Автор: Камиль АЯНОВ
03.10.2011
В Мажилисе парламента презентованы поправки в законодательство о валютном регулировании и контроле. Обсуждение законопроекта, на взгляд стороннего наблюдателя, больше походило на попытку народных избранников выяснить, насколько реально сбежать из страны с чемоданом наличных денег.
Презентуя проект, заместитель председателя Национального банка РК Данияр Акишев подчеркнул: главная цель документа — «примирить» национальное законодательство с соглашениями, заключенными Казахстаном в рамках Таможенного союза.
- Если вы помните, — уточнил Акишев специально для депутатов, — по нему сейчас все денежные средства внутри союза перемещаются без ограничений.
За пределы ТС, по закону, без декларации может вывозиться сумма, не превышающая 10 тысяч долларов США. Средства выше этой нормы необходимо декларировать, указывая источники происхождения доходов.
Паспорта нету — гони монету!
Говоря о документе, Акишев пообещал, что тот непременно облегчит жизнь участникам внешнеэкономической деятельности. Прежде всего в небытие уйдет понятие «паспорт сделки» — его заменит регистрационный номер.
- По мере совершенствования паспорт сделки постепенно изжил себя, — уверен зампред Нацбанка. — Мы сейчас просто его исключаем. Плюс ко всему я сразу хотел бы отметить, что это исключение позволяет нам интегрироваться — как Национальному банку, как банкам второго уровня, так и предпринимателям — в систему «единое окно» по
Оптимизма в словах Акишева действительно было много. Тем более что, по его словам, по новому закону упрощаются процедуры отдельных видов валютных операций.
- Мы столкнулись с такой ситуацией, что многие предприятия выдают наличную иностранную валюту своим людям на командировку, — углубился в частности зампред. — Люди съездили в командировку, вернулись и должны сдавать средства в тенге — по нынешнему законодательству. Понятно, что возникает
К сожалению, о каких конкретно командировочных расходах и каких суммах, обмен которых чреват ощутимой курсовой разницей, идет речь, парламентский гость не уточнил (а было бы любопытно). Зато утешил — если документ будет принят, командировочный получит право возвращать средства в той валюте, в которой взял.
Закон учтет и ряд технических нюансов. В частности, что делать, когда кэш в буквальном смысле слова падает с неба.
- В данном случае международные аэропорты говорят о том, что у них есть такая необходимость получать расчеты за услуги от нерезидентов в наличной форме, — уточнил Акишев. — Случаются такие моменты, когда воздушные
Входит ли в список услуг плата за молчание («ты мой самолет не видел, а я — твой аэропорт, ок?»), закон, правда, не уточняет.
- С принятием законопроекта мы предполагаем, что
А доллар пошел «за бугор»…
В процессе работы над законом депутат Владимир Нехорошев попытался найти ответ на животрепещущий вопрос — куда уходят деньги. В частности, он поинтересовался, сколько валюты в нынешнем году «эмигрировало» из Казахстана. Не получится ли так, что свобода курсирования денег в Таможенном союзе закончится незаконным вывозом капитала из нашей страны?
Увы, зампред крайне огорчил народного избранника невозможностью предоставления конкретных цифр. Словом, у нас денег не только куры не клюют, но и банкиры не считают.
- Если я правильно понимаю, вы сейчас задаете вопрос, сколько валюты из страны было вывезено физическими лицами? — уточнил Акишев. — Сколько в Россию вывезено, вообще невозможно оценить! То есть нет таможни, то есть нет на границе никакого контроля. Все теперь внутри наших трех стран ходит.
Зампред пообещал со временем наладить статистическую систему, которая могла бы отладить подсчет «гуляющих» средств. А пока развел руками.
- То, что уходит за границу, в третьи страны, из Казахстана за пределы Таможенного союза, — эта информация собирается нашей таможенной службой, — открестился Акишев и от этих денег. — К сожалению, мы до сих пор не наладили тут четкий контроль. Но я единственное, что могу сказать, что основная масса денег, которая вывозится из страны физическими лицами, она вывозится не в наличной форме, а посредством перевода банковских счетов. А там это абсолютно прозрачная схема. Данная статистика она все есть, я могу ее в письменном виде предоставить.
Впрочем, вопрос депутата Нехорошева носил патриотический уклон. Народный избранник переживает, что казахстанские деньги уходят в Россию и не возвращаются. Так не откроют ли поправки в закон дополнительные методы «утечки»?
- Я не думаю, что у нас идет
Этой тирадой заместитель Марченко огорошил журналистов: сам того не заметив, Акишев невольно подтвердил, что в Казахстане у денег (даже поступивших из России) путь один — «за бугор».
Таможенный «боюсь»
А вот коллегу Нехорошева — депутата Алтая Тлеубердина заинтересовало взаимодействие финансистов с таможенными органами.
- У нас есть такая норма, — процитировал депутат, — «таможенное декларирование осуществляется путем подачи таможенной декларации в письменной форме на всю сумму ввозимой или вывозимой наличной иностранной валюты и т.д. с указанием сведений о происхождении и предназначении». Сведения о происхождении — мы в таможенной декларации все это должны указывать. Не есть ли это скрытая форма прежнего требования законодательного о легитимности происхождения — легальности происхождения? Вот я укажу в таможенной декларации происхождение перемещаемых наличных денег: «мои накопления за всю прошедшую жизнь». Но, понимаете, если я укажу так — эти требования указания сведений будут
Напрасно зампред Нацбанка пытался объяснить, что декларирование — это только декларирование и никто требовать легализации вывозимых средств не будет.
- У меня эти деньги лежат в моем сундучке, — более подробно объяснил Тлеубердин. — Я их накопил и поехал в любимую мною Африку. Там много охотничьих ферм и хозяйств требует оплаты наличными. Это превышает те же 10—20 тысяч долларов («Осторожнее. Это записывают», — пронесся шепот по рядам коллег). Пусть записывают, Господи! Это деньги мои личные, не ворованные, что мне стесняться? Я указываю в декларации мои накопления. Но это же мои сведения фиксируются в декларации, попадают на заметку не только журналистам, но и компетентным органам. Потом — вопросы, где он накопил, как держал. Меня эта сторона беспокоит, понимаете? Указание сведений о происхождении.
Представитель Нацбанка постарался объяснить
- Мы же не подозреваем всех людей! — пылко вещал Акишев. — Мы сразу исходим из того, что люди все — законопослушные граждане и раз они вывозят деньги, то для них не должно быть
Хотя чуть позже зампред Нацбанка
Постепенно дискуссия перешла к жалобам на те самые компетентные органы, чьи действия иногда заставляют усомниться в их компетентности.
- Вот человек в Китай едет на лечение, — припомнил мажилисмен Ирак Елекеев. — Там требуют только наличные деньги. Больного задерживают на границе, привлекают, осуждают и конфискуют средства. Ни лечения, ни денег, ничего нет. А как доказать, что человек едет на лечение? Я знаю таких дел десять.
Народная избранница Гульжана Карагусова припомнила нескольких оралманов, продавших все имущество на родине, но не сумевших привезти полученные средства в Казахстан — их изъяли на таможне, несмотря на все сопроводительные документы.
- Это примеры неправильных действий соответствующих органов, — считает Тлеубердин. — Так же как таможенники потребовали у одного предпринимателя, который завозил сюда оборудование, предъявить (кроме всех документов, которые он представил) схему завода в Китае, на котором производилось это оборудование.
…Впрочем, заседание закончилось на оптимистичной ноте. Мажилисмены взяли законопроект для рассмотрения в рабочих группах.
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Continued here:
Уплывает валюта с декларацией и без