Как мы и предполагали, вчера Нурсултан Назарбаев дал добро на проведение внеочередных президентских выборов, а сегодня на официальном сайте Акорды появился указ президента: «Назначить внеочередные выборы Президента Республики Казахстан на 26 апреля 2015 года».
Напомним, что 14 февраля зампред Ассамблеи народа Казахстана Анатолий Башмаков на заседании АНК выступил с инициативой о проведении досрочных выборов главы государства, мотивируя свое предложение тем, что предвыборные кампании (президентская и парламентская) накладываются друг на друга, а также сложной экономической обстановкой, которая ожидается в следующем году.
Инициатива г‑на Башмакова была с воодушевлением поддержана коллегами. После чего предложение о внеочередных выборах президента республики одобрили политические партии, общественные организации, трудовые коллективы, депутаты всех уровней, сенаторы и так далее. Точку в этой скоротечной кампании по одобрению поставил Конституционный совет, который на запрос спикера сената Токаева ответил, что никаких препятствий для назначения выборов не усматривает. И в этом судьи абсолютно правы, с юридической точки зрения законодательство республики позволяет президенту страны проводить выборы когда он пожелает.
Однако возникает вопрос, чем обосновал свою позицию Нурсултан Назарбаев? Будем объективны, на данный момент в Казахстане нет причин, которые бы оправдывали назначение внеочередных выборов. Не случилась революция, не произошел госпереворот, действующий президент не впал в кому, его не обвиняют в государственной измене, депутаты не настаивают на импичменте и так далее и тому подобное.
Елбасы в обосновании своего решения указал, что «календарные сроки проведения президентских и парламентских выборов выпадают на 2016 и фактически оказываются совмещенными, Конституция этого не позволяет».
Действительно, выборы в мажилис парламента должны пройти в январе 2017 года, когда заканчиваются депутатские полномочия нынешнего состава мажилисменов, а очередные выборы президента в декабре 2016 года. Получается, что одна избирательная кампания накладывалась на другую.
Можно ли было это избежать? Легко. Такая же проблема была в Узбекистане, но там еще в марте 2012 года Олий Мажлис (парламент) страны принял закон «Об очередных выборах в представительные органы государственной власти и президента Республики Узбекистан». Специфика принятого закона в том, что он был одноразовым и регламентировал только выборную президентскую кампанию 2015 года.
Другими словами, закон перенес срок проведение выборов главы Узбекистана с декабря 2014 года на весну 2015 года. Так как очередные парламентские выборы и президентские выборы в республике действительно совпадали.
Что мешало казахстанским депутатам или президенту выступить с подобным законопроектом, который бы развел избирательные кампании? Ведь можно было отдельным законом перенести очередные парламентские выборы в Казахстане на весну 2017 года и тем самым не выдумывать мотивы для проведения внеочередных выборов.
Ведь если следовать логике — очередные выборы президента Казахстана должны были пройти в апреле 2016 года, так они состоялись в апреле 2011 года. Но согласно закону «О Президенте Республики Казахстан» они (выборы) обязаны состояться в декабре 2016 года. Другими словами, из-занесовершенства выборного законодательства страны елбасы получал бесплатный бонус в 10 месяцев. Так отчего не подарить мажилисменам продление полномочий на два-три месяца? И закончить эпопею с бесконечными внеочередными президентскими и парламентскими выборами.
Ведь, откровенно говоря, это чехарда с выборами и сроками проведений президентских избирательных кампаний показывает бардак и незрелость политической системы страны, когда елбасы в очередной раз устраивает собственные перевыборы, а все его окружение придумывает причины для очередных внеочередных.