Автор: Александр КУЗНЕЦОВ
24.08.2011
Акционеры Standard & Poor’s отправили в отставку президента агентства Девена Шарму. Согласно официальному сообщению, Шарма покидает S&P добровольно. Однако, по мнению наблюдателей, свое кресло он потерял из-за скандального решения снизить кредитный рейтинг США, которое вылилось в расследование профессиональной деятельности агентства со стороны американских властей.
Президент международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Девен Шарма 12 сентября покинет свой пост, который он занимал с 2007 года. Его место займет главный операционный директор Citibank Дуглас Петерсон. Как говорится в официальном сообщении
По мнению аналитиков, на плечи Дугласа Петерсона ляжет работа по улучшению имиджа S&P и отношений агентства с американскими властями и общественностью, которые, начиная с 2008 года, стремительно ухудшались и закончились скандалом
Напомним, что отставке Девена Шармы предшествовало решение S&P от 5 августа снизить кредитный рейтинг США до АА+, которое вызвало панику на фондовом рынке, вылившуюся в крупнейшую с 2008 года распродажу акций и рост спроса на гособлигации США. Тогда в Белом доме со снижением рейтинга не согласились и заявили, что S&P допустило ошибку в методологии. По мнению администрации Барака Обамы, она была связана с первоначальным прогнозом по уровню долга в 93% ВВП к 2021 году, а не в 85%. В S&P признали, что их прогнозы основаны на разных базовых сценариях, но не согласились с «ошибкой».
В последнее время Standard & Poor’s подвергалось критике не только со стороны руководства США, но и со стороны видных экономистов и инвесторов. Как написало агентство Bloomberg, миллиардер и крупнейший американский инвестор Уоррен Баффет недавно заявил, что экономике США ничего не угрожает и «рейтинг страны должен быть не ААА, а АААА». Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман высказал мнение, что агентство S&P — «это последняя инстанция, мнением которой о перспективах США следовало бы интересоваться». В числе ошибок агентства Кругман называл то, что S&P присвоило рейтинг A банку Lehman Brothers за месяц до его краха в 2008 году, а также снижение агентством рейтинга Японии в 2002 году, которое не сказалось на доступе Японии к рынку капитала.
Решение снизить кредитный рейтинг США, не поддержанное другими ведущими рейтинговыми агентствами Fitch и Moody’s, только обострило проблемы с американскими властями, которые у S&P образовались после 2008 года. Сейчас американские правоохранительные органы подозревают S&P в торговле инсайдерской информацией: Комиссия по рынкам и ценным бумагам проводит расследование, чтобы выяснить, кто из сотрудников S&P владел информацией о предстоящем понижении рейтинга и позаботилось ли агентство о конфиденциальности данной информации.
Кроме того, ранее Минюст США начал расследование, чтобы установить, на каких основаниях были снижены рейтинги субстандартных ипотечных ценных бумаг перед кризисом 2008 года. Минюст якобы располагает сведениями, что решения о завышении рейтингов ипотечных облигаций принимались аналитиками под давлением менеджеров S&P, тогда как кодекс агентства гарантирует независимость аналитиков от руководства агентства.
Как следует из материалов следствия, инициированного в связи с финансовым кризисом, представители Standard & Poor’s были в курсе, что выставленные ими оценки рискованны: «Будем надеяться, что все мы разбогатеем и выйдем на пенсию к тому времени, когда этот карточный домик развалится», — пошутил в 2006 году один из сотрудников S&P, которого цитирует сайт InoPressa.
Газета Wall Street Journal по этому поводу написала, что подобные действия в итоге и привели к тому, что миноритарные акционеры контролирующей агентство компании
«Выглядит так, как будто ему [Девену Шарме] помогли уйти, — заявил Bloomberg кредитный
Между тем, новый скандал может разгореться вокруг другого ведущего международного рейтингового агентства — Moody’s. Как написала газета The Gardian, бывший
«Откровенный конфликт интересов пронизывает все ступени служебной лестницы, от аналитиков начального уровня до председателя совета директоров и главного управляющего директора корпорации Moody’s», — написано в жалобе Харрингтона, проработавшего в Moody’s 11 лет. По его словам, в агентстве существует устойчивая культура «запугивания и преследований» аналитиков с целью вынудить их дать приятные для клиентов оценки.
Новая волна критики деятельности рейтинговых агентств начала подниматься в этом году в связи с долговыми кризисами в Европе и США. Ряд европейских экспертов призвали даже запретить рейтинговым агентствам оценивать кредитные рейтинги бедствующих стран, чтобы не создавать панику среди инвесторов и бегство капиталов из страны.
Как передало РИА «Новости», в июле 2011 министр иностранных дел Греции Ставрос Ламбридинис назвал действия рейтинговых агентств во время долгового кризиса еврозоны «сумасшествием». По его мнению, рейтинги Moody’s и S&P только усугубляют и без того сложную ситуацию.
Кроме того, прокуратура города Трани на юге Италии подозревает Moody’s и S&P в манипулировании рынком, раскрытии конфиденциальной информации и биржевой спекуляции. Как сообщила в августе газета La Stampa, следователи полагают, что рейтинговые агентства распространяли необоснованные негативные отчеты об итальянском госдолге и стабильности банковской системы страны, что привело к спекуляциям и волнению на финансовом рынке.
В результате канцлер Германии Ангела Меркель призвала страны Европы создать свое европейское рейтинговое агентство, которое будет давать адекватные оценки экономической ситуации в разных государствах. Что называется — довели. Теперь многие наблюдатели уверены, что кардинальной реформы рейтинговым агентствам не миновать.
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Read More:
Шарма сделал дело, Шарма может уходить