Прошедшие парламентские выборы показали, что Касым-Жомарту Токаеву так и не удалось стать президентом Казахстана. Впереди — досрочные выборы настоящего президента. Что делать в первую очередь и к чему готовиться на перспективу?
Акежан Кажегельдин, 6 февраля 2021 г.
Договоренности между Нурсултаном Назарбаевым и Касым-Жомартом Токаевым, которые были заключены до передачи президентской власти от одного к другому, потеряли силу. Организация и результат парламентских выборов это окончательно засвидетельствовали. Какой тут «транзит власти», когда Токаев сам застрял на станции «Ак Орда» транзитным пассажиром: без маршрута, без билета, без спутников, без багажа…
Сначала Токаев побоялся реально взять в свои руки управление страной, решил дождаться окончательного ухода «благодетеля», а теперь Назарбаев передумал уходить. В результате сложилось какое-то «полуторовластие»: старый президент рулит, не обращая внимания на заявленные новым президентом планы и обещания. Плохослышащее и слабовидящее государство вдобавок потеряло равновесие, не чувствует даже колебания почвы.
Это — крах назарбаевской системы личной власти и коррупционных, а не политических институтов. Назарбаев столько раз перекраивал и перелицовывал конституцию, что её нельзя уже не только как костюм носить, но и как мешок использовать. Он собирался власть в этом мешке передать, а систему заклинило, власть просто не предалась… Ничего удивительного: казахское государство и его важнейшие институты нуждаются не в «совершенствовании» или «модернизации», а в полной реконструкции. Всё надо строить заново.
Когда назарбаевская система не может найти ответов на вызовы текущего дня давно, но особенно явно — с тех пор, как начались массовые митинги против продажи или передачи в аренду казахской земли. Ни сам президент, ни его советчики не поняли из истории Казахстана той истины, что наш народ, все казахи при любом строе были и остаются кровно и духовно связаны с тем, что мы называем Ата-Мекен — Земля Отцов.
За защиту казахской земли было истреблено в полном составе наше первое национальное демократическое правительство – Алаш Орда. За то, что казахские министры добились автономии в составе России с четко обозначенными границами. И хотя территориальный вопрос был решен тогда с заметными уступками Москве, большевики не простили алашевцам стойкого патриотизма, который заклеймили как «буржуазный национализм».
Нам никто из соседей ничего не дарил. Казахи уступили часть исконных земель, потому что тогда не смогли защитить национальных политических лидеров. Что ж, история учит народы: будьте сплоченными, в единстве ваша сила. Поэтому митинги против продажи земли иностранцам были такими массовыми. Народ не дал продажным чиновникам совершить опрометчивый шаг.
Заметим, не лидеры парламентских партий созвали эти митинги, а новые неформальные лидеры из народа. Нурсултан Назарбаев не услышал послание народа, и все почувствовали, что но почувствовал, что он больше не может руководить этой нацией. Так в Великой степи выделились новые лидеры. Среди них был Макс Бакай, который только что вышел на свободу. Поздравим его и пожелаем здоровья и упорства!
Власть напрасно пытается изолировать его общества. Макс убедительно продемонстрировал это. Он знает все, что происходит, он понимает, что надо делать всем вместе. «Новая конституция» и «Новый политический строй» – вот его лозунги для общества.
Не знаю, собирается ли Касым-Жомарт Токаев выдвигать в президенты на второй срок. Если да, то что он может противопоставить этим лозунгам Макса Бакая? Если Токаев еще может что-то сделать для своего народа, то созывать общенациональный Курултай и запустить процесс Конституционного совещания. Нечего тратить время на лечение этой слабо слышащей и плохо соображающей власти. Нам нужна новая конституция и НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО!
А до этого своим указом К.-Ж. Токаев, если и пока он еще президент Казахстана, должен вернуть свободу Арону Атабеку. Уже почти два года этот узник совести при советской и при назарбаевской власти остается на совести Токаева.
Меня возмущает, почему Ак Орда до сих пор не инициировала Закон об амнистии осужденных за не тяжкие правонарушения? В годы бесчинств Рахата Алиева и его жены Дариги Назарбаевой многие граждане был незаконно осуждены за свою гражданскую позицию. Рахат уже шесть лет как в могиле, а люди по-прежнему отбывают наказание без преступления. Не говоря уже о том, что всех заключенных — и виновных, и не виновных — следует амнистировать, чтобы избежать заражения ковидом-19. Сколько еще казахских жизней должно быть брошено в топку этой эпидемии?
Один успешный революционер больше ста лет назад сказал, что политика — это судьба миллионов, поэтому ошибки в ней недопустимы. Токаев — президент молодой, но ошибки ему на этом основании история не простит. Тем более история ничего не простит Нурсултану Назарбаеву. Еще в 2005 году он должен был провести свободные и конкурентные выборы, мирно передать власть и уйти вместе со всей своей семьей из политики. Страна бы намного быстрее справились с социально-экономическим кризисом начала 2000‑х, который во всем мире давно завершился и только у нас превратился в перманентный.
Если бы Нурсултан Назарбаев согласно конституции и мировой практике ушел с президентского поста в 2005 г., не случилось бы жестокого убийства Заманбека Нуркадилова. Народ бы не потерял одного из своих признанных трибунов. Не были бы цинично казнены А. Сарсенбаев и его телохранители. Не пролилась бы кровь соотечественников в Жана-Озене. Все эти убийства, кстати, до сих пор не расследованы в должной мере. Заказчики их остались безнаказанны.
Да и для семьи Нурсултана Назарбаева его безграничная диктатура обернулась трагедией. Зять и дочь ошалели от безответственности и жажды власти, восстали против отца. В итоге Рахат уже шесть лет в могиле, всякое политическое будущее Дариги перечеркнуто обвинениями в коррупции, карьерой певицы ей пришлось пожертвовать. Следующее поколение оказалось так же несчастным: один внук восстал против матери и деда, разоблачил их и таинственным образом погиб за границей. Другой внук за границей прячется и от ответственности как соучастник преступлений отца и матери, и одновременно — от следствия по делу о коррупционных доходах, лондонских виллах и многоквартирных домах…
Страх ответственности за прошлое – главная причина неудачи с транзитом власти. Страна потеряла 15 лет полноценного развития, выжидая, на какую «модель ухода» согласится Нурсултан Назарбаев. В стремлении угадать и угодить окружение разработало множество вариантов. В конце концов дошли до абсурдного титула «Елбасы», который и в Африке, наверное, вызывает усмешки. Однако никакой титул не гарантировал бесконечному президенту и его наследникам личную безопасность, сохранность богатств и иммунитета от обвинений. Вот так власть доплелась до 19 марта 2019 года и продолжаем путь в никуда.
Горячие головы в Астане поверили, что началась новая эпоха. Сам К.-Ж. Токаевв погорячился и наобещал несколько вполне умеренных новаций. Он собирался провести парламентские выборы по-современному – 50% депутатов по партийным спискам, 50% — депутатов по одномандатным округам. Было обещано допустить к выборам оппозиционные партии, обеспечить участие независимых наблюдателей… Всё оказалось пустыми словами. Предлагает еще подождать до следующих выборов.
Еще раз повторим: НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ и НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО! Нации нужна конституция, которая закрепит свободы и права. Это будут нормы прямого действия. Поправки в новую конституцию, если потребуются, то будут вноситься только после общенационального обсуждения на референдумах. Так об этом сказал наш брат Макс Бакай. Народ не собирается ждать этих подачек. Он сам выберет форму управления страной, территориальное устройство, будет выбирать своих судей, областных и городских акимов, глав районов и муниципальных органов. Эта выборность станет гарантией всем гражданам, что они представлены на всех уровнях власти.
Особенно вдумчиво мы должны позаботиться о правах меньшинств. Давно пора забыть о дрессированных членах ассамблей. Граждане Казахстана других национальностей имеют право напрямую быть представленными в парламенте, в маслихатах областей и городов, выдвигать и избирать своих лидеров руководителями территорий, судьями и так далее.
Тогда мы сможем добиваться такого же отношения к нашим единокровным братьям в странах, где они являются меньшинствами. Прежде всего в КНР. Трусость и равнодушие Ак Орды и Библиотеки по этим вопросам просто поражают.
Н. Назарбаев не верит, что К.-Ж. Токаев сможет защитить его память и его наследников, когда настанет час. Поэтому он принимается раздавать дополнительные полномочия своему окружению из Библиотеки за счет полномочий Ак Орды. Назначенцы, возможно, обещают патрону «достойную старость» и даже «блестящую вечность», но они сами является проблемой для него. Кто им самим гарантирует, что они останутся у рулей и рычагов власти?
Такое противоречие можно разрешить просто: мы обратимся к народу с призывом предоставить Нурсултану Назарбаеву пожизненные гарантии свободы и безопасности. Пусть только уходит из власти сам и уводит с собой всех родственников. Эти гарантии могут быть приняты в ходе референдума вместе с проектом новой конституции.
Бывшему президенту не придется полагается на слово, данное К.-Ж. Токаевым. Нынешнему президенту удастся избавиться от опеки и окриков из Библиотеки. Само по себе слово «библиотека» приобрело в Казахстане какой-то подозрительный и пренебрежительный оттенок. На самом деле нам нужны библиотеки, но только не те, в которых на всех полках стоят книги одного автора — Нурсултана Назарбаева. Столько томов не написал даже Александр Дюма! Оставшиеся годы Н. Назарбаев должен посвятить написанию самой важной книги — правдивых воспоминаний о последних двадцати годах своего правления. Такая книга станет настоящим бестселлером, если в ней будут раскрыты тайны многомиллиардных сделок, политических убийств, крахов банков и опустошения фондов, продажных западных политиков…
Президент Токаев может, в принципе, участвовать в следующих президентских выборах, но шансы на переизбрание у него будут только, если он объявит эти выборы досрочно, не доводя страну до ожидаемого коллапса, инициирует обсуждение и принятие новой конституции, которая возвратит власть народу. Вот что стало бы славным венцом его пока довольно блеклой политической карьеры!
Казахстан не может более быть государством, построенное под одного человека. Единственная гарантия, что власть не будет узурпирована никаким президентом впредь, это — ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА! Мы создадим парламент, в котором будут представлены депутаты от всех областей, парламент Севера, Юга, Востока и Запада Казахстана, а не парламент Астаны и Каскелена. Получит разрешение вопрос о восстановлении некоторые исторические области, чтобы нужды людей из всех частей страны были представлены и учтены непосредственно.
Политические преобразования позволят найти решения многолетних экономических проблем. В первую очередь — бедности. Она чувствуется повсеместно. Качество жизни людей еще недавно неплохо обеспеченных тоже падает. Только высшие чиновники и приближенные Нурсултана Назарбаева живут всё богаче и богаче. Перераспределить это богатство будет первоочередной задачей нового парламента, президента и правительства. Здесь открываются большие перспективы. Журнал «Форбс» насчитал капиталов Б. Утемуратова на 2.5 млрд долл. Но вдруг выяснилось, что суд в Великобритании арестовал его активов на 5 миллиардов! Можно сказать, приятный сюрприз для всех казахстанцев.
С подачи и при посредничестве Б. Утемуратова «Казахцинк» оказался в руках швейцарского концерна «Гленкор». Из документов суда в Швейцарии известно, что «Гленкор» тайно заплатил Б. Утемуратову 300 млн. долл. Утемуратов не один такой баловень судьбы. Вопреки расчетам того же «Форбса» состояние Т. Кулибаева не 2.8 млрд долл., а десятки миллиардов. Чтобы не доводить до арестов этих миллиардов за рубежом, надо возвращать состояния в отечество, где люди недоедают, болеют и умирают.
Борьба с бедностью начнется с принятия Закон о фиксированном гарантированном доходе для каждого гражданина Казахстана. 200–300 долларов будет выплачиваться ежемесячно каждому казахстанцу. Наша страна может себе позволить, если дети, зятья, внуки и племянники Н. Назарбаева, его подручные и приближенные перестанут воровать и вернут деньги в страну. Если К.-Ж. Токаев не наберется отваги организовать возврат похищенных капиталов, эта задача станет частью программы кандидатов от народа.
Осторожно, опасность! Ни в коем случае не следует устраивать и участвовать в так называемых «народных IPO». Это — очередной обман и попытка «заштукатурить» расхищение государственной собственности в недавнем прошлом. Мы действительно должны обеспечить каждому казахстанцу его долю в национальных богатствах. Но для этого есть другой, справедливый и проверенный способ — через суверенные и пенсионные фонды, бенефициарами которых станут все граждане Казахстана.
Образцом для нас служит крупнейший в мире Национальный фонд благосостояния Норвегии (больше $1 трлн долл.). Он был основан в 1990 году, формируется из нефтяных доходов, и средняя доходность за все годы составляет 6.1%. К началу 2020 года из средств фонда на каждого норвежца приходилось $190 тыс. долл. Так должно было быть и с Национальным фондом Казахстана. Но где эти средства?
Два самых темных пятна в истории современного Казахстана и его госинститутов: история возникновения и хозяйствования Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» и история самой «темной лошадки» – таинственного «Фонда первого президента Казахстана». Есть ли у нас хоть какая-то информация о том, сколько средств на счетах наших секретных фондов, на что они тратятся и какую пользу это приносит народу? Такой информации нет. Но мы уже знаем, какие средства находятся на счетах в банках Сингапура, Гонконга, ОАЭ и других стран. Ими продолжает распоряжаться только один человек – Нурсултан Назарбаев.
Мы добьемся в ближайшее время полной национализации фондов и передачи их под контроль комиссии из депутатов нового парламента и экспертов гражданского общества, избранных на собраниях представителей. Вся страна должна знать имя каждого члена этой комиссии, чтобы можно было спросить, что им стало известно о том, как управляют собственностью нации. Но и это произойдет только тогда, когда мы изберем настоящий парламент.
Мы должны объединиться в коалицию и победить и на вполне возможных досрочных президентских выборах. Победив на выборах, мы сможем провести нужные преобразования и обеспечить победу над бедностью. Следует готовиться к досрочным президентским выборам уже сейчас. Всех, кто опять призовет народ к бойкоту выборов, придется заклеймить как «врагов будущего нашего народа». БОЛЬШЕ НИКАКИХ БОЙКОТОВ!
Следует помнить уроки нашей истории. Об этом год назад сказал другой растущий лидер страны Ринат Заитов: «Почему был обречен на поражение наш великий хан Кене-Сары? Потому что рядом с ним не оказались Сырым Дат и Махамбет Утемис! Помните, как не объединившись ушли наши предки Алихан Букейхан и Мустафа Шокай: один — в изгнание, а другой — в застенках большевиков».
Тактически нам, возможно, надо будет определиться с двумя кандидатами от народа и готовить обоих против кандидата от власти, договорившись между собой, как проследить за голосованием и подсчетом голосов. Если понадобится, придется защитить свой выбор. Для этого надо задолго до выборов иметь в каждом областном центре до пяти тысяч активистов и агитаторов, а в столице и Алматы не менее 20 и 50 тысяч соответственно. В ответ на любые попытки сорвать выборы или ограничить наше право выбора мы должны вывести людей на площади городов и мирно, но упорно, продемонстрировать свое несогласие. Мы должны быть готовы выступить массово и решительно — как наши соседи! Призываю всех неравнодушных граждан Казахстана высказаться по этому кругу вопросов и подключиться к их решению. Нас ждут большие преобразования, они потребуют огромных усилий. Только вместе мы преодолеем завалы прошлого.