Как известно, после того как президентом Украины стал Виктор Янукович, россияне не раз подкатывали с идеей о вступление Украины в Таможенный союз. Об этом говорил и президент Дмитрий Медведев, и премьер Владимир Путин. Украинские официальные лица в лучшем случае отмалчивались, а в худшем — дипломатично давали понять, что Украина не намерена вступать в Таможенный союз, так как это «будет сильно осложнять членство Украины во Всемирной торговой организации». Глава МИД Константин Грищенко ранее заявлял, что Украина не планирует вступать в Таможенный союз, поскольку уже однозначно определила для себя приоритет — вхождение в Евросоюз.
Впрочем, как оказалось, нефтегазовый вопрос оказался тем стенобитным орудием, которое пробило брешь в твердой позиции Украины. В частности, Украина определила для себя условия, на которых она могла бы присоединиться к Таможенному союзу, неожиданно сообщил замминистра экономики Украины, уполномоченный по вопросам сотрудничества со странами СНГ Валерий Мунтиян.
Райдер украинских запросов оказался как у звезды мирового масштаба:
Другими словами, России поставили условие: или миллиардные компенсации и серьезные вливания в украинскую экономику, или Украина продолжит оставаться в формате «3+1», не помышляя о полноценном вхождении в Таможенный союз.
Отметим, что такие же непростые переговоры о вхождении в Таможенный союз шли с Беларусью, и буквально до последнего дня (1 июля 2010 года — авт.) не было окончательно ясно, будет ли союз о трех головах или только о двух — Казахстана и России, потому как будущие партнеры никак не могли найти согласованных решений по нефти и газу.
Дело дошло до того, что Экономический суд СНГ зарегистрировал в марте 2010 года иск Беларуси против России о неправомочности взимания таможенных пошлин на нефтепродукты. Россия хотела повысить экспортные пошлины на нефть, в то время как Беларусь настаивала на сохранении прежних льгот и требовала вообще отменить пошлину на экспорт нефти в Беларусь, поскольку это противоречит логике Таможенного союза.
В апреле 2011 года Экономический суд СНГ по просьбе Беларуси прекратил рассмотрение ее иска к России о взимании пошлин на нефтепродукты по ходатайству белорусской стороны. По словам министра юстиции Беларуси Виктора Голованова, решение обусловлено тем, что вопрос о взимании пошлин на нефтепродукты практически решен и сейчас пошлина за российские нефтепродукты не взимается.
Еще один скандал в 2010 году был с пошлинами на газ. Беларусь считала, что вправе платить по расценкам 2008 года — по 150 долларов за тысячу кубов, а «Газпром» требовал оплаты в 180 долларов. В июне 2010 года Минск выполнил требования «Газпрома» и выплатил задолженность перед ним в полном объеме.
Что касается казахстанской стороны, то Карим Масимов резких заявлений не делал и просил решить только два вопроса. Первый — освободить авиакомпании от уплаты пошлин на импортные самолеты и запчасти к ним. Пошлины на иностранные самолеты введены в России для поддержки российского авиапрома, что невыгодно Казахстану. Второй — для казахстанских автолюбителей крайне болезненным стало решение повысить оплату за растаможку подержанных иномарок. По этому вопросу тоже удалось договориться, но этот льготный период закончился еще 1 июля 2011 года…
Возвращаясь к Украине, трудно себе представить, чтобы Россия согласилась на все озвученные
Что любопытно,
Excerpt from:
Украина назвала цену дружбы