар страны готовит очередное острое блюдо: усиление репрессивных мер против потенциально протестных групп населения.
Кто сеет соцрознь?
Очевидно, что статья представляет собой ответ на забастовку жанаозенских нефтяников, на требования рабочих в Жезказгане, на предзабастовочную ситуацию в Караганде и Темиртау, да и в целом на повышение социальной напряженности в стране. Однако она не дает четких ответов ни на один социально-экономический вопрос, а представляет собой набор общих фраз вперемешку с весьма опасными поручениями.
Например, в той части статьи, где говорится о неком казахстанском стандарте качества жизни, Назарбаев пишет: «Социальная модернизация в Казахстане, и я в этом убежден, должна быть прежде всего направлена на повышение качества жизни всех казахстанцев, сокращение числа бедных и недопущение социальной маргинализации».
Наверное, не согрешим против истины, если скажем, что каждый готов подписаться под этими словами. Но возникает ряд вопросов: а на что за все эти двадцать с лишним лет независимости под руководством несменяемого президента была направлена социальная политика государства, раз теперь требуется проводить еще и социальную модернизацию, когда, по мнению елбасы, «Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран»?
Если предположить, что соцполитика Астаны и до этого преследовала цель повысить качество жизни всех казахстанцев, то почему же тогда стала возможной семимесячная забастовка жанаозенских нефтяников и последующий расстрел рабочих? Как власть могла допустить две обвальные девальвации в 1999 и 2009 годах, опустошившие и до того скудные кошельки большинства казахстанцев? Как так получилось, что за все годы правления елбасы образовался 30-кратный разрыв в доходах населения?
Почему уровень пенсий и доходов россиян опережает таковые показатели по Казахстану, а рост цен в России ниже, чем на внутреннем рынке, хотя численность населения у нашего северного соседа почти в 10 раз больше, чем у нас, а темпы роста ВВП заметно ниже? Почему средства Нацфонда инвестируются за бугром, а не вкладываются, например, в создание социальной инфраструктуры и строительство социального жилья?
И таких вопросов множество, но ни одного ответа на них в статье президента нет. В то время как непредвзятый ответ указал бы на то, кто на самом деле сеет социальную рознь в стране и расшатывает основы «конституционного строя».
Время назад
Понятно, что отвечать на такие вопросы обитатели Акорды не собираются. Более того, власти, похоже, намерены и впредь перекладывать проблемы с больной головы на здоровую. На это прямо указывает поручение № 7 в статье елбасы. В нем президент дает распоряжение правительству, во-первых, «о включении в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности». Во-вторых, «об усилении административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды, принуждение к забастовке, несвоевременную выплату зарплаты, невыполнение коллективных договоров и другие правонарушения».
Другими словами, назарбаевское поручение дает четкий сигнал, что уже скоро не то чтобы оппозиционная деятельность, а любая критика в адрес властей и работодателей (тем более, что работодатели особенно крупных добывающих компаний в Казахстане, как правило, аффилированы с властью) может расцениваться как умышленное провоцирование социальной вражды и караться более серьезным наказанием, чем сейчас. А любое недовольство рабочих и других социальных слоев своим положением — как «умышленное провоцирование трудовой конфликтности».
Все это вкупе со статьями 164 (разжигание розни) и 170 (призывы к свержению конституционного строя) воспроизводит в современном Казахстане практику сталинских времен и печально известную статью 58 «О контрреволюционной деятельности» Уголовного кодекса РСФСР, где таковой признавалось «всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов».
Как известно, на практике она использовалась Сталиным для борьбы, а затем и физического уничтожения оппонентов с целью переложить всю ответственность за свои промахи и ошибки на «врагов народа». Только в нашем случае вместо власти рабоче-крестьянских советов, подмятых под себя «отцом народов», речь идет о конституционном строе, подмятом под «лидера нации».
Поскольку последствия промахов и ошибок Акорды за все годы правления елбасы начинают все больше вызывать возмущение населения, у нас нет сомнений, что сие поручение будет исполнено правительством уже в скором времени. Ведь сдерживать недовольство людей в отсутствие эффективных и справедливых госинститутов власть может только с помощью усиления репрессий.
Не это ли на самом деле скрывается под лозунгами «социальной модернизации», «социального партнерства» и «эффективной системы управления социальными процессами», которые провозгласил президент? С этим и другими вопросами мы обратились к политикам и общественным деятелям.
Соцгосударство по-назарбаевски
То, что Казахстан провозгласил себя социальным государством, уже давно записано в Конституции, но, видимо, Назарбаев забыл об этом, считает экс-лидер Коммунистической партии Казахстана и ее нынешний почетный член Серикболсын Абдильдин. На самом же деле его рекомендации в «Казправде», по мнению политика, говорят лишь о сужении тех правовых рамок, в которых теперь будут вынуждены жить казахстанцы, не имея права выражать свое недовольство.
- То есть Назарбаев дал понять, что простые граждане, те же нефтяники, не могут контактировать ни с вами как с журналистом, ни со мной как с политиком. Иначе это будет попыткой организовать незаконные забастовки, — пояснил суть нового политического блюда елбасы политик и подчеркнул: — Когда он заявляет это, то нарушает Конституцию, которая дает людям право на самовыражение и мирные собрания.
Елбасы, как считает Серикболсын Абдильдин, тем самым постановил, что теперь недовольных будут «закрывать», как Владимира Козлова и Серика Сапаргали.
- Это уже настоящая кабала для всех нас, когда каждый превращается в раба Назарбаева, — объяснил политик последствия реализации президентского постановления в статье за номером 7. — Политическое лицемерие «лидера нации» уже стало абсолютно неприкрытым, когда, рассуждая о социальной направленности госполитики, он хочет лишь защитить свое любимое кресло и стремится не допустить каких-либо волнений в стране. А если кто-то и поднимет голову, ее отсекут.
Комментируя высказывание Назарбаева о том, что качество социального развития в Казахстане достигло уровня среднеевропейских стран, Серикболсын Абдильдаевич заметил, что в этом случае речь идет о самом президенте и его окружении, но не о большинстве казахстанцев.
- Назарбаев здесь подразумевает свой мир, в котором он сам богатый человек, его окружение — состоятельные люди плюс хорошо живущие чиновники, — пояснил политик, для кого в Казахстане применимы среднеевропейские стандарты. — Но это максимум 10% от всего населения страны. И пусть еще 10% казахстанцев сводят концы с концами, но остальные испытывают серьезный недостаток средств.
И именно это остальное население, по его мнению, нуждается в новых рабочих местах, причем в условиях, когда в стране около 3 млн человек официально относятся к числу самозанятых.
- А это и домохозяйки, которые «самозаняты» на своей же кухне, и таксисты, которые зарабатывают на кусок хлеба частным извозом. Поэтому когда Назарбаев говорит о том, что мы почти достигли европейских социальных стандартов, нужно помнить о реальных условиях жизни простых граждан, — акцентировал внимание Серикболсын Абдильдин.
При этом политик возмутился, как вообще президент может рассуждать о том, что наше государство много делает для своего народа, если платит миллионы фунтов стерлингов Тони Блэру за его консультации, тогда как на этом фоне ведутся разговоры о повышении пенсионного возраста для женщин, чтобы урезать госрасходы на социальные нужды?
- Говоря о повышении пенсионного возраста, добавлю: если уж ведут речь об его увеличении, то пусть создают дополнительные рабочие места для людей старше 45 лет. Либо же необходимо развивать МСБ, промышленность, которые способны предоставить рабочие места народу, — отметил Серикболсын Абдильдин.
Хотя надеться на это при Назарбаеве, по его мнению, не стоит, поскольку средства Нацфонда сейчас вкладываются в экономики зарубежных стран путем покупки их ценных бумаг, а инвесторы финансируют в Казахстане только заведомо приносящие сверхприбыли отрасли.
- Они не станут развивать то же сельское хозяйство или перерабатывающую промышленность. Вот вам и социальное государство по-назарбаевски, — с сарказмом заключил политик.
«Чудовищный обман и самореклама»
Предложенные Назарбаевым рекомендации по строительству социального государства на самом деле являются ужесточением репрессивных мер в отношении тех, кто смеет противиться политике правящего режима, приведшего к трагическим событиям в нашей стране в разное время и совсем недавно в Жанаозене, заявил в свою очередь общественный деятель Жасарал Куанышалин.
Вместо того, чтобы прислушаться к требованиям трудовых людей, напомнил он, режим решил развернуть «массовые преследования этих же пострадавших нефтяников, подверг их фашистским пыткам, организовал судилища в Актау и Шетпе». Теперь власть, по его мнению, пытается оправдать эти действия и сделать все для того, чтобы они были восприняты как «цивилизованные».
- Вот тут и появляется статья в «Казахстанской правде», в которой глава страны провозглашает нормальными методы ужесточения наказания «провокаторов и паразитов» и, как всегда, в завуалированной форме дает указание госорганам придать политическим репрессиям еще более жесткую окраску, — объяснил причины происхождения статьи президента Жасарал Куанышалин.
- Разговоры же о том, что Казахстан вплотную приблизился к социально развитой среднеевропейской стране, вызывают желание закричать: «А наш король-то голый!», — продолжил общественник и добавил: — В благополучных странах не случается семимесячных массовых забастовок, люди себя не сжигают и не выбрасываются из окон, отстаивая крышу над головой. И если в понимании «лидера нации» это и есть социальное благополучие, то пусть его тогда вообще не будет.
Что касается мнения главы государства о том, что «в стране создан прочный фундамент социального государства», то его Жасарал Куанышалин назвал «чудовищным обманом и саморекламой, которые сопровождают Назарбаева все годы его правления в Казахстане». Во все эти заявления президента, по его словам, поверят «только дураки, зомбированные «Хабаром» и «Казахстаном», и, может быть, те, кто живет за границей».
Более того, как считает Жасарал Куанышалин, режим Назарбаева намерен не только дальше порабощать народ, но и экономить на его скудных карманах.
- Среди простых как раз таки нет иждивенцев, которых елбасы упомянул, все они тянутся из последних жил, чтобы прокормить свои семьи в условиях антинародной политики Назарбаева, — с негодованием подчеркнул он, отметив, что кощунственными выглядят обвинения президента в нахлебничестве тех, за чей счет «он сам и свора его прихлебателей кормятся и богатеют». — А ведь именно эта когорта грабит Казахстан уже 20 лет и множит ряды казахстанских миллиардеров в списке «Форбс». Вот где настоящее и уродливое иждивенчество.
Как считает он, «верхушку олигархов нужно привлекать к уголовной ответственности за то, что они паразитируют на теле народа, грабят его, попирают его права, стреляют в него и проливают людскую кровь». «Такой режим не имеет права на существование», — заключил Жасарал Куанышалин.
Visit link:
Акорда возвращает Казахстан в 37‑й год?