Убийцы из 1437-го

Тер­ро­ризм не име­ет наци­о­наль­но­сти, но он жест­ко кор­ре­ли­ру­ет­ся с типом режи­ма, кото­рый суще­ству­ет в стра­нах, отку­да при­хо­дят тер­ро­ри­сты или их роди­те­ли. Без исклю­че­ния — это жест­кие авто­ри­тар­ные режи­мы, кото­рые кале­ным желе­зом выжи­га­ют любое ина­ко­мыс­лие. К тако­му выво­ду при­шла глав­ный редак­тор жур­на­ла The New Times Евге­ния Альбац.

А при­шла она к тако­му выво­ду, побы­вав в Марок­ко и про­ана­ли­зи­ро­вав систе­му вла­сти в стра­нах, отку­да были родом тер­ро­ри­сты, совер­шив­шие свои зло­дей­ские акции. Мате­ри­ал был опуб­ли­ко­ван на сай­те рос­сий­ско­го жур­на­ла The New Times, а мы ниже пред­ла­га­ем его вни­ма­нию наших читателей.

…Hyatt Regency Casablanca — один из самых доро­гих оте­лей 3,5‑миллионного горо­да, кото­рый счи­та­ет­ся биз­нес-сто­ли­цей Марок­ко: паль­мы по пери­мет­ру, полот­ни­ща наци­о­наль­но­го фла­га на флаг­што­ках — в зеле­ных лини­ях (цвет исла­ма) пяти­ко­неч­ная звез­да на крас­ном фоне, люди в сером на ули­це и в лоб­би и — пол­ное отсут­ствие како­го-либо назва­ния: ни на вход­ной колон­на­де, ни ввер­ху на зда­нии, ни араб­ской вязью, ни на фран­цуз­ском. То ли доро­гие апар­та­мен­ты, то ли отель, то ли что-то тре­тье. Не было назва­ния и на зда­нии мест­но­го еврей­ско­го музея: то есть сло­во «музей» — лати­ни­цей — было, а какой и что — толь­ко внут­ри, после того как прой­дешь через буд­ку охраны.

В Мар­ра­ке­ше на цен­траль­ную пло­щадь, где вече­ром микс из база­ра, хар­чев­ни и шоу под откры­тым небом с бара­ба­на­ми, зме­я­ми и проч., тури­сты ходят в сопро­вож­де­нии охра­ны в штат­ском, рас­ска­зы­ва­ет автор. То же и в Фесе — его назы­ва­ют духов­ной сто­ли­цей Марок­ко: здесь, в медине (ста­рый город, соткан­ный из узких камен­ных уло­чек, мага­зин­чи­ков и база­ров), — рас­ска­зы­ва­ли — недав­но поре­за­ли тури­стов из Вели­ко­бри­та­нии, и еще в сен­тяб­ре Foreign Office пред­ло­жил англи­ча­нам воз­дер­жать­ся от поез­док в Марокко.

В Раба­те, офи­ци­аль­ной сто­ли­це коро­лев­ства, рези­ден­цию коро­ля Мохам­ме­да VI, воль­гот­но рас­ки­нув­шу­ю­ся на несколь­ких десят­ках гек­та­ров зем­ли, охра­ня­ют воен­ные аж четы­рех видов охра­ны: в крас­ном — коро­лев­ская гвар­дия, в зеле­ном — армия, в синем и в штат­ском — спец­служ­бы, фото­гра­фи­ро­вать нель­зя (людей в фор­ме — нигде нельзя).

На вопрос, чего так боят­ся люди коро­лев­ско­го дво­ра (сам король в это вре­мя был на дру­гом кон­це стра­ны), ответ был: не толь­ко и не столь­ко заез­жих тер­ро­ри­стов, сколь­ко сво­их. «Свои» — это и сто­рон­ни­ки груп­пи­ров­ки ради­каль­ных исла­ми­стов, устро­ив­ших взры­вы в Каса­блан­ке и в Мар­ра­ке­ше в пер­вой поло­вине 2000‑х: они доби­ва­ют­ся того, что­бы Марок­ко, стра­на вполне свет­ская, жила по зако­нам шари­а­та; и дру­гие «свои» — те, кто тре­бу­ет реформ, прав чело­ве­ка, сво­бо­ды прес­сы и т.д.

Ров­но в эти дни в Раба­те начи­на­ет­ся судеб­ный про­цесс над семью жур­на­ли­ста­ми и граж­дан­ски­ми акти­ви­ста­ми, кото­рых обви­ня­ют в том, что они «пред­став­ля­ют угро­зу наци­о­наль­ной без­опас­но­сти», а так­же полу­ча­ли зару­беж­ное финан­си­ро­ва­ние про­ек­тов част­но­сти, на раз­ра­бот­ку при­ло­же­ния для смарт­фо­нов, кото­рое поз­во­ля­ло жур­на­ли­стам пуб­ли­ко­вать рас­сле­до­ва­ния в обход цен­зу­ры), — им гро­зит до пяти лет тюрь­мы. Все семе­ро, как сооб­ща­ет англий­ская The Guardian, — участ­ни­ки дви­же­ния реформ «20 фев­ра­ля» (что-то вро­де рос­сий­ской пар­тии «5 декаб­ря»), кото­рым король в 2011 году, опа­са­ясь «араб­ской вес­ны», обе­щал рефор­мы и пра­ва и про кото­рые поз­же забыл. Тер­ро­ризм не име­ет наци­о­наль­но­сти — это правда.

Но тер­ро­ризм жест­ко кор­ре­ли­ру­ет­ся с типом режи­ма, кото­рый суще­ству­ет в стра­нах, отку­да при­хо­дят тер­ро­ри­сты или их роди­те­ли Любо­пыт­но, что в бель­гий­ском Молен­бе­ке, кото­рый сей­час не схо­дит с пер­вых полос газет — там гото­ви­лась париж­ская рез­ня, око­ло 40% мусуль­ман­ско­го насе­ле­ния — это выход­цы из Марок­ко 1912 по 1956 год коро­лев­ство было фран­цуз­ским про­тек­то­ра­том), трое тер­ро­ри­стов — марок­кан­цы по происхождению.

Марок­кан­цем был и чело­век, кото­рый в авгу­сте это­го года наме­ре­вал­ся постре­лять пас­са­жи­ров в поез­де Амстер­дам — Париж, его оста­но­ви­ли чудом. Из 28 испол­ни­те­лей тер­ак­тов в при­го­род­ных поез­дах Мад­ри­да в мар­те 2004 года (погиб 191 чело­век) 19 были выход­ца­ми из Марок­ко. Из 4 испол­ни­те­лей тер­ак­тов в лон­дон­ском мет­ро в 2005 году (52 погиб­ших) трое роди­лись в семьях выход­цев из Пакистана.

Из 19 испол­ни­те­лей тер­ак­та в США 11 сен­тяб­ря 2001 года — 15 были выход­ца­ми из Сау­дов­ской Ара­вии, 2 — из Араб­ских Эми­ра­тов, по одно­му из Егип­та и Лива­на. В нынеш­нем нояб­ре в Бей­ру­те бом­бы в лаге­ре бежен­цев взо­рва­ли 2 ливан­ца и 7 сирий­цев, в Анка­ре — тур­ки, бой­цы ИГИЛ*.

Тер­ро­ризм не име­ет наци­о­наль­но­сти — это прав­да. Но тер­ро­ризм жест­ко кор­ре­ли­ру­ет­ся с типом режи­ма, кото­рый суще­ству­ет в стра­нах, отку­да при­хо­дят тер­ро­ри­сты или их роди­те­ли. Без исклю­че­ния — это жест­кие авто­ри­тар­ные режи­мы, кото­рые кале­ным желе­зом выжи­га­ют любое ина­ко­мыс­лие, будь то монар­хии, как в Сау­дов­ской Ара­вии и Марок­ко, или авто­ри­тар­ные кон­струк­ции, дер­жа­щи­е­ся на армей­ских шты­ках (Еги­пет, Паки­стан), или сул­та­на­ты, при­ме­ром кото­рых могут слу­жить наши Даге­стан и Чеч­ня, отку­да при­ез­жа­ли те, кто устра­и­вал взры­вы в мос­ков­ском мет­ро. Подо­зре­ваю, что струк­ту­ра отно­ше­ний в мусуль­ман­ских гет­то Бель­гии и Фран­ции или в пале­стин­ских резер­ва­ци­ях Газы и Запад­но­го бере­га демо­кра­тиз­мом тоже не отличается.

Фруст­ра­ция, свя­зан­ная с невоз­мож­но­стью изме­нить окру­жа­ю­щую поли­ти­че­скую и соци­аль­ную дей­стви­тель­ность, чув­ство посто­ян­но­го уни­же­ния, пере­мно­жен­ное на идео­ло­гию, на кален­да­ре кото­рой 1437 год (ислам­ское лето­ис­чис­ле­ние), в резуль­та­те и обо­ра­чи­ва­ют­ся кро­вью и убий­ства­ми — убий­ства­ми тех, до кого лег­че дотя­нуть­ся, или на кого ука­зы­ва­ет рука праг­ма­ти­ка (пусть злость выме­ща­ют на чужих) и/или фана­ти­ка (по тру­пам невер­ных — в рай). Ведь неслу­чай­но те, кто при­хо­дит уби­вать — в Мад­рид, Париж, Лон­дон, Тель-Авив или Моск­ву, — при­хо­дят не для того, что­бы жить (жизнь им явно не мила), — что­бы умереть.

* ИГ, или ИГИЛ («Ислам­ское госу­дар­ство»), — орга­ни­за­ция, запре­щен­ная на тер­ри­то­рии РФ как тер­ро­ри­сти­че­ская.

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций