На этом поле битвы все имеет наш неповторимый колорит. «Руханият», например, изрядно позеленев за последние полтора года, продолжает бороться за духовность. Действительно, не за избирателей же должна бороться партия, желающая влиять на политику государства!
Тем не менее, именно «душевным экологам», судя по всему, Акорда отвела роль «настоящей оппозиции» в будущем Мажилисе. Значит, и присмотреться к ним надо повнимательнее.
Конечно, умилительно наблюдать за тем, как Серикжан Мамбеталин, отрекомендовавшийся в свое время послу США в РК лондонским нефтетрейдером, после тяжелой многолетней разлуки с Родиной начал вдруг рассуждать на тему озеленения и возвращения к духовным истокам. Самое важное в этих рассуждениях — это гарантированная политическая безопасность их автора в будущем. Ну что здесь крамольного? «Зеленых» в стране много, и все они против гибели Арала и строительства АЭС, но за разведение осетра на Каспии.
Впечатлило меня и сказанное как-то Серикжаном Мамбеталиным по поводу духовных истоков. «Казах в моем понимании — это человек, разговаривающий на казахском языке, который исповедует религию предков — традиционный ислам, который знает предков до седьмого колена. Раньше в степи каждый казах умел играть на домбре». Действительно, какой еще видится простому британскому торговцу нефтью богатая ресурсами страна? По отдельным фразам лидера о всей партии, безусловно, судить некорректно, но так уж сложилось, что в случае с «Руханиятом» лидер совмещает должности и спонсора, и идеолога, и агитатора.
Самое интересное, что Мамбеталин-политик за почти два года после появления на публике в качестве главного партийца сумел не обозначить четко своих политических взглядов. Все сводится к вопросу о некой разделенности казахов как этноса на сельских и городских, русскоязычных и казахоязычных да к призывам объединяться на основе казахского языка. Тот факт, что начинать политическую деятельность с упреков большей части собственного народа в неполноценности по меньшей мере некорректно, политика не беспокоит. Хотя очень неоднозначен этот вопрос разделенности. Да, не все казахи говорят по-казахски — следовательно, нужно объединить их на этой основе. Не поспоришь. Но где гарантия, что в скором времени не найдутся и другие разделяющие общество причины — например, политические, религиозные, имущественные, половые, в конце концов? Что дальше? На какой основе г‑н Мамбеталин будет всех объединять?
Далее, «Руханият» теперь ратует за экологию Каспия. «Идеальной будет ситуация наложить мораторий на добычу нефти. Потому что нефтяной промысел и разведение осетровых — две несовместимые вещи», — сказал как-то «зеленый» политик. Отличная идея! Жаль только, что в том же интервью он резко выступил против строительства АЭС в Актау. «Мы против, потому что считаем, что в этом городе такая станция не нужна, там достаточно добывается нефти и газа. Какой смысл там строить? И потом, это же географический тупик, там нет такого количества потребителей». Хотя «тупиком» Мангистау называют именно наши политики, а не иностранные инвесторы, набившиеся туда как сельди в бочку. Может быть, поэтому наши «потребители», зарабатывая по 250 тысяч в месяц, не могут там семью прокормить? Логика странная — регион раскаляется, но АЭС не строим; на нефть и газ мораторий и разводим осетров. Для доктора по образованию так вообще убийственная: аппендикс воспален, резекции не будет, должен рассосаться сам.
А какое изящное по своей новизне решение проблемы казахского языка придумал Серикжан Есенгосович! Точнее — проблемы острого дефицита книг на государственном языке. Все просто: надо лишь раздать волонтерам по абзацу из мирового бестселлера для перевода (на безвозмездной, естественно, основе), а потом свести отдельные предложения в произведения, и на уже коммерческой основе распространять этих литературных «франкенштейнов» среди жаждущих знаний казахоязычных сограждан.
Так и хочется воскликнуть: господин Мамбеталин, вы же человек с деньгами! Немного вложений — и вы по-настоящему богаты! Или вы «как капиталист и человек, который какое-то время провел в нормальном капиталистическом обществе», считаете, что плата за труд — некий пережиток?
…Акорда пытается привить нам мнение, что перевыборы парламента происходят из желания не отвлекать силы на политическую борьбу во время предстоящего апокалиптического мирового кризиса. И страшно за страну, если антикризисные законы будут писать не только титаны интеллекта из «Нур Отана», но и экологи духа из «Руханията» вместе с адептами мамоны из «Ак жола». Но зрелище будет что надо.