Недавно аким Павлодарского района Толеген Бастенов публично обвинил СМИ в «заказухе» и информационном терроре. Мол, уцепившись за гибель школьника Александра Дивина, журналисты устроили травлю хорошего по всем социально-экономическим показателям района. Насколько объективно освещала пресса эту криминальную историю, судить не берусь, но отмечу, что дурная слава пришла к району не сегодня и даже не вчера.
Автор: Александр БАРАНОВ
Загадочная гибель подростка Александра Дивина в Чернорецкой школе после «профилактической беседы» со своим классным руководителем и последовавшая за ней подозрительная следственная волокита с противоречивыми судмедэкспертизами, плохо скрываемыми попытками замять уголовное дело — не первый негативный инфоповод, пришедший из епархии Толегена Бастенова. Достаточно просмотреть публикации, выходившие в «Республике» за последние два года, чтобы увидеть, насколько специфическая жизнь кипит в районе.
Особенности районного этикета
Так, 28 апреля 2010 года после совещания у районного акима срочная медицинская помощь понадобилась начальнику отдела внутренней политики Марии Жунусовой. Карета скорой помощи увезла чиновницу в областную больницу якобы с высоким давлением, а в сам акимат примчалось руководство Северного ОВД города Павлодара (здание районной администрации находится в Павлодаре). О причинах визита полиции в акимат пресс-служба ДВД Павлодарской области тогда так и не сообщила.
Но вот неофициальные источники уверяли, что причиной переполоха стало вовсе не высокое давление начотдела внутренней политики, а попытка суицида. Якобы после совещания у районного бастыка Мария Жунусова пыталась покончить с собой. Чиновница общаться с журналистами категорически отказалась, предложив задать интересующие их вопросы непосредственно г‑ну Бастенову. Однако он, насколько я знаю, никаких комментариев по этому инциденту не давал.
Между тем уволившийся незадолго до этого замакима района Юрий Дубовицкий, комментируя ЧП с подчиненной Толегена Бастенова, довольно откровенно рассказал о царящих в райакимате нравах, где брань и оскорбления нижестоящих вышестоящими стали нормой этикета.
- Бастенов создал невыносимую обстановку. Такую, что люди боялись даже разговаривать друг с другом в акимате, — поделился подробностями будней районного акимата Юрий Иванович. — Более того, там стало негласным правилом, когда Бастенов идет по акимату, то в коридоре никого не должно быть. Кого увидит — сразу набрасывается. Все его боятся, все разбегаются.
Кое-что о жизни фермеров
В марте 2011 года негативная информация пришла из села Караколь. Тамошний фермер Сергей Лидер поведал историю о том, как его «кошмарят» районные чиновники и полиция. Первые постоянно теряли документы на легализацию построенного бизнесменом жилого дома, а вторые ни с того ни с сего возбудили уголовное дело за ссору двадцатилетней давности. В довершение всего Лидер стал жертвой нападения бандитов. О взаимосвязи неприятных событий фермер вслух не говорил, но соответствующий вывод как-то сам собой напрашивался.
Сразу после выхода в свет интервью с каракольским фермером тамошнее сельское начальство начало проводить профилактические беседы с местными жителями, подбивая их публично выступить против излишне разговорчивого земляка. Мол, оскорбил он своих односельчан смертельно. Однако натравить подневольных людей на смелого фермера власти не успели. Через несколько дней после публикации интервью, в котором в числе прочего Лидер рассказал о систематическом скотокрадстве в районе, со степного пастбища в Караколе неизвестными был похищен целый табун лошадей, принадлежавших местным жителям.
Теперь выкручиваться и объясняться пришлось районным властям: не веря в помощь правоохранительных органов и местных чиновников, сельчане помчались в областной центр искать защиты от беспредела у тогдашнего губернатора Бакытжана Сагинтаева. Тот сам вникать в суть проблемы не стал, перепоручив разбирательство с крестьянами районному акимату (поговаривают, что Бакытжан Абдирович с Толегеном Каратаевичем был в очень непростых отношениях и постоянно хотел от него избавиться, но якобы мешала поддержка экс-премьера Даниала Ахметова). В районе среагировали на удивление быстро, и уже через несколько дней г‑н Бастенов и руководство РОВД передали каракольцам найденных лошадей. Столь же чудесным образом чиновники отыскали разрешительные документы фермера Сергея Лидера, а уголовное дело, возбужденное полицейскими, было благополучно закрыто.
Всяк сверчок знай свой шесток
В июне 2011 года плохие для районного акимата вести пришли из родных мест Толегена Бастенова — Кенесского сельского округа. На бюрократический беспредел пожаловался бизнесмен Алексей Леута. Ему два года без объяснения причин не оформляли договор аренды на зону отдыха «Лесная сказка», хотя имелось соответствующее решение районной земельной комиссии. Так же, как и в случае с каракольским фермером, нужные документы «потерялись» в чиновничьих кабинетах.
Среди возможных объяснений проволочки с выдачей документов самой правдоподобной представлялась версия о намерении районных чиновников либо «отжать» с предпринимателя мзду, либо вообще выжить его с занимаемого участка. Вскоре после освещения странных взаимоотношений бизнесмена с райакиматом чиновники выдали тому все положенные документы.
Осенью грянула трагедия в Чернорецке, где в подвале местной школы нашли тело ученика 11-го класса Саши Дивина. В подвал для «мужского» разговора его увел учитель физкультуры Алиш Жунусов, который по совместительству являлся классным руководителем выпускного класса. Совершенно дикая история смерти школьника прямо в школе до сих пор на слуху, поскольку точка в ней, к сожалению, так и не поставлена.
Отмечу, что несколько месяцев эксперты и следователи районного ОВД уверяли, что подросток умер сам, и только теперь, после многочисленных жалоб родных школьника, не поверивших в их версию, после шума, устроенного прессой, была проведена повторная судмедэкспертиза установившая, что смерть Саши была все-таки насильственной. Следствие по делу Дивина вроде бы передали областному ДВД, но толку от этого никакого, поскольку постановление следователей о возбуждении уголовного дела в отношении учителя Алиша Жунусова моментально отменила прокуратура Павлодарского района.
После всего этого в районном акимате устроили иезуитское совещание «по ситуации, сложившейся в районе», на котором Толеген Бастенов публично отчитывает прессу за необъективность в деле Дивина и за то, что она записала непотопляемого учителя Жунусова ему в родственники. А для полноты ощущений журналистам представили неких старейшин Чернорецка, которые хором ругали покойного Сашу и защищали районную власть, утверждая, что пресса намеренно ее чернит. Мол, жизнь в вотчине г‑на Бастенова прекрасная.
Мастера провокаций
Чего стоят подобные заявления, хорошо видно по самой свежей истории с упомянутым уже предпринимателем Алексеем Леутой из Кенесского сельского округа. Вскоре после ухода с поста акима области Бакытжана Сагинтаева у владельца «Лесной сказки» снова начались проблемы с районными властями. На имя нового главы Павлодарской области Ерлана Арына несколько жителей Кенесского сельского округа направили жалобу — бизнесмен якобы нарушает природоохранное законодательство, оскорбляет религиозные чувства местного населения и даже оскверняет места массовых захоронений. По этой жалобе тот час же были начаты многочисленные проверки. Видимо, в отместку за то, что в свое время не захотел решить свой земельный вопрос «по понятиям».
Поскольку авторы письма грозили массовым возмущением молодежи в случае непринятия мер к владельцу «Лесной сказки», тот обратился в начале мая с заявлением по факту разжигания межнациональной и религиозной вражды в ДКНБ по Павлодарской области. Тот переправил заявление в ДВД, а оттуда — в Павлодарский РОВД. Приехавшие на днях в Кенес дознаватели выяснили, что текст обращения на имя акима области был составлен вовсе не его подписантами. «Бумагу» набрала на компьютере старший специалист аппарата акима Кенесского сельского округа Мадина Шукубаева. И сделала она это по указанию и под диктовку акима села Нурлыбека Жуматаева.
Любопытно и то, что из пяти подписантов составленного в сельском акимате письма свою подпись признали лишь двое — председатель сельского совета ветеранов Тулеу Нургалиев и директор местной школы (по совместительству депутат раймаслихата) Канат Шайгазин. Третий «автор» Шернияз Шорманов сказал, что сотрудники сельского акимата обманным путем заставили его поставить свою подпись (якобы первоначально в письме речь шла о совсем другом предпринимателе). Наконец, последние два подписанта — местный имам Хасен Баужанов и аксакал Кабиболла-кажы Мухаметкалиев — заявили о том, что жалобу на Леуту они никогда не видели и в ней не расписывались.
Кстати, затеянные по «коллективной» жалобе проверки ничего из указанного в ней не обнаружили. Но привлечь к уголовной ответственности инициаторов подметного письма РОВД отказался, сочтя, что их действия это не разжигание межнациональной или религиозной вражды, а обычная клевета. То есть более легкое правонарушение, по которому уголовное преследование осуществляется в частном порядке — для этого нужно подать соответствующее исковое заявление в суд.
…Вот такие дела в Павлодарском районе Павлодарской области.