Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Документ был передан в редакцию российской «Республики» вместе с двумя другими, уже опубликованными и наделавшими немало шума некоторое время назад. Содержание его имеет отношение к заявлению Германа Грефа и схеме, по которой правительство Казахстана и ФНБ «Самрук-Казына» могут попробовать спихнуть если не сам БТА, то какую-то его часть российскому инвестору.
Фиксация + варианты
Аналитическая записка (подготовленная, похоже, экспертами самого БТА) называется «Стратегия по БТА Банку» и датирована 27 февраля 2011 года. Без титульного листа в ней всего четыре страницы, из которых три касаются банка в целом, а последняя содержит наброски «Стратегии по нефтяным проектам». И хотя последняя тема весьма любопытная и значительная, мы эту часть аналитической записки в целях экономии газетной площади и времени читателей опустим.
На первой странице сначала идет фиксация текущей ситуации. А она такова: «Внешние долги БТА срезаны с $12,2 до $4,2 млрд — кредиторы согласились на $1 млрд наличности и дисконт $7 млрд, но не более. Реальное качество активов БТА оказалось хуже (свыше 80% кредитов проблемные) и восстановление происходит не так быстро и в объемах как ожидалось ранее ввиду долгих судебных исков и макроэкономической ситуации. Банк по работающим кредитам получает процентные доходы в размере 3% (из них 2/2 по МСБ и Рознице), тогда как расход по пассивам составляет 9% — в результате проедается капитал».
Раздел «Проводимая работа по кредитам» опустим как малоинтересный и перейдем к вариантам развития событий. Цитируем: «Есть три варианта развития: 1) Срочно продать стратегу с убытком, 2) обанкротить или 3) оставить — решать проблемы самим и через 5 лет продать с минимальным убытком». Как мы видим, перспективы продать БТА инвестору на рыночных условиях нет, чем, видимо, и объясняется пессимизм Германа Грефа после того, как его специалисты изучили реальное положение банка и оценили, сколько придется доплачивать, чтобы банк оживить.
Цена вопроса
Вторая страница начинается с раздела «Инвестиции и текущая стоимость». Снова цитаты: «Общие инвестиции Фонда в Банк — $2,6 млрд. После реструктуризации капитал Банка по МСФО предварительно составляет порядка $500 млн. Соответственно банк должен стоить $3,2, млрд чтобы Фонд «вышел» без убытков, т. е. на сегодня по мультипликатору 6x. Данный сценарий продажи инвестору на сегодня представляется нереалистичным».
Сразу откомментируем этот раздел. После того как опубликовали анализ реального финансового состояния БТА, последнему пришлось пойти на частичное признание. В результате про положительный капитал по МСФО можно забыть, его уже рисовать не получится. Плюс совокупные расходы государства на поддержку на плаву БТА превышают $7 млрд. А вышеназванные $2,6 млрд это, похоже, чисто денежная часть, к которой нужно прибавить облигации на сумму порядка $4,6 млрд, которыми обменялись БТА и ФНБ «Самрук-Казына». И под которые БТА получает деньги в долг у Нацбанка.
Мы специально процитировали этот раздел записки, чтобы у читателя было представление, с какой планки начинали торг с Грефом Масимов и Кулибаев.
Далее идет раздел «Продажа Сбербанку». В частности, объясняются причины заинтересованности «Ак орды» в сделке именно с этим российским финансовым институтом. Цитируем: «Изначально была стратегия партнерства с крупным финансовым институтом. Более $6 млрд кредитов сосредоточено в России — поэтому партнерство со Сбербанком выгодно для БТА. Стратегически Сбербанк заинтересован в БТА, но не готов купить по стоимости инвестиций Фонда. Вместе с тем, на сегодня продолжаются переговоры — оценка стоимости Банка будет начата по итогам аудита за 2010 г. в мае т.г. ».
Как мы знаем, итоги аудита оказались для БТА катастрофичными, хотя при всем том аудиторы были весьма снисходительны, видимо, боясь потерять крупного клиента. Однако после публикаций в СМИ они не смогли полностью закрыть глаза. И заняли промежуточную позицию — и не нашим, и не вашим.
Следующий раздел аналитической записки — «Отечественные инвесторы» объясняет, почему нельзя продать БТА казахстанским покупателям. Цитируем: «Казахстанские банки обеспокоены приобретением контроля над БТА со стороны Сбербанка с его масштабными и дешевыми ресурсами. Однако продажа казахстанскому банку представляется нецелесообразным и невозможным: нет сильных игроков способных поглотить БТА и решить его проблемы. У крупных банков есть собственные проблемы с портфелем на фоне ухудшения их качества — соответственно им самим необходим доп. Капитал. Никто в Казахстане не соответствует требованиям кредиторов (минимальный рейтинг, мин. размер капитала) — в случае нарушения у кредиторов есть право досрочного требования $4,2 млрд долгов».
Из всего вышеизложенного аналитики сделали вывод: «Продажа банка сегодня без убытка невозможна — необходимо время (не менее 5 лет) для восстановления стоимости». Мы же обращаем внимание читателей на то, что существует какой-то список требований кредиторов, при невыполнении которых могут снова сработать ковенанты. И БТА придется досрочно отдавать $4,2 млрд. Это, во первых. А во вторых, что крупным банкам, а под ними, скорее всего, подразумеваются «Народный банк» и «Казкоммерцбанк», самим нужен дополнительный капитал! А ведь об этом молчат и сами банки, и Нацбанк, к которому перешли функции АФН после ликвидации последнего.
«Мы делили апельсин»
Третья страница аналитической записки — «Стратегия по БТА Банку» от 27 февраля 2011 года — посвящена вариантам, как все-таки можно сбыть тонущий банк с рук. На ней фактически предлагается поделить БТА на две части — плохую и хорошую, Bad bank и Good bank. Цитируем раздел «Выделение Bad bank в SPV»: «Неработающий портфель на $8,6 млрд с процентами $1,6 млрд будет выделен в SPV (через обмен кредитов на бумаги SPV). На бумаги SPV будут созданы 30% провизий, а остальные 70% будут амортизированы в течение 10—15 лет — иное регулирование. Это системное решение для всех банков — с новым циклом роста экономики будет восстановление качества кредитов».
Следующий раздел называется «Активный рост Good bank»: «БТА с 2 й по величине сетью активно принимал участие в госпрограммах. Поскольку Корпоратив не будет активным, ставку необходимо делать на МСБ и Розницу, где есть огромный потенциал роста. Для стабилизации Банка портфель МСБ и Розницы должен активно расти как мин. на $1 млрд (30%) ежегодно. При таких темпах к 2020 году Банк будет занимать на данных сегментах 40% доли рынка и станет привлекательным банком для инвесторов».
Остановимся на этом разделе и разберем его подробнее. Поскольку уже понятно, что «Сбербанк России» готов купить только филиальную сеть БТА, или так называемый Good bank, то если сделка все-таки состоится, структура Грефа просто задавит все остальные казахстанские банки, включая «Народный банк» и «Казкоммерцбанк».
Завершается третья страница мерами, которые нужны, если будет выбрана «Стратегия без продажи». Она предусматривает, помимо продажи по максимально возможной цене непрофильных инвестиций, максимизации возврата по кредитному портфелю, системной оптимизации расходов и повышения эффективности основной деятельности — кредитования экономики, также меры господдержки. В частности, нужны: поддержка со стороны бывшего АФН по регулированию SPV, выделение дополнительных госресурсов БТА для более активного кредитования МСБ и розницы, поддержка со стороны правительства по максимизации стоимости возврата займов.
На сегодняшний день БТА находится в состоянии полусмерти. Свидетельством тому цены на глобальные депозитарные расписки банка на Люксембургской бирже. В момент вывода ГДР на листинг 22 февраля 2011 года они торговались по $20,5 за 1 ГДР, или 4,1 цента за 1 простую акцию БТА. За прошедшие месяцы максимальная цена ГДР составила $21,625, или 4,3 цента за 1 акцию — это случилось 9 марта 2011 года.
Но затем по мере того, как рынок осознавал, что правительство Казахстана, ФНБ «Самрук-Казына» и сам БТА были, мягко говоря, слишком оптимистичны, а по нашему мнению — просто не показывали реальной ситуации, шло постепенное падение котировок. И когда правда окончательно вылезла наружу, произошел завал: 13 мая 2011 цена одной ГДР упала до $12, или 2,4 цента за 1 простую акцию БТА. После чего котировки штормит, но им уже никогда не подняться до начального уровня.
Стоило ли так «спасать» БТА, чтобы теперь бегать за китайскими кредитами?
Судя по тому, что рассказал Мухтар Аблязов в своих показаниях Высокому суду Англии, «Ак орда» долгие годы пыталасьтак или иначе заполучить контроль над постоянно растущим и крепнущим «БТА Банком». Но первые полтора года мирового финансово экономического кризиса, который особенно сильно ударил по развивающимся странам, в том числе Казахстану, в Астане выжидали.
Когда стало понятно, что финансовая система страны, основу которой составляли банки, устояла, президент решил наконец-то добить своего политического оппонента, который долгие годы ускользал из его цепких рук.
Подготовка к этой спецоперации велась давно, но особенно усилилась начиная с лета 2008 года: менялось профильное законодательство, корректировались ведомственные инструкции, планировались мероприятия, готовились люди, которые должны были возглавить БТА и его департаменты, ориентировались правоохранительные структуры. После нескольких месяцев агрессивного раскачивания рынка, когда высокопоставленные госслужащие провоцировали панику, то публично требуя от зарубежных кредиторов согласия на реструктуризацию, то заявляя о плохом финансовом положении банков и необходимости оказания госпомощи, час «икс» настал 2 февраля 2009 года.
Однако и тот, кто давал заказ на Аблязова, и те, кто его исполнял, просчитались — и сам Аблязов ускользнул, и инвесторы Астане не поверили. А посему пришлось проводить реструктуризацию, которая так и не вылечила БТА. Именно по этой причине для «Ак орды» очень важно, чтобы Высокий суд Англии признал Аблязова виновным в неуважении суда и назначил ему реальный срок лишения свободы. Это дает ей шанс добиться решения суда о взыскании всех активов. В противном случае рассмотрение гражданского иска БТА, которое начнется не раньше 2012 года и закончится не раньше 2013 года, приведет к тому, что от активов останутся рожки да ножки, а сам истец просто умрет как финансовый институт.
Трагедия для Назарбаева заключается в том, что, добиваясь своей частной цели — ослабления своего политического противника, он торпедировал всю свою социально-экономическую политику на посткризисный период. Из-за того, что «БТА Банк» был насильственно захвачен правительством, которое затем не смогло удержать его на плаву, несмотря на $7 с лишним миллиардов истраченных госсредств, приход иностранных инвесторов в Казахстан стал проблемным.
Сегодня Назарбаев буквально лезет из кожи, чтобы привлечь в страну инвесторов. Но внутренние инвестиционные возможности самого Казахстана оказались на корню уничтожены трагедией «БТА Банка». Ведь что такое был БТА для экономики страны? Одним из ключевых насосов, который брал дешевые кредиты на мировом рынке и инвестировал на территории СНГ, включая сам Казахстан. Именно из-за рубежа в итоге шли деньги на ипотечные кредиты, малому и среднему бизнесу, розничным заемщикам.
При всех ошибках, проблемах, недостатках это была единственно возможная и эффективная бизнес-модель, поскольку она позволяла диверсифицировать бизнес и по странам, и по отраслям экономики. Эту бизнес-модель и сломал своими собственными руками Назарбаев. Теперь ему приходится самому бегать и уговаривать инвесторов вкладывать деньги в экономику страны. А ведь раньше это делали Аблязов и его коллеги. И, похоже, у них это лучше получалось. По крайней мере источники кредитования у них были более разнообразными, чем у Назарбаева, который пока смог привести в страну только китайские миллиарды.
Но самое трагичное заключается в том, что, пообещав доступ к урановой, нефтегазовой или иной отрасли, Назарбаев сможет привлечь инвестиции, передовые технологии и опыт в крупный бизнес. И никогда, ни при каких обстоятельствах не сможет напитать инвестиционными деньгами малый и средний бизнес. А БТА и другие казахстанские банки могли. Но до мирового финансово экономического кризиса и до того погрома БТА, который с санкции президента устроили его верные нукеры. Стратегия БТА
Источник: Газета “Голос Республики” №21 (197) от 10 июня 2011 года
Continue reading here:
Укатали сивку горки