Что стоит за взрывами в Казахстане?

Это пись­мо при­шло на ящик редак­ции после взры­ва в Акто­бе. Тогда мы сомне­ва­лись, пуб­ли­ко­вать его или нет — слиш­ком неод­но­знач­ны мыс­ли авто­ра. Но инци­дент в Астане вновь сде­лал акту­аль­ной тему рели­ги­оз­но­го экс­тре­миз­ма, о кото­рой гово­рит автор. Под­чер­ки­ва­ем, что редак­ция может не раз­де­лять точ­ку зре­ния авто­ра мате­ри­а­ла.
Подроб­но­сти читай­те на http://clck.ru/DSSk
 

Автор: Нам пишут

Вол­на тер­ро­ри­сти­че­ской актив­но­сти сотря­са­ет сосед­ний Казах­стан. Вче­ра (17 мая — ред.), буд­нич­ное весен­нее утро при­гра­нич­но­го Актю­бин­ска в бук­валь­ном смыс­ле взо­рвал шахид-смерт­ник, при­вед­ший в дей­ствие взрыв­ное устрой­ство в област­ном управ­ле­нии Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. По инфор­ма­ции пресс-служ­бы Гене­раль­ной про­ку­ра­ту­ры Казах­ста­на, сре­ди постра­дав­ших есть один погиб­ший, четы­ре чело­ве­ка полу­чи­ли ране­ния раз­лич­ной сте­пе­ни тяжести.

Что же про­ис­хо­дит в Казах­стане, кото­рый все­гда пози­ци­о­ни­ро­вал себя как мир­ное государство?

«Джи­хад» по-казахски

Пер­вые симп­то­мы о базах казах­ских тер­ро­ри­стов и под­поль­ных лаге­рях под­го­тов­ки бан­ди­тов ста­ли извест­ны рос­сий­ской обще­ствен­но­сти два года назад, когда в Даге­стане во вре­мя спе­цо­пе­ра­ции ФСБ был лик­ви­ди­ро­ван отряд бое­ви­ков. Тогда при четы­рех уби­тых были обна­ру­же­ны бирю­зо­вые пас­пор­та. После офи­ци­аль­ных про­те­стов рос­сий­ской сто­ро­ны спец­служ­бы Казах­ста­на про­ве­ли серию мас­штаб­ных задер­жа­ний, а в Астане к суду при­влек­ли чле­нов «джа­ма­га­та аль-Фараби».

Одна­ко дея­тель­ность пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов неожи­дан­но спро­во­ци­ро­ва­ла актив­ность экс­тре­ми­стов. В нача­ле 2010 года груп­па бое­ви­ков джа­ма­га­та «Ансар уд-дин» совер­ши­ла напа­де­ние на служ­бу вое­ни­зи­ро­ван­ной охра­ны желез­ных дорог Актю­бин­ской обла­сти, захва­тив в каче­стве тро­фея табель­ное ору­жие и сред­ства радиосвязи.

Летом того же года из коло­нии обще­го режи­ма горо­да Актау (быв­ший Шев­чен­ко) совер­ши­ла дерз­кий побег общи­на вах­ха­би­тов из 21 чело­ве­ка, успев­шая при этом взо­рвать элек­тро­стан­цию цело­го рай­о­на, а так­же про­та­ра­нить сте­ну тюрь­мы. При задер­жа­нии боль­шин­ство бан­ди­тов было физи­че­ски уничтожено.

Но боль­шой обще­ствен­ный резо­нанс име­ло недав­нее сопро­тив­ле­ние воору­жен­ной до зубов бан­ды бое­ви­ков в цен­тре Алма-Аты: трем обу­чен­ным тер­ро­ри­стам уда­лось тяже­ло ранить один­на­дцать сол­дат элит­но­го анти­тер­ро­ри­сти­че­ско­го спец­под­раз­де­ле­ния МВД.

И вот теперь взрыв в област­ном управ­ле­нии КНБ!

Пока офи­ци­аль­ные вла­сти отри­ца­ют факт тер­ро­риз­ма, даже дело заве­де­но по дру­гой ста­тье. Пред­ста­ви­тель Ген­про­ку­ра­ту­ры заявил об «акте само­под­ры­ва». Моти­вы пре­ступ­ни­ка пыта­ют­ся све­сти к «испы­ты­ва­е­мой лич­ной непри­яз­ни», яко­бы пре­ступ­ник совер­шил взрыв с целью укло­не­ния от уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти. Но, похо­же, в это верит толь­ко сам пресс-сек­ре­тарь Генпрокуратуры.

Игры разу­ма

Сра­зу воз­ни­ка­ет вопрос: как дол­го казах­ские спец­служ­бы упор­но не будут заме­чать брев­но в соб­ствен­ном гла­зу? Или есть дру­гие моти­вы «мол­ча­ния ягнят»?

К нам попа­ли инте­рес­ные ком­мен­та­рии спе­ци­а­ли­стов и аль­тер­на­тив­ные вер­сии актив­но­сти «тер­ро­ри­стов».

По одной из этих вер­сий, в нед­рах Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти к при­ме­не­нию в рабо­те утвер­жде­ны несколь­ко мето­дов опе­ра­тив­ных раз­ра­бо­ток. Еще на заре рели­ги­оз­ной экс­пан­сии в каче­стве мер опе­ра­тив­но­го реа­ги­ро­ва­ния было при­ня­то реше­ние о столк­но­ве­нии раз­лич­ных тече­ний сала­физ­ма друг с дру­гом с целью деста­би­ли­за­ции рели­ги­оз­ной ситуации.

Неожи­дан­но тече­ние сала­фи­тов, име­ну­е­мое «мад­ха­ли­ты», полу­чи­ло под­держ­ку со сто­ро­ны орга­нов наци­о­наль­ной без­опас­но­сти: им раз­ре­ша­ли соби­рать­ся в круж­ках, духов­ные лиде­ры мад­ха­ли­тов полу­чи­ли санк­цию на про­по­ве­ди и про­па­ган­ду сво­их воз­зре­ний, более того, неко­то­рые мис­си­о­не­ры, в том чис­ле ино­стран­цы, полу­чи­ли долж­но­сти в Духов­ном управ­ле­нии мусуль­ман! По ожи­да­ни­ям казах­ских чеки­стов, за такой «пря­ник» веру­ю­щие долж­ны были отве­тить отка­зом от «джи­ха­да».

Но надеж­дам этим не суж­де­но было сбыть­ся: вме­сто мир­но­го исла­ма в Казах­стане рас­цвел буй­ным цве­том рели­ги­оз­ный фана­тизм. Один за дру­гим моло­дые мусуль­мане ста­ли тол­па­ми ухо­дить в «джи­ха­дист­ское» кры­ло. А поте­ряв­шие чув­ство меры духов­ные лиде­ры бан­ди­тов откры­то разъ­ез­жа­ли по стране с лек­ци­я­ми, соби­рая тол­пы слушателей.

Кста­ти, совер­шив­ший «акт само­под­ры­ва» в Актю­бин­ске 25-лет­ний Ракым­жан Мака­тов еще в мар­те 2011 года посе­щал лек­ции оди­оз­но­го вах­ха­бит­ско­го шей­ха Дары­на Муба­ро­ва, поль­зу­ю­ще­го­ся непре­ре­ка­е­мым авто­ри­те­том и вли­я­ни­ем в сре­де мусуль­ман-сун­ни­тов. Так, напри­мер, в Акто­бе на лек­ции Муба­ро­ва собра­лось око­ло 1500 сто­рон­ни­ков сала­физ­ма, при­чем боль­шин­ство из них ровес­ни­ки Мака­то­ва, кото­рые навер­ня­ка будут счи­тать его шахи­дом и так же гре­зить рай­ски­ми куща­ми за счет терактов.

Сего­дня, по све­де­ни­ям экс­пер­тов, после­до­ва­те­ли шей­ха Дары­на пред­став­ля­ют собой самую мно­го­чис­лен­ную вах­ха­бит­скую общи­ну. По име­ю­щей­ся инфор­ма­ции, сотруд­ни­ки КНБ РК орга­ни­зо­ва­ли поли­ти­че­ское турне Муба­ро­ва по запад­ным обла­стям Казах­ста­на, где он высту­пал перед пуб­ли­кой, в основ­ном пред­став­лен­ной экс­тре­мист­ски настро­ен­ны­ми молод­чи­ка­ми. Для чего был нужен этот тур после пол­но­го про­ва­ла, навер­ное, сего­дня не смо­гут отве­тить даже сами чеки­сты. Хотя обще­из­вест­но, что уче­ни­ком Муба­ро­ва явля­ет­ся депу­тат Мажи­ли­са РК Б. Тле­уха­нов, но о нем и его роли в рели­ги­оз­ных схе­мах вах­ха­би­тов — чуть позже.

В ито­ге замы­сел казах­ских чеки­стов про­ва­лил­ся. Боль­ше того, воз­ник­ла новая голов­ная боль. Отправ­лен­ные в места не столь отда­лен­ные вах­ха­би­ты пре­вра­ти­ли тюрь­мы в свои оби­те­ли: при коло­ни­ях ста­ли откры­вать­ся мече­ти, в тюрь­мы нача­ли заво­зить экс­тре­мист­скую рели­ги­оз­ную лите­ра­ту­ру, отбы­тие нака­за­ния при­рав­ни­ва­лось к муче­ни­че­ству, а веру­ю­щие заклю­чен­ные рез­ко изме­ни­ли тра­ди­ци­он­ную иерар­хию пре­ступ­но­го мира. В ислам ста­ли ухо­дить наи­бо­лее пас­си­о­нар­ные лиде­ры пре­ступ­ных сооб­ществ, ОПГ ста­ли не толь­ко бан­дит­ски­ми брат­ства­ми, но и рели­ги­оз­ны­ми общинами.

И вот в ана­ли­ти­че­ских струк­ту­рах КНБ воз­ни­ка­ет новый план борь­бы. При­ни­ма­ет­ся реше­ние столк­нуть рели­ги­оз­ных экс­тре­ми­стов с воров­ской брат­вой. Реа­ли­за­ция это­го пору­че­ния «госу­дар­ствен­ной важ­но­сти» воз­ла­га­ет­ся на дер­жа­те­ля казах­ско­го обща­ка, моло­до­го, но амби­ци­оз­но­го пре­ступ­но­го авто­ри­те­та Айбе­ка Кузай­да­ро­ва, отбы­ва­ю­ще­го нака­за­ние в коло­нии осо­бо­го режима.

По всем зонам и лаге­рям Казах­ста­на рас­сы­ла­ет­ся маля­ва о рас­пра­ве над мусуль­ма­на­ми. Адми­ни­стра­ци­ям лаге­рей кура­то­ра­ми из КНБ вме­ши­вать­ся в акции воз­мез­дия стро­го запре­ща­ет­ся. Есте­ствен­но, что дове­ден­ные до отча­я­ния заклю­чен­ные ста­ли отправ­лять сиг­на­лы о наси­лии на волю. Так вес­ной это­го года в испра­ви­тель­ных учре­жде­ни­ях Актю­бин­ской, Аты­ра­уской, Ман­ги­ста­уской обла­стей про­шли мас­со­вые изби­е­ния осуж­ден­ных мусуль­ман. Рас­пра­ву чини­ли осуж­ден­ные из чис­ла отпе­тых уго­лов­ни­ков. Мусуль­ма­нам лома­ли руки и ноги, наси­ло­ва­ли и застав­ля­ли есть сви­ни­ну. Дове­ден­ные до отча­я­ния люди, бро­шен­ные на про­из­вол судь­бы, были вынуж­де­ны при­влечь вни­ма­ние к себе путем под­ры­ва СВУ у стен актю­бин­ской коло­нии № 6.

Может, по этим при­чи­нам казах­ские спец­служ­бы не хотят при­зна­вать состав «тер­ро­риз­ма» в дей­стви­ях бое­ви­ков? Ведь при­зна­ние про­ва­лов соб­ствен­ной рабо­ты не дела­ет чести «желез­ным фелик­сам» Казахстана.

Осо­бен­но­сти наци­о­наль­но­го экстремизма

В плане опы­та ста­би­ли­за­ции рели­ги­оз­ной ситу­а­ции Казах­стан — уни­каль­ная стра­на. Несмот­ря на тра­ди­ци­он­ные мусуль­ман­ские кор­ни каза­хов, фун­да­мен­таль­ный, орто­док­саль­ный ислам здесь не при­жил­ся. По мне­нию пер­во­го казах­ско­го этно­гра­фа Чока­на Вали­ха­но­ва, жив­ше­го в ХIХ веке, каза­хи, в отли­чие от осед­лых татар или узбе­ков, не выде­ля­лись рев­ност­ным соблю­де­ни­ем обря­дов клас­си­че­ско­го сун­нит­ско­го ислама.

После семи­де­ся­ти лет совет­ской вла­сти зачат­ки рели­ги­оз­но­сти были уни­что­же­ны под корень. Поэто­му пост­со­вет­ский пери­од при­нес в Казах­стан не толь­ко соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­бле­мы, но и про­бле­му рели­ги­оз­ной иден­тич­но­сти. Как ни стран­но, кон­ку­ри­ру­ю­щей с исла­мом кон­фес­си­ей здесь явля­ет­ся про­те­стант­ство, коли­че­ство рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ний кото­ро­го не усту­па­ет коли­че­ству мест­ных пред­ста­ви­тельств офи­ци­аль­но­го Муфтията.

За годы неза­ви­си­мо­сти борь­ба меж­ду раз­лич­ны­ми груп­пи­ров­ка­ми в сфе­ре рели­ги­оз­но­го вли­я­ния обост­ри­лась до пре­де­ла. Всем извест­но, что одним из вли­я­тель­ных мусуль­ман явля­ет­ся депу­тат Мажи­ли­са, народ­ный поэт-импро­ви­за­тор Бек­бо­лат Тле­ухан. Могу­ще­ствен­ный семей­ный клан Тле­уха­нов сего­дня пред­став­ля­ет собой спло­чен­ную орга­ни­за­цию наци­о­наль­но­го казах­ско­го исла­ма. Лич­ные дру­же­ствен­ные отно­ше­ния с вер­хов­ным муф­ти­ем шей­хом Абсат­та­ром, а так­же бли­зость к семье пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва поз­во­ли­ли семье Тле­уха­на полу­чить доступ к един­ствен­но­му ислам­ско­му теле­ка­на­лу «Асл Арна», кото­рый воз­глав­ля­ет его род­ной зять — актив­ный исла­мист Мухам­мад Тазабеков.

Бла­го­да­ря под­держ­ке со сто­ро­ны миро­вой сун­нит­ской уммы и пожерт­во­ва­ни­ям веру­ю­щих бра­тьев со все­го мусуль­ман­ско­го мира, теле­ка­на­лу «Асл Арна» за корот­кое вре­мя уда­лось стать мощ­ным рупо­ром ислам­ско­го при­зы­ва. Сего­дня все экс­пер­ты соглас­ны во мне­нии, что ислам стал новым фак­то­ром поли­ти­че­ской реаль­но­сти Казах­ста­на. Это мож­но наблю­дать даже при поверх­ност­ном изу­че­нии инфор­ма­ци­он­но­го кон­тен­та казах­ско­го поли­ти­че­ско­го поля.

Сле­ду­ет так­же отме­тить, что без­услов­ный духов­ный лидер казах­ских мусуль­ман Бек­бо­лат Тле­ухан смог стать в сво­ей стране истин­ным выра­зи­те­лем чая­ний про­стых веру­ю­щих. Допол­ни­тель­ный вес ему при­да­ет член­ство в пра­вя­щей пар­тии «Нур Отан», поли­ти­че­ские ресур­сы кото­рой поз­во­лят исла­му стать реаль­ным эле­мен­том буду­щей казах­ской внеш­ней и внут­рен­ней политики.

Но сохра­нит­ся ли мир на южных рубе­жах России?

View the original here:
Что сто­ит за взры­ва­ми в Казахстане?

Статьи по теме

Тёмные сделки QazaqGaz: как один из конфискованных активов оказался связан с Кайратом Шарипбаевым

Акимат Алматы тратит тысячи долларов на поиски критиков власти: зачем нужны такие исследования?

Росатом заменил оборудование Siemens для АЭС «Аккую» в Турции на продукцию «китайских друзей»