Джеймс Бетел и Геррит Страйдом были свидетелями расследования, проведенного SFO в отношении ENRC
ФБР расследует смерть двух бывших руководителей горнодобывающей промышленности, которых британская прокуратура рассматривала в качестве потенциальных свидетелей в одном из крупнейших расследований коррупции в Великобритании. Джеймс Бетел, 44 года, и Геррит Стридом, 45 лет, были найдены мертвыми в мотеле в Спрингфилде, штат Миссури, в мае 2015 года, когда они путешествовали по США.
Незадолго до своей смерти эти люди занимали руководящие должности в африканском подразделении Eurasian Natural Resources Corporation, горнодобывающей группе, которая находится в центре семилетнего расследования случаев взяточничества и мошенничества, проводимого Управлением по борьбе с серьезным мошенничеством Великобритании.
Полиция Спрингфилда объявила тогда, что причиной смерти стала церебральная малярия, сославшись на тесты, проведенные Центрами по контролю и профилактике заболеваний — национальным агентством, которое занимается такими случаями.
Но, как раскрывается в готовящейся к выходу книге « Клептопия: как грязные деньги завоевывают мир» , отчеты о вскрытии и записи CDC показывают, что шансы, что двое мужчин умерли от малярии, «почти наверняка равны нулю», по словам ведущего эксперта, проанализировавшего их. По причинам, по которым пресс-секретарь отказался раскрыть информацию, полиция Спрингфилда так и не закрыла дело официально.
В мае этого года представитель полиции направил дополнительные запросы в ФБР, «поскольку они взяли на себя расследование этого дела». По словам двух человек, проинформированных о нем, агенты ФБР уже занимались расследованием дела, в том числе забрали некоторые личные вещи мужчин.
Перед смертью следователи SFO стремились узнать, что оставил Джеймс Бетел и Геррит Страйдом. ENRC была основана тремя олигархами из Центральной Азии, которые взяли под контроль ценные рудники в Казахстане во время приватизации, последовавшей за распадом Советского Союза. Он был размещен на Лондонской фондовой бирже в 2007 году. Этот майнер вошел в индекс «голубых фишек» FTSE 100, что сделало его одним из самых ценных в Великобритании, на каком-то этапе его стоимость составила почти 20 миллиардов фунтов стерлингов.
После листинга ENRC купила шахты в Конго, Зимбабве и других странах Африки — приобретения, которые стали предметом обвинений во взяточничестве .
В 2013 году SFO начало расследование уголовного дела о коррупции. Позже в том же году олигархи — Александр Машкевич, Патох Шодиев и Алиджан Ибрагимов — снова закрыли компанию и переместили ее базу в Люксембург.
Бетел и Страйдом, граждане Южной Африки с большим опытом работы в горнодобывающей промышленности, были одними из самых высокопоставленных должностных лиц ENRC, руководивших африканским предприятием. В 2015 году они решили покинуть компанию. Следователи SFO стремились узнать то, что им известно. По словам трех человек, осведомленных в этом вопросе, к тому времени, когда мужчины уехали на каникулы в США, они связались с Вефилем.
Один из этих людей сказал, что SFO также интересовалось Страйдомом, хотя, похоже, не связывалось с ним до его смерти. Во время полета из Йоханнесбурга через Амстердам в Чикаго мужчины начали чувствовать себя плохо, но они отправились по шоссе 66 на арендованных Harley-Davidson, согласно сообщениям, которые они отправили, которые позже были переданы коронеру. В субботу, 9 мая 2015 года, сотрудники гостиницы La Quinta Inn в Спрингфилде открыли двери своих комнат и обнаружили, что оба мужчины мертвы, и ничто не указывает на то, что их убило.
Местный судмедэксперт отправил образцы для токсикологических тестов в лабораторию, но получил лишь частичные результаты. Не имея оборудования, чтобы самому провести полную оценку, он отправил образцы крови и тканей в CDC, который обнаружил малярию, как показывают записи CDC.
Согласно электронным письмам, опубликованным в ответ на запрос о свободе информации, аналитики CDC предположили, что пара могла заразиться во время совместной рыбалки в малярийной Замбии за две недели до того, как они начали чувствовать себя плохо.
Но когда была объявлена причина смерти, коллеги погибших сразу же скептически отнеслись к тому, что два человека могут умереть от малярии в одну ночь в одном и том же мотеле. Спустя пять лет их сомнения усилились. Сэм Вассмер, эксперт по малярии из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, который изучил документы, полученные Financial Times, сказал, что из-за множества факторов, определяющих скорость развития болезни в течение многих дней, «вероятность двух разных людей, которые заболели в одно и то же время и умерли в одну ночь, почти наверняка ноль ».
По словам Вассмера, единственный отдаленно правдоподобный сценарий был бы, если бы обоих мужчин укусил один и тот же комар, но генетический анализ полученных CDC образцов исключил это.
По словам человека, знакомого с ходом расследования, следователи SFO опасаются, что образцы могли быть ненадежными. Ни местный судмедэксперт, ни частный коронер, которого ENRC направила для участия в вскрытии, не могли сказать, была ли соблюдена какая-либо процедура хранения, предназначенная для защиты доказательств.
CDC не ответили на вопросы FT.
В ФБР отказались от комментариев. В SFO от комментариев отказались.
ENRC отрицает какие-либо нарушения.
В 2019 году ENRC подал в суд на SFO , обвинив его в создании скандала с расследованием коррупции в сотрудничестве с бывшими юристами компании, казахстанским диссидентом и частными следователями. Все обвиняемые отрицают обвинения.
Google Translate перевод оригинальной статьи Financial Times