Если верить белорусскому телевизору, в стране просто коммунизм. Пенсионерам и малоимущим по утрам в магазинах скидки на кофе и трусы, многодетным — льготные кредиты на строительство жилья (для других категорий граждан льготы отменили), нуждающимся в лечении за границей — уникальное право купить валюту в госбанке. В российских теленовостях все наоборот: репортажи повествуют про очереди у обменников, дикие цены и пустые полки в Беларуси.
Друзья спрашивают: неужели все так плохо? И не то чтобы СМИ намеренно врут, и не то чтобы точно рисуют ситуацию.
Время «купляць беларускае»
Правда, как всегда,
Правительство рапортует, что с товарным дефицитом успешно справились. Вот только когда отправляешься за покупками, понимаешь, что не можешь найти простейших вещей. Например, исчез привычный ассортимент российского мыла, не говоря уже о польских хозяйственных
Сама я из последней заграничной поездки везла в Минск не шмотки и угощения, а шампунь, зубную пасту и прочую хозяйственную дребедень. Вот только чистящий порошок не догадалась купить: так что придется включать в лист заказа казахстанским гостям, а до их приезда пользоваться белорусским, который ванну отбелить не способен.
Да, мыло придется покупать гомельское, хоть запах мне не нравится: любимое питерское исчезло месяц назад, а кусок того же «палмалива» по старому курсу стоит 350 тенге.
Сладкий вкус нового курса
Считать по старому курсу в Беларуси
Например,
Этот уникальный шанс оказался невостребованным. Но одна спекулятивная и абсолютно легальная операция мне
Без картошки, но с водкой
Валютный пересчет в магазине хорош только для тех, кто эту валюту имеет. А так как белорусы зарплаты и пенсии получают в «зайчиках», то дешевизна в долларовом измерении их не утешает. Если применить долларовый метод к доходам граждан, то окажется, что за полгода средняя зарплата упала с 500 до 300 долларов, а средняя пенсия — с 200 до 120 долларов. Это по курсу Нацбанка, по которому доллар сегодня не купишь. Если же считать по курсу черного рынка, то среднестатистический белорус на работе получает 250—260 долларов, а на пенсии — всего 100 долларов.
И вот старикам сейчас не позавидуешь. Потому что на месячный пенсион в 600 тысяч рублей сегодня прожить практически невозможно. Недели три назад этой суммы хватило бы на 67 кг импортной картошки (прошлогодняя белорусская сгнила, а молодая местная появилась на рынке в начале июля) или такое же количество репчатого лука.
Перевожу пенсию в корнеплоды после визита на рынок. В кармане было 8 тысяч рублей (совсем недавно это равнялось 400 тенге), и этого хватило на две картофелины, две луковицы и пучок укропа. Полупустой пакет рождал дикие ассоциации с блокадным Ленинградом. Положим, для меня это своеобразная игра, а каково тем, кто прочно связан с белорусской реальностью?
Зато водка на фоне продуктов подорожала незначительно — всего на 10%, и недавно планировавшееся повышение акцизов на алкоголь было отложено. Потому что, как выразился Александр Лукашенко на
Пар ищет выход
Внешне Минск не изменился: вдоль чистеньких улиц цветут липы, оранжевые жилеты метут мусор и высаживают цветы, троллейбусы исправно колесят, неся в своих салонах запах перегара. Вроде бы все тихо и
Вот, например, вступился подвыпивший пассажир перед контролером за
Сцена «избиения» милиционеров бабушкиными авоськами, записанная на мобильный телефон, стала хитом байнета. Отстоять мужчину у милиции так и не удалось: за нарушение общественного порядка ему присудили солидный штраф, зато
А на
Солидарность молодежи в Сети хоть немного спасает от нарастающей в обществе депрессии. Новые формы протестов — это когда десятки автомобилей «ломаются» в час пик на центральном проспекте столицы после четвертого за год повышения цен на бензин или когда горожане в назначенный час собираются погулять и похлопать в ладоши на главной площади своего города.
Летние прогулки молодежи, говорят политологи, это цветочки. А ягодки созреют к осени, когда надо будет одевать детей в школу, вносить плату за обучение в вузах и оплачивать коммунальные услуги по новым тарифам. Если к тому времени чудо нового займа в Беларуси не случится, аплодисментами уже не обойдется.
See the original article here:
Что такое дорого и дешево по-белорусски