Сегодня, 2 февраля 2013 года, исполнилось ровно 4 года с момента захвата государственными чиновниками по приказу Назарбаева частного “БТА Банка” — детища известного казахстанского банкира и политика Аблязова. Вчера на странице Мухтара Кабуловича в “Фейсбуке” появился посвященный этой дате комментарий — мы приводим его целиком.
Автор: Редакция
2 февраля 2013 года исполняется 4 года с момента захвата назарбаевским режимом БТА Банка. Накануне, в последней безуспешной попытке предотвратить захват банка, я пытался объяснить Назарбаеву серьезность негативных последствий для финансового рынка Казахстана, которые могут наступить в результате незаконных действий Правительства и АФН в отношении БТА.
Было очевидно, что необдуманные действия Правительства неизбежно приведут к дефолту БТА, неконтролируемым системным рискам для всего банковского сектора и последующему за дефолтом банкротству БТА, что вызовет обрушение всего финансового рынка страны. Наш анализ потенциальных негативных последствий также был направлен Масимову, Марченко, Бахмутовой и Келимбетову — главным исполнителям операции по рейдерскому захвату БТА.
Но Назарбаев проигнорировал все наши предупреждения и лично принял политическое решение о захвате банка. В итоге принудительная национализация БТА стала катастрофой для финансового рынка страны, Банка, его сотрудников, кредиторов, инвесторов и акционеров. Никто, кроме Назарбаева и Кулибаева, как обычно, ничего от этого не выиграл.
Сегодня я хочу опубликовать «предварительный анализ», который был написан 31 января 2009 года, накануне захвата БТА Банка. Безусловно, он не мог отражать глубину и степень всех негативных социально-политических последствий действий режима для страны. По прошествии четырёх лет видно, что из нижеописанного, к счастью, не реализовалось, что реализовалось частично, а что даже превзошло негативные ожидания.
***
СПЕКТР ПОСЛЕДСТВИЙ в случае изменения контроля над БТА Банком
Финансово-экономические
последствия
1. Кросс дефолт. Дефолт по одному из обязательств Банка неизбежно приведет к дефолту по обязательствам Банка в размере не менее 11,5 миллиардов долларов США и неминуемо вызовет банкротство Банка. Сразу после объявления дефолта БТА Банка международные инвесторы начнут продавать долговые ценные бумаги большинства эмитентов Казахстана, включая компании сырьевых секторов (основы всей экономики республики), что в последующем экстремально повысит стоимость заимствований для всех без исключения казахстанских заемщиков (в том числе Казмунайгаз, Казахголд, ENRC и других).
2. Понижение суверенного рейтинга. Крах крупнейшего банка РК однозначно будет воспринят как неспособность или субъективное нежелание Правительства контролировать ситуацию и предпринимать необходимые меры. Результатом явится понижение суверенного рейтинга РК, возможно, более чем на одну ступень. Понижение рейтинга не только скажется на уровне доходности долгов и качественном уровне работы с рейтинговыми агентствами, но и на оценке конкурентоспособности национальной экономики во всем регионе.
3. Дефолт других банков. Понижение суверенного рейтинга РК повлечет ситуацию, когда уже у других банков РК могут подлежать к досрочному и одномоментному погашению обязательства до 35 миллиардов долларов США. Правительство РК будет вынуждено ввести мораторий на погашение внешних долгов, чтобы избежать коллапса финансовой системы. Огромные усилия будут затрачиваться на урегулирование проблем с профессиональными иностранными инвесторами, часто в судебном порядке в судах международной юрисдикции.
4. Взрывной отток депозиторов (как юридических лиц, так и физических). При первых новостях о дефолте БТА Банка (в БТА хранится более 5,4 миллиардов долларов США депозитов и 1,3 миллиардов долларов США текущих счетов, обслуживается более 220 тысяч вкладчиков и 485 тысяч владельцев счетов) все депозиторы банковской системы начнут беспокоиться о сохранности своих средств, истинности стабильного положения в других банках и в способности государства выплатить гарантируемые средства. Можно быть уверенными, что не менее половины депозиторов предпочтут вывести денежные средства в наличную форму или перевести их в иностранные банки. Финансовая система в кратчайшие сроки может лишиться порядка 25 миллиардов долларов США, попутно меняя тенговые активы в валютные, что вызовет дополнительную панику на валютно-обменном рынке. Невозможность удовлетворить требования всех депозиторов или отсрочка в их исполнении вызовет панику и социальный взрыв с неконтролируемым исходом.
5. Резкое снижение дисциплинированности заемщиков. На практике всегда в случае известия о банкротстве банков наблюдается резкое ухудшение поступлений платежей в погашении долгов заемщиками. Учитывая, что у БТА самый большой кредитный портфель (более 19 миллиардов долларов США), размеры невозврата/плохого обслуживания клиентских обязательств будут гигантскими.
6. Удар по финансовым институтам и клиентам. Неизбежно произойдет ухудшение состояния других финансовых институтов РК (пенсионные и паевые фонды, страховые компании, инвестиционные компании), и клиентов, которые имеют в своем портфеле ценные бумаги БТА (только внутренних обязательств банка около 1,5 миллиардов долларов США), открытые текущие и депозитные счета (суммарно около 7 миллиардов долларов США), гарантии (свыше 16 миллиардов долларов США), аккредитивы (более 1 миллиарда долларов США), платежные поручения и др. инструменты. Будет наблюдаться бегство от системы БТА в целом: остатки от мгновенной продажи на рынке ценных бумаг портфеля накоплений в пенсионном фонде БТА (примерно 1,5 миллиарда долларов США) будут выводиться пайщиками (как известно, только факт отрицательной доходности пенсионного фонда Улар Умит уже вызвал отток средств). Аналогичная ситуация произойдет со страховыми активами (17,7% всего рынка), паевыми фондами. Для инвестиционных компаний и брокеров произойдет новая крайне негативная переоценка стоимости ценных бумаг на рынках капитала (стоимость акций резко снизится, доходность облигаций, в том числе государственных, возрастет).
7. Паралич финансовой инфраструктуры. Системная потеря доверия к банкам приведет к остановке платежей между субъектами бизнеса и физическими лицами, объемы денежных переводов снизятся, по техническим причинам будут повсеместны их сбои, а стоимость возрастет.
8. Отток капитала/ослабление тенге. Как отмечалось, возникнет дополнительный импульс к оттоку капитала из любых активов Казахстана, в том числе с рынка недвижимости, что только усугубит кризис строительной отрасли. Резко возрастет давление на валютный курс тенге с его мгновенным ослаблением на 20—25%, а соответственно, и золотовалютные резервы Нацбанка могут в течение недели-двух сократиться на 25—30%.
9. Вливание дополнительных стабилизационных государственных средств. Возникнет необходимость в дополнительных (несопоставимых с текущими цифрами) государственных средствах на стабилизацию всего финансового сектора, которые в настоящее время нацелены на финансирование различных программ в других важных отраслях экономики (для решения проблем МСБ и строительной отрасли, финансирование прорывных проектов и программы «30 корпоративных лидеров»).
Международные последствия
10. Закрытие внешних рынков. Внешние рынки капитала (включая торговое финансирование) закроются для большинства банков РК. Рефинансирование внешних долгов вряд ли будет возможным в течение длительного периода даже для устоявших банков.
11. Обострение отношений с соседними государствами. БТА является международным финансовым институтом (присутствует в России, Украине, других странах бывшего Союза и Турции). Эти страны — стратегические партнеры РК (не только экономические и торговые). Дефолт БТА как казахстанского банка подорвет репутацию РК и негативно отразится на репутации казахстанской банковской системы в частности и страны в целом. Рынки СНГ и Турции будут закрыты для казахстанских финансовых компаний. БТА в России (входит в 30-ку) и Шекербанк в Турции (12 место) влияют на формирование внутренних финансовых рынков своих стран и пользуются поддержкой соответствующих правительств. Дефолт БТА может вызвать ухудшение финансового состояния стран присутствия БТА (вплоть до понижения рейтингов этих стран). В Турции неизбежен сильный удар по Шекербанку вследствие оттока депозитов (более 63% активов) и неспособности акционеров (местного пенсионного фонда и БТА) оказать поддержку. Более того, высока вероятность банкротства самого турецкого пенсионного фонда.
12. Дефолт связанных банков. Неизбежен дефолт связанных банков БТА в России, Украине, Белоруссии, Армении, Грузии и Кыргызстане, рейтинги которых зависят от рейтинга БТА Казахстан.
Политический/Репутационный ущерб
13. Падение доверия к Правительству и Президенту. Будет нанесен непоправимый удар по репутации Правительства, допустившего банкротство крупнейшего банка страны, брошена тень на Президента, как отца-основателя лидирующей банковской системы в СНГ. Возникнет высокая необходимость в объяснительных усилиях в ответ на неизбежное возникновение множества «международных вопросов» по ситуации в экономике и банковском секторе и в выработке/разъяснении новых программ стабилизации страны. Финансовые ведомства стран, в которых присутствует БТА, вынуждены будут предпринимать меры по спасению связанных банков БТА, что неизбежно вызовет политические разногласия в оценках происходящего.
Потеря управляемости
14. Невозможность практической реализации АФН и другими государственными структурами быстрого и эффективного внешнего управления Группой БТА при возникновении вышеперечисленных событий. Кроме того, установление контроля над ситуацией в экономике и финансовом секторе повлечет многочисленные временные, денежные и людские затраты.
Социальные аспекты
15. Прирост безработицы. В БТА Банке работают 7 тысяч человек (без учета дочерних компаний), что окажет дополнительное влияние на снижение платежеспособного потребительского спроса.
16. Снижение налоговых платежей. Значительная потеря различных налоговых поступлений от деятельности БТА в бюджет страны и, соответственно, недофинансирование государственных планов, программ, ведомств и пр.
17. Социальная напряженность и рост недовольства населения, переходящие в политическую плоскость.
Источник: Страница Мухтара Аблязова в “Фейсбуке”