Стадия гусеницы

 

Руч­ное управ­ле­ние стра­ной обер­ну­лось руч­ным тормозом

Не поле­нил­ся, про­смот­рел пол­ную вер­сию видео­за­пи­си рас­ши­рен­но­го засе­да­ния пра­ви­тель­ства с уча­сти­ем президента.

Елба­сы, гово­ря о пред­сто­я­щих рефор­мах, ска­зал, что будет боль­но и, соот­вет­ствен­но, «через боль надо про­хо­дить». Но что-то не вид­но было боли в гла­зах сидя­щих в зале мини­стров. Пото­му что глав­ной режис­сер­ской иде­ей это­го спек­так­ля было пока­зать изму­чен­но­му кри­зи­сом и деваль­ва­ци­ей наро­ду, что пре­зи­дент на месте. Он лич­но кон­тро­ли­ру­ет все и вся. Он в кур­се все­го. А вот мини­стры никак не успе­ва­ют выпол­нять его исто­ри­че­ские про­грам­мы и поручения.
При­ве­ду наи­бо­лее пока­за­тель­ные цита­ты чинов­ни­ков и пре­зи­ден­та, про­из­не­сен­ные на этом заседании.
Вна­ча­ле высту­пи­ли министр финан­сов и министр по инве­сти­ци­ям и раз­ви­тию. И у меня сло­жи­лось мне­ние, что оба мини­стра гово­ри­ли одно и то же: ока­зы­ва­ет­ся, есть толь­ко одна палоч­ка-выру­ча­лоч­ка для нашей летя­щей в про­пасть эко­но­ми­ки – пре­зи­дент­ская про­грам­ма «Нур­лы жол». А где же пре­сло­ву­тый план «Б», кото­рый, по сло­вам пре­зи­ден­та, был неко­гда у него «под сук­ном»? Но, увы, во вре­мя опе­ра­тив­но­го засе­да­ния пра­ви­тель­ства, кото­рое было спеш­но про­ве­де­но после взбуч­ки у елба­сы, я не услы­шал даже наме­ка на него.

Опре­де­лен­ный оса­док остал­ся после выступ­ле­ния ново­го глав­но­го бан­ки­ра стра­ны. «Мы будем объ­яс­нять обще­ству о ситу­а­ции на рын­ке. В теку­щих усло­ви­ях полу­чить спе­ку­ля­тив­ную выго­ду от обмен­ных опе­ра­ций сомни­тель­но. При­вле­ка­тель­ность тен­го­вых инстру­мен­тов с точ­ки зре­ния доход­но­сти выше, чем дер­жать день­ги в ино­стран­ной валю­те» (выде­ле­но мною – А.К.), – заявил он. Види­мо, для того, что­бы елба­сы и вправ­ду пове­рил, что народ рад этой обваль­ной деваль­ва­ци, после кото­рой его бла­го­со­сто­я­ние в тен­ге толь­ко выросло!
На этом засе­да­нии, как в кап­ле воды, отра­зил­ся реаль­ный меха­низм руч­но­го управ­ле­ния елба­сы эко­но­ми­кой и пра­ви­тель­ством. Напри­мер, на засе­да­нии гла­ва «Самрук-Казы­на» Умир­зак Шуке­ев попро­сил допол­ни­тель­ные пол­но­мо­чия, что­бы наве­сти дисциплину.
Пре­зи­дент: «Кто дис­ци­пли­ну эту будет наво­дить?».
Шуке­ев: «В смыс­ле транс­фор­ма­ции, я про­шу пра­во вер­ти­каль­но спус­кать такие коман­ды».
Пре­зи­дент: «По все­му, что ты рас­ска­зал? Да. Тебя не слу­ша­ют?».
Шуке­ев: «Не то что­бы не слу­ша­ют. Я, напри­мер, по пред­ста­ви­тель­ствам год назад вынес реше­ние прав­ле­ния, но по раз­ным при­чи­нам эти пред­ста­ви­тель­ства до сих пор не закры­ва­ют­ся».
Пре­зи­дент: «Ты моло­дой, обра­зо­ван­ный, в рас­цве­те сил. Тебе даны пол­но­мо­чия. Тебе дана долж­ность, а ты жалу­ешь­ся, что тебя не слу­ша­ют. Неудоб­но слу­шать. Кто? Кто Умир­за­ка не слу­ша­ет в «Самрук-Казы­на»?».
Шуке­ев: «Но там мно­го инте­ре­сов. Одно сло­во ваше нуж­но и все».
Что же за орга­ни­за­ция рабо­ты в пра­ви­тель­стве, если для реше­ния тако­го мел­ко­го вопро­са нуж­но обя­за­тель­но пуб­лич­но апел­ли­ро­вать к президенту?
Но насто­я­щим хитом, кото­рый вмиг разо­шел­ся по про­сто­рам соци­аль­ных сетей и оброс ехид­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми, ста­ли сле­ду­ю­щие сло­ва елба­сы о про­бле­ме под­бо­ра кад­ров на руко­во­дя­щие посты: «Надо перед ним ста­вить зада­чу, что­бы он сна­ча­ла под­го­то­вил для себя заме­ну. Кста­ти, это всех нас каса­ет­ся. Когда нач­нешь искать заме­ну, у вас вокруг все потоп­та­но, нико­го нету. Один я. Вам не из кого, гос­по­дин пре­зи­дент, выби­рать, толь­ко я. Да? Видишь, Асхат на меня смот­рит. У вас не из кого выби­рать, один я тор­чу. У вас дру­гих нету, поэто­му дер­жи­тесь за меня. Сле­ду­ю­щий хуже будет еще».
После мас­со­во­го тира­жи­ро­ва­ния этой цита­ты и вала нели­це­при­ят­ных ком­мен­та­ри­ев в раз­лич­ных СМИ, пресс-сек­ре­тарь пре­зи­ден­та раз­ро­дил­ся разъ­яс­не­ни­ем, мол, «сего­дня по ито­гам рас­ши­рен­но­го сове­ща­ния пра­ви­тель­ства под пред­се­да­тель­ством гла­вы госу­дар­ства ряд инфор­ма­ци­он­ных агентств дали новость о том, что пре­зи­дент яко­бы про­ком­мен­ти­ро­вал тему отсут­ствия у него достой­ной заме­ны. Эта фра­за вырва­на из кон­тек­ста, и на самом деле Нур­сул­тан Аби­ше­вич в сво­ей речи обра­тил вни­ма­ние на кад­ро­вые про­бле­мы на уровне руко­во­ди­те­лей мини­стерств и ведомств». И резю­ми­ро­вал: «Сло­жив­ша­я­ся ситу­а­ция с невер­ным тол­ко­ва­ни­ем слов пре­зи­ден­та – это яркое про­яв­ле­ние «невни­ма­тель­но­сти» отдель­ных жур­на­ли­стов, кото­рые в погоне за сен­са­ци­я­ми упус­ка­ют суть ска­зан­ных слов и их тональ­ность». Тем не менее сло­ва пре­зи­ден­та «когда нач­нешь искать заме­ну, у вас вокруг все потоп­та­но, нико­го нету. Один я…» воль­но или неволь­но свя­зы­ва­ют­ся имен­но с кад­ро­вой поли­ти­кой елба­сы, в близ­ком окру­же­нии кото­ро­го пре­иму­ще­ство име­ют под­ха­ли­мы и льсте­цы, а наи­бо­лее спо­соб­ные, но не уме­ю­щие и глав­ное не жела­ю­щие «про­ги­бать­ся» под измен­чи­вый мир Акор­ды отбраковываются.
Допус­каю, что елба­сы на самом деле имен­но об этом и хотел ска­зать, но как опыт­ный поли­тик он дол­жен был знать, «как его сло­во отзо­вет­ся». В уст­ной речи нет кавы­чек. Да и циф­ра «25», когда он гово­рил о сро­ке пре­бы­ва­ния в долж­но­сти, в обще­ствен­ном созна­нии ассо­ци­и­ру­ет­ся в первую оче­редь с ним: «Кста­ти, сего­дня я нало­жил вето на закон о госу­дар­ствен­ной служ­бе, и воз­вра­щаю его в пар­ла­мент и про­шу рас­смот­реть мои изме­не­ния. Необ­хо­ди­мо опре­де­лить чет­кую пози­цию по выхо­ду гос­слу­жа­щих на пен­сию по дости­же­нию пен­си­он­но­го закон­но­го воз­рас­та. Хва­тит, 25 лет всех дер­жа­ли, про­си­ли, надо ухо­дить. Есть кон­крет­ный срок выхо­да у каж­до­го… В совет­ское вре­мя за 2–3 года если отпу­стят, обра­до­вал­ся, ухо­дил. Сей­час никто не хочет уходить».
Пово­дом для кри­ти­ки само­го елба­сы могут послу­жить его же сло­ва о рас­хо­до­ва­нии бюд­жет­ных средств: «Если бы у нас был нор­маль­ный министр финан­сов, каз­на­чей, он бы сле­дил за каж­дой копей­кой. А ты давал и давал, сколь­ко про­си­ли. Осы­ның бар­лы­ғын кім есеп­тей­ді? (Кто будет счи­тать все эти рас­хо­ды?) Каз­на госу­дар­ства, я тебе пору­чил, ты кар­ман госу­дар­ства: мой лич­ный пред­ста­ви­тель по тому, как сле­дить за день­га­ми и каз­ной госу­дар­ства, ну как такое поз­во­лить мож­но было? Все вы доб­рые за госу­дар­ствен­ный счет. Министр финан­сов вот такой дол­жен быть, вот надо луч­ше, по-мое­му, Жами­ше­ва поста­вить, ни с кем раз­го­ва­ри­вать не будет. Может, он не нра­вит­ся кое-кому, мне тоже он не нра­вит­ся, но то, что он пря­мой, как оглоб­ля, это точ­но. В инте­ре­сах государства».
Про­пу­щу вопрос о кор­рект­но­сти пуб­лич­но срав­ни­вать двух сво­их под­чи­нен­ных (в ущерб авто­ри­те­ту одно­го из клю­че­вых дей­ству­ю­щих мини­стров). Но если все так пло­хо с эко­но­ми­ей бюд­жет­ных средств, то како­ва здесь ответ­ствен­ность само­го елба­сы и его адми­ни­стра­ции? Не сек­рет, что самые важ­ные, самые затрат­ные бюд­жет­ные рас­хо­ды (мно­го­мил­ли­ард­ная помощь част­ным бан­кам и сырье­вым оли­гар­хам) дела­ют­ся по его пря­мо­му пору­че­нию или по согла­со­ва­нию с ним.
Похо­же, руч­ное управ­ле­ние – это послед­ний спо­соб, с помо­щью кото­ро­го елба­сы пыта­ет­ся кон­тро­ли­ро­вать стре­ми­тель­но ухуд­ша­ю­щу­ю­ся эко­но­ми­че­скую ситу­а­цию: «Я сам буду по база­рам ходить и смот­реть, как изме­ня­ют­ся цены на наши това­ры. Пере­куп­щи­ков убе­ри­те, сле­ди­те. За това­ра­ми пер­вой необ­хо­ди­мо­сти надо нам сле­дить, что­бы они не повы­ша­лись, или, в край­нем слу­чае, адрес­ную соци­аль­ную помощь ока­зы­вать. У нас есть такие воз­мож­но­сти». Эти сло­ва, с одной сто­ро­ны, мож­но рас­це­нить как крик отча­я­ния елба­сы из-за нера­бо­та­ю­щей госу­дар­ствен­ной маши­ны, а с дру­гой – как попыт­ку пока­зать насе­ле­нию, что у него все аки­мы и мини­стры до сих пор под кон­тро­лем, и в слу­чае сабо­та­жа с их сто­ро­ны он еще спо­со­бен най­ти на них управу.
Но на этом засе­да­нии не про­зву­чал самый глав­ный вопрос: кто же довел неко­гда про­цве­та­ю­щую и неф­те­нос­ную эко­но­ми­ку до кри­ти­че­ско­го состо­я­ния, когда нуж­но сно­ва, как два­дцать лет назад, про­во­дить болез­нен­ные рефор­мы? Ответ: они все сиде­ли в этом зале!
И тем не менее елба­сы не уны­вал или сам себя успо­ка­и­вал: «Ниче­го страш­но­го нету. Были вре­ме­на и позлее, и поху­же. Сей­час одно из них, и надо его пере­жи­вать. Дело чести для нас сде­лать все вовре­мя. Когда у гусе­ни­цы начи­на­ют рас­ти кры­лья, пле­чи, гово­рят, очень силь­но болят (выде­ле­но мною – А.К.). Вот мы пере­жи­ва­ем такой момент. Болез­нен­ный пере­ход, для того что­бы летать потом».
Пло­хо, что после 25 лет руч­но­го управ­ле­ния стра­ной и эко­но­ми­кой мы все еще нахо­дим­ся на ста­дии гусе­ни­цы. Похо­же, у нас не руч­ное управ­ле­ние, а руч­ной тормоз.

Читать ори­ги­нал статьи:

Ста­дия гусеницы

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций