Передать АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» государству и тем самым поспособствовать развитию казахстанского фондового рынка предложил в письме в редакцию читатель из Астаны. Но что-то нам подсказывает, что у Тимура Кулибаева совсем другие планы на акции этой компании.
Суть идеи, предложенной читателем, такова. Раз стране нужен нормальный фондовый рынок, более того, Нурсултан Назарбаев поставил перед правительством РК задачу подтолкнуть его развитие через программу IPO, то Тимур Кулибаев, как близкий родственник и соратник елбасы, должен этому поспособствовать.
Дело в том, что в списке квазигосударственных акционерных обществ, чьи миноритарные пакеты акций будут продаваться гражданам в рамках программы IPO, нет АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз». Нет по той простой причине, что первичное размещение акций этой компании состоялось давно и в Лондоне.
По словам автора письма, большая часть глобальных депозитарных расписок, размещенных ранее на Лондонской фондовой бирже, была сразу куплена структурами, аффилированными с зятем казахстанского президента Тимуром Кулибаевым и до настоящего времени находится под его контролем.
Поэтому если он, как честный человек и патриот Казахстана, осознавая необходимость подать личный пример казахстанским и зарубежным инвесторам, передаст акции «Разведка Добыча «КазМунайГаз» государству, а то использует их для госпрограммы IPO, всем станет хорошо.
Вот такая идея, несколько наивная и точно утопическая — на такой шаг господин Кулибаев никогда не пойдет. Более того, судя по всему, эти акции он может легализовать в ходе предстоящей легализации активов и капиталов, которая начнется в стране 1 сентября 2014 года.
Со своей стороны, покопавшись в архивах, редакция нашла подтверждение словам читателя. Речь идет о показаниях гражданина США, несколько лет проработавшего в структурах Тимура Кулибаева в качестве юриста, которые он дал британскому суду в рамках гражданского судопроизводства по иску «БТА Банка» к Мухтару Аблязову.
Так вот, по словам юриста, Тимур Кулибаев при активном содействии Айдана Карибжанова сделал так, что глобальные депозитарные расписки АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» попали в руки его структур. Позволю себе их процитировать, но хочу предупредить, что перевод с английского неофициальный:
«58. Карибжанова всегда использовали в наиболее деликатных проектах Кулибаева, таких как приватизация KMG E & P, которая была проведена в сентябре 2006 года посредством публичного первичного размещения акций и регистрации ГДР на Лондонской фондовой бирже. Подавляющее большинство новых выпущенных акций KMG E&P оказались под фактическим контролем Кулибаева и его партнеров.
59. Что произошло в основном с публичным первичным размещением акций KMG E & P, выглядит следующим образом: КМГ была создана предположительно для того, чтобы сохранять основные нефтегазовые активы в контролируемой правительством структуре в интересах народа Казахстана. После образования KMG E & P в 2004 году основные активы, включая «Озенмунайгаз» и «Эмбамунайгаз» (два наиболее ценных предприятия, входящих в группу компаний КМГ) были переведены из КМГ в KMG E & P.
Идея заключалась в том, чтобы затем разместить 38% акций для привлечения правительством дополнительных средств. Весь процесс публичного первичного размещения акций находился под контролем Кулибаева, осуществлявшегося через Visor и Credit Suisse, которые действовали в качестве лид-менеджеров, в результате чего подписчики были ограничены группой лиц, тесно связанных с Кулибаевым.
Не поддается объяснению то, что из 2 млрд долларов США, привлеченных в ходе размещения, более 800 млн долларов США были использованы для погашения долговых обязательств, выпущенных только за один или два месяца до него. Не выплачивалось никакого денежного вознаграждения. Вместо этого акции были обменены на обращающиеся облигации КМГ (по которым КМГ была предоставлена гарантия), которые должны были быть погашены только через три года. В результате правительство Казахстана ничего не выиграло. Фактически оно разбавило права собственности на свои активы в пользу Кулибаева и его партнеров».
Судя по официальному документу — выписке из системы реестров акционеров по состоянию на 1 апреля 2014 года, которую АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (http://www.kase.kz/ru/news/show/1220118) предоставило KASE, с тех пор ничего не поменялось.
Согласно названной выписке, общее количество объявленных простых акций (KZ1C51460018) составляет 70 220 935 штук, привилегированных акций — 4 136 107 штук. Из них эмитент выкупил 2 527 860 простых и 2 073 276 привилегированных акций. Оставшиеся акции распределены следующим образом:
24 230 028 простых акций (32,59 % от общего количества размещенных акций) находятся в номинальном держании АО «Центральный депозитарий ценных бумаг»(Алматы);
43 087 006 простых акций (57,95 % от общего количества размещенных акций или 61,36 % от общего количества размещенных простых акций) принадлежат АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (Астана).
По неофициальной информации, из вышеупомянутых 32,59% акций АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» Тимур Кулибаев порядка 10% продал китайцам, тогда как большая часть остального пакета по-прежнему находится в собственности аффилированных с ним структур.
Поскольку на воскресенье, 25 мая, суммарная рыночная стоимость акций АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» составляет 1,107 триллиона тенге, или 6,059 миллиарда долларов, то стоимость принадлежащих среднему зятю елбасы акций этой квазигосударственной структуры составляет как минимум 220 миллиардов тенге, или 1,2 миллиарда долларов.
Представляете, как были бы воодушевлены казахстанские и зарубежные предприниматели, если бы председатель президиума Национальной палаты предпринимателей страны сделал такой широкий жест, вернув украденное им государству?! И как оживет программа господдержки фондового рынка, если эти акции на 1,2 миллиарда долларов будут выставлены для продажи широкому кругу частных лиц!
Ну а в завершение стоит выразить сомнение в правильности подсчетов состояния Тимура и Динары Кулибаевых, проведенных казахстанской версией журнала Forbes. Судя по рассказанной выше истории, Тимур Аскарович должен быть раза в два или даже три богаче.