Сколько не жалко на ханство?

В празд­но­ва­нии 550-летия казах­ско­го хан­ства боль­ше поли­ти­че­ской подо­пле­ки, неже­ли исто­ри­че­ской исти­ны, счи­та­ют обще­ствен­ные дея­те­ли Хасен Кожах­мет и Дос Кушим. По их мне­нию, празд­нич­ные меро­при­я­тия могут даже нане­сти вред ими­джу страны. 

С момен­та, как пре­зи­ден­том Назар­ба­е­вым была озву­че­на идея про­ве­сти в этом году празд­но­ва­ние круг­лой даты со дня обра­зо­ва­ния Казах­ско­го хан­ства, про­зву­ча­ло мно­же­ство про­ти­во­ре­чи­вых мне­ний. Спо­ры были не толь­ко из-за того, где и как отме­чать это собы­тие, но и по пово­ду самой даты. Неко­то­рые экс­пер­ты счи­та­ют ее не совсем точ­ной, пишет НАКАНУНЕ.kz.

Сколь­ко же лет на самом деле Казах­ско­му хан­ству? И кому и зачем нуж­но празд­но­ва­ние 550-летия хан­ства? На эту тему в эфи­ре «R‑студии» про­шла дис­кус­сия с быв­шим жел­ток­са­нов­цем Хасе­ном Кожах­ме­том и пред­се­да­те­лем РОО «Ұлт тағ­ды­ры» Досом Кушимом.

Хасен Кожах­мет согла­сен с мне­ни­я­ми неза­ви­си­мых исто­ри­ков, кото­рые пола­га­ют, что дата «550 лет» может быть ошибочной.

«Источ­ни­ки совет­ских вре­мен гла­сят, что отде­ле­ние Жаны­бе­ка и Керея от Абул­хай­ыр хана дати­ру­ет­ся 1456 годом, позд­нее ста­ли назы­вать 1465 и 1470 годы. На мой взгляд, все неточ­но­сти из-за того, что годы по мусуль­ман­ско­му кален­да­рю каж­дый исто­рик истол­ко­вы­ва­ет по-сво­е­му и здесь воз­ни­ка­ют несты­ков­ки. Я боль­ше скло­ня­юсь к тому, что это про­изо­шло гораз­до рань­ше, к при­ме­ру, в 1456—1459 годы, и спо­ры по это­му пово­ду будут и про­дол­жать­ся после празд­но­ва­ния», — счи­та­ет он.

Одна­ко раз­ни­цу в несколь­ко лет Дос Кушим счи­та­ет не принципиальной.

«Конеч­но, перед тем как озву­чить эту идею и назна­чить вре­мя, необ­хо­ди­мо было учесть мне­ние не толь­ко офи­ци­аль­ных экс­пер­тов, но и неза­ви­си­мых исто­ри­ков. И такие спо­ры будут, у каж­до­го спе­ци­а­ли­ста свои дово­ды, но все мы пони­ма­ем, что раз­ни­ца в 5—10 лет так или ина­че будет — и это не страш­но», — воз­ра­зил он в ответ.

По его мне­нию, важ­нее взять во вни­ма­ние поли­ти­че­скую подо­пле­ку в этом деле, неже­ли искать исто­ри­че­скую истину.

«На самом деле давай­те заду­ма­ем­ся, как и поче­му воз­ник­ла эта идея? На мой взгляд, после вступ­ле­ния в Евразий­ский и тамо­жен­ный союз, после того как было ска­за­но, что у нас и госу­дар­ства не было до нынеш­не­го пре­зи­ден­та, имидж Назар­ба­е­ва стал падать в гла­зах казах­ско­го обще­ства, каза­хов. И эта идея о хан­стве при­шлась очень кста­ти, этим самым он успо­ко­ил народ, сно­ва стал хоро­шим как бы в их гла­зах, ведь мы очень любим тои, для нас — это все. Но лич­но я под­дер­жи­ваю эту ини­ци­а­ти­ву, когда есть, за что кри­ти­ко­вать надо гово­рить об этом, когда есть, за что хва­лить, тоже мол­чать не надо. Ведь на самом деле 550 лет со дня обра­зо­ва­ния Казах­ско­го хан­ства — это 550 лет нашей госу­дар­ствен­но­сти. Празд­но­ва­ние этой даты после при­об­ре­те­ния суве­ре­ни­те­та, это еще одно боль­шое при­зна­ние нашей неза­ви­си­мо­сти, и это хоро­ший резуль­тат госу­дар­ствен­ной идео­ло­гии», — убеж­ден Кушим.

Но Хасен Кожах­мет не совсем согла­сен с таким утверждением.

«Поня­тие хан­ства и госу­дар­ствен­но­сти может и озна­ча­ет одно и то же. Но то, что Жаны­бек с Кере­ем, не поде­лив что-то с Абул­хай­ы­ром, отде­лив­шись от узбек­ско­го улу­са, при­шли на зем­ли Могу­ли­ста­на, в восточ­ную часть Чага­тай­ско­го улу­са к хану Есен-буга, это же не озна­ча­ет обра­зо­ва­ние Казах­ско­го хан­ства? Этот про­цесс длил­ся 15—20 лет с того дня, как Жаны­бек и Керей отде­ли­лись от Абул­хай­ы­ра. А Есен-буга выде­лил им зем­лю про­сто в целях, что они помо­гут в вой­нах про­тив кал­мы­ков или китай­цев, но счи­тать это обра­зо­ва­ни­ем Казах­ско­го хан­ства ни в какие воро­та не лезет!» — воз­му­тил­ся он.

Дос Кушим в свою оче­редь наста­и­ва­ет на том, что­бы в этом собы­тии не сто­ит искать исто­ри­че­скую исти­ну по той при­чине, что в нем боль­ше все-таки политики.

«Согла­сен, — гово­рит он, — что это дело не одно­го дня, дол­гий и тяже­лый про­цесс. Но тут важ­нее было не вос­ста­но­вить исто­ри­че­скую спра­вед­ли­вость, а опре­де­лить дату с точ­ки зре­ния сего­дняш­ней поли­ти­че­ской ситуации».

Эту точ­ку зре­ния его собе­сед­ник поддержал.

«Вер­но, есть мне­ния, что это было сде­ла­но после слов Пути­на о нашей госу­дар­ствен­но­сти. Но нель­зя же так реа­ги­ро­вать, нуж­но было хоро­шень­ко поду­мать преж­де. Полу­ча­ет­ся, госу­дар­ствен­но­сти каза­хов все­го 550 лет, хотя исто­рия насчи­ты­ва­ет гораз­до боль­ше. Так могут поду­мать наши сосе­ди, для кото­рых это был как бы ответ, что мы, мол, моло­дой народ, ока­зы­ва­ет­ся, не можем само­сто­я­тель­но суще­ство­вать и вынуж­де­ны с ними объ­еди­нять­ся, — рас­ши­рил Кожах­мет свою пози­цию. — Тогда все этим празд­нич­ные меро­при­я­тия с точ­ки зре­ния госу­дар­ствен­ной идео­ло­гии ока­жут­ся бес­по­лез­ны­ми, более того, дадут отри­ца­тель­ный эффект».

В то же вре­мя Дос Кушим счи­та­ет, что дан­ные меро­при­я­тия мож­но было бы про­во­дить в тече­ние не одно­го года, а несколь­ких лет.

«Мож­но было про­ве­сти не про­сто той, а пат­ри­о­ти­че­ски-идео­ло­ги­че­ские меро­при­я­тия в тече­ние 3—4 лет до него, что­бы люди боль­ше узна­ли исто­рию стра­ны. Тогда, дей­стви­тель­но, это было бы полез­нее, а про­ве­ден­ные в спеш­ке за несколь­ко меся­цев вряд ли что дадут. Мне не понят­но, к чему такая спеш­ка?» — задал­ся он вопросом.

Его виза­ви попы­тал­ся отве­тить на его вопрос.

«Под­го­тов­ка к меро­при­я­ти­ям ведет­ся в спеш­ке, это все гово­рит о том, что реше­ние при­ни­ма­лось спон­тан­но», — сде­лал вывод Кожахмет.

Отве­чая на вопрос, кому этот той нужен, гости сту­дии одно­знач­но при­шли к мне­нию, что «наро­ду сего­дня точ­но не до пыш­ных тоев, тем более на эти меро­при­я­тия, как обыч­но, попа­да­ют избран­ные». Меж­ду тем на празд­нич­ные меро­при­я­тия в честь 550-летия Казах­ско­го хан­ства, как сооб­ща­лось, будет потра­че­но око­ло 23 мил­ли­ар­дов тенге.

Более пол­ную вер­сию этой дис­кус­сии на казах­ском язы­ке мож­но посмот­реть по ссыл­ке: http://youtu.be/QoCjfAjSuhM

ОТ РЕДАКЦИИ: тем, у кого не полу­ча­ет­ся смот­реть видео­сю­же­ты у нас на пор­та­ле, мы сове­ту­ем нажать на гиперс­сыл­ку, что­бы посмот­реть сюжет в YouTube, или ско­пи­ро­вать ссыл­ку, вста­вить ее в бра­у­зер, что­бы открыть напря­мую стра­ни­цу в YouTube с заин­те­ре­со­вав­шим вас сюжетом.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма