Тявкать в политике тоже надо уметь

В Акор­де все­гда счи­та­ли оппо­зи­цию двор­няж­ка­ми, на кото­рых не сто­ит обра­щать вни­ма­ния, напо­ми­на­ет обще­ствен­ный дея­тель Марат Жан­у­за­ков. Но теперь, когда Казах­стан сам ока­зал­ся в роли мось­ки перед сло­ном, елба­сы пока­зал, на что сопо­соб­на, а точ­нее не спо­соб­на власть. Ниже — его мне­ние на эту тему. 

Мно­гие пом­нят, что пару лет назад пре­зи­дент стра­ны, высту­пая в оче­ред­ной раз где-то и гово­ря в оче­ред­ной раз о чем-то, вер­ный сво­е­му пра­ви­лу — уни­жать дру­гих, поль­зу­ясь тем, что те по тем или иным при­чи­нам не име­ют воз­мож­но­сти ему тут же отве­тить, срав­нил кри­ти­ков сво­е­го без­упреч­но­го поли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го кур­са с соба­ка­ми. При­чем не с соба­чьей эли­той, со все­ми эти­ми поро­ди­сты­ми и силь­ны­ми соба­ка­ми типа буль­до­га, ала­бая или немец­кой овчар­ки, а с малень­ки­ми дворняжками.

Для тех, кто зна­ет этот соба­чий мир, ниче­го оскор­би­тель­но­го в этом срав­не­нии нет. Нас сопо­ста­ви­ли с насто­я­щи­ми про­ле­та­ри­я­ми соба­чье­го сооб­ще­ства. Об этом сви­де­тель­ству­ет исполь­зо­ван­ная нашим пре­зи­ден­том лек­си­ка. Из длин­но­го сино­ни­ми­че­ско­го ряда слов, обо­зна­ча­ю­щих лай собак, он выбрал сло­во «тяв­кать». Мы, ока­зы­ва­ет­ся, не лаем, не рычим, не воем злоб­но, а толь­ко тяв­ка­ем. Как те соба­ки, кото­рых хуже кор­мят, в дом не пус­ка­ют, а свои обя­зан­но­сти по защи­те дво­ра они выпол­нят не хуже соба­чьей элиты.

Куль­ту­ро­ло­ги­че­ский кон­текст это­го срав­не­ния поня­тен каж­до­му мало-маль­ски гра­мот­но­му чело­ве­ку. Этот эмо­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой мир фор­ми­ро­вал­ся в тра­ди­ци­он­ном обще­стве на про­тя­же­нии мно­гих веков. В его фор­ми­ро­ва­нии сыг­ра­ли свою роль как уст­ное народ­ное твор­че­ство, так и худо­же­ствен­ная лите­ра­ту­ра. Соба­ки часто исполь­зу­ют­ся в сло­вес­ном твор­че­стве в каче­стве алле­го­рии недоб­ро­же­ла­тель­но­сти, зло­пы­ха­тель­ства, спле­тен и зави­сти. Мож­но вспом­нить мно­же­ство про­из­ве­де­ний сло­вес­но­сти, сре­ди кото­рых есть и восточ­ная пого­вор­ка о кара­ване, кото­рый идет, несмот­ря на лай собак, и евро­пей­ская бас­ня, где мось­ка лает на огром­ное живот­ное с хобо­том, что­бы казать­ся бес­страш­ной и силь­ной, и зна­че­ние сло­ва «бре­хать» в рус­ском языке.

В све­те ска­зан­но­го ясен смысл исполь­зо­ван­но­го обра­за елба­сы: кара­ван, бла­го­да­ря желез­ной воле и муд­ро­сти кара­ван­ба­ши, идет уве­рен­но впе­ред, пре­одо­ле­вая все пре­гра­ды, а соба­ки в бес­силь­ной зло­бе тяв­ка­ют. Но, как бы они ни ста­ра­лись, ни оста­но­вить, ни даже задер­жать на мгно­ве­ние казах­ский табор, иду­щий к вер­ши­нам циви­ли­за­ции, не могут.

Есть, конеч­но, в миро­вой и оте­че­ствен­ной куль­ту­ре и дру­гая тен­ден­ция изоб­ра­же­ния собак, где они пред­ста­ют насто­я­щи­ми дру­зья­ми людей, вопло­ще­ни­ем истин­ной вер­но­сти и пре­дан­но­сти, люб­ви, само­по­жерт­во­ва­ния, про­фес­си­о­на­лиз­ма, ума, инту­и­ции. В рус­ле этой тра­ди­ции сотво­ре­ны рома­ны Д. Лон­до­на и Г. Трое­поль­ско­го, мно­го­чис­лен­ные филь­мы от совет­ско­го «Ко мне, Мух­тар» до аме­ри­кан­ско­го «Хати­ко», афо­ризм совре­мен­но­го поль­ско­го авто­ра бест­сел­ле­ров Л. Виш­нев­ско­го «Боже, помо­ги мне быть таким, как дума­ет про меня моя соба­ка». И мно­гое дру­гое. Но наш пре­зи­дент, решая насущ­ную про­бле­му — непре­мен­но пуб­лич­но уни­зить сво­их оппо­нен­тов — и пото­му мень­ше все­го думая о полит­кор­рект­но­сти, опи­рал­ся на первую, исто­ри­че­ский более ран­нюю тра­ди­цию отно­ше­ния к соба­ке, мета­фо­рой кото­рой может стать казах­ская посло­ви­ца: «Когда враг хва­та­ет за шиво­рот, соба­ка куса­ет за ноги».

Как часто это быва­ет, точ­ку в этой исто­рии с «тяв­ка­ю­щей оппо­зи­ци­ей» и гор­дой и без­упреч­ной вла­стью поста­ви­ла сама жизнь. Поста­ви­ла и внес­ла ясность в вопро­се о том, кто на что спо­со­бен в прин­ци­пе. Даже точ­нее — кто кем явля­ет­ся. Кто — пусть будет так — тяв­ка­ет, а кто не спо­со­бен даже на это.

На фоне недав­них заяв­ле­ний рос­сий­ских поли­ти­ков-реван­ши­стов о месте Сред­ней Азии и Казах­ста­на в струк­ту­ре импе­рии, на фоне аннек­сии Кры­ма и после­ду­ю­щих собы­тий в Укра­ине, после откро­вен­ных угроз по отно­ше­нию к тер­ри­то­ри­аль­ной целост­но­сти нашей стра­ны обна­жи­лось истин­ное лицо нашей вла­сти. От ее посто­ян­ной ими­та­ции гор­до­сти и силы вдруг ниче­го не оста­лось, а на поверх­ность выполз тща­тель­но скры­ва­е­мый до поры до вре­ме­ни былой ком­плекс млад­ше­го бра­та, судь­бу кото­ро­го решал и, кажет­ся, про­дол­жа­ет решать Кремль. Этот ком­плекс, сфор­ми­ро­ван­ный в сла­бых душах сто­ле­ти­я­ми нахож­де­ния в соста­ве импе­рии, дал о себе знать в без­зу­бых заяв­ле­ни­ях Мини­стер­ства ино­стран­ных дел Казах­ста­на, кото­рые труд­но назвать даже тяв­ка­ньем, в пози­ции пре­зи­ден­та в отно­ше­нии рос­сий­ско­го бес­пре­де­ла в Украине.

Власть, упре­ка­ю­щая казах­стан­скую оппо­зи­цию в тяв­ка­нье на нее, перед лицом силь­но­го гео­по­ли­ти­че­ско­го игро­ка пока­за­ла свою пол­ную неспо­соб­ность даже тявк­нуть, пото­му что нико­гда не стре­ми­лась чему-то хоро­ше­му научить­ся у оппо­зи­ции. Тяв­кать в поли­ти­ке тоже надо уметь. Без долж­ной под­го­тов­ки и необ­хо­ди­мо­го для это­го харак­те­ра и силы воли попыт­ка тявк­нуть неред­ко у неко­то­рых закан­чи­ва­ет­ся ове­чьим блеянием.

Чего таить гре­ха, власть все­гда виде­ла толь­ко недо­стат­ки оппо­зи­ции и нико­гда — ее досто­ин­ства. Если шесть лет назад она еще нашла в себе силы не при­знать само­сто­я­тель­ность Абха­зии и Южной Осе­тии, то ныне она упа­ла на уро­вень плин­ту­са, поста­вив нас всех в дурац­кое поло­же­ние. Вспо­ми­на­ют­ся рос­сий­ские реа­лии дале­ко­го про­шло­го. Алек­сандр Гер­цен писал в пер­вой поло­вине ХIХ века, что импер­ская поли­ти­ка рос­сий­ских царей поста­ви­ла всех не поте­ряв­ших совесть рус­ских людей в поло­же­ние, когда им при встре­че с поля­ка­ми при­хо­дит­ся опус­кать от сты­да гла­за. Таким был эти­че­ский итог поко­ре­ния и раз­де­ла Поль­ши для луч­ших сынов Рос­сии, кото­рые пре­крас­но пони­ма­ли, что, лишая поля­ков сво­бо­ды, рус­ское обще­ство не может наде­ять­ся на соб­ствен­ную свободу.

Исто­рия ощу­ще­ния винов­но­сти без вины, судя по все­му, повто­ря­ет­ся. И не толь­ко в Рос­сии, но и у нас. Из-за тру­со­сти Акор­ды мы попа­ли в ситу­а­цию, кото­рая обре­ка­ет нас еще дол­го крас­неть, изви­нять­ся и объ­яс­нять­ся перед укра­ин­ца­ми и наши­ми бра­тья­ми, крым­ски­ми тата­ра­ми. Ниже нашей вла­сти упа­ло раз­ве толь­ко мари­о­не­точ­ное пра­ви­тель­ство Чечни.

Акор­да, поз­во­лив­шая себя усы­пить пуб­лич­ны­ми заве­ре­ни­я­ми о веч­ной друж­бе и сло­вес­но-бумаж­ны­ми гаран­ти­я­ми силь­ных госу­дарств, впер­вые полу­чив серьез­ные вызо­вы извне, откро­вен­но рас­те­ря­лась в нестан­дарт­ной и непри­выч­ной для нее ситу­а­ции. Она вдруг в одно­ча­сье обна­ру­жи­ла, что еще вче­раш­ний друг и опо­ра, ока­зы­ва­ет­ся, и вовсе не явля­ет­ся дру­гом и опо­рой навсе­гда. А враг, если при­гля­деть­ся, не совсем выгля­дит вра­гом. И это пере­оцен­ка цен­но­стей полу­чи­ла отра­же­ние в Анти­евразий­ском фору­ме, как мне кажется.

Вокруг это­го фору­ма до сих пор идут спо­ры о том, кто его ини­ци­а­тор, име­ет ли отно­ше­ние власть к его про­ве­де­нию? Думаю, для тех, кто орга­ни­зо­вал и про­во­дил форум, кто при­нял уча­стие в его рабо­те, ниче­го постыд­но­го в тако­го рода догад­ках и пред­по­ло­же­ни­ях нет. Даже если исхо­дить из вер­сии, что идея фору­ма была под­ска­за­на и одоб­ре­на вла­стью, то это не ума­ля­ет заслуг его организаторов.

Никто не под чью дуду на фору­ме не пля­сал. Все гово­ри­ли искренне о том, что дума­ют и что соот­вет­ству­ет их убеж­де­ни­ям. Эта вер­сия, откро­вен­но гово­ря, не ума­ля­ла бы и так­ти­ку нашей вла­сти — в совре­мен­ной поли­ти­ке такие вещи дела­ют­ся сплошь и рядом. Перед лицом внеш­ней угро­зы власть уви­де­ла в нас союз­ни­ков, а не пред­ста­ви­те­лей соба­чье­го про­ле­та­ри­а­та, куса­ю­ще­го, поль­зу­ясь момен­том, за ноги хозя­и­на. Не ума­ля­ла бы одно­знач­но, если бы не было этой фра­зы елба­сы о тяв­ка­ю­щей своре.

Дело тут, есте­ствен­но, не толь­ко в одной неосто­рож­ной фра­зе. Выпуск­ни­ку ПТУ такое мож­но было бы про­стить. Эта фра­за, про­зву­чав­шая на всю стра­ну, про­сто поды­то­жи­ла отно­ше­ние вла­сти вооб­ще и лич­но елба­сы в част­но­сти к оппо­зи­ции, кото­рое, как извест­но, мате­ри­а­ли­зо­ва­лось на про­тя­же­нии дол­гих лет в репрес­си­ях, гоне­ни­ях, закры­ти­ях газет, сфаб­ри­ко­ван­ных судеб­ных про­цес­сах, лише­ни­ях сво­бо­ды и убийствах.

Власть, судя по все­му, нако­нец поня­ла, что насто­я­щие внут­рен­ние вра­ги голо­са пока не пода­ют, ждут сво­е­го часа и ими­ти­ру­ют до поры до вре­ме­ни вер­но­под­дан­ни­че­ство. А оппо­зи­цию, пус­кай тяв­ка­ю­щую и надо­ев­шую до чер­ти­ков, в чем угод­но мож­но подо­зре­вать, но в анти­па­три­о­тиз­ме обви­нить труд­но. Как назвать Ж. Куа­ны­ша­ли­на, Р. Сар­сен­ба­е­ва, М. Аспан­ди­я­ро­ву, С. Жуси­па, А. Кадыр­ба­е­ву, Е. Бапи, Ж. Мамая, Г. Ерга­ли­е­ву, М. Уатха­на, К. Кабыл-Фазы­ла, К. Серик­бая, С. Дува­но­ва, А Сви­ри­до­ва, Б. Маким­бай и дру­гих вра­га­ми наро­да в нынеш­них условиях?

Сама она, власть, гово­рить с Крем­лем на рав­ных не в состо­я­нии — это ясно всем. И дело не толь­ко в при­над­леж­но­сти их к раз­ным весо­вым кате­го­ри­ям в поли­ти­че­ском и эко­но­ми­че­ском раз­ре­зе. Есть и дру­гие при­чи­ны. В том чис­ле и субъ­ек­тив­но­го харак­те­ра. Поэто­му она реши­ла исполь­зо­вать пози­цию сво­их внут­рен­них оппо­нен­тов в каче­стве косты­лей, кото­рые при­да­дут кри­во­бо­кой и урод­ли­вой душе и фигу­ре нашей вла­сти види­мость строй­но­сти. А это в пред­сто­я­щем диа­ло­ге с Пути­ным и его код­лой о Евразий­ском эко­но­ми­че­ском сою­зе очень важно.

Пом­ню завет отца: «Таба­ла­ма ешка­шан, балам!» («Не зло­рад­ствуй, сын, нико­гда!»). Все­ми сила­ми хочу соот­вет­ство­вать его пред­став­ле­нию о нор­ме, но в дан­ном слу­чае, как ни ста­ра­юсь, не полу­ча­ет­ся. Гре­шен, каюсь, но ниче­го с собой поде­лать не могу. Душа вышла из пови­но­ве­ния, ее невоз­мож­но усми­рить воле­вы­ми уси­ли­я­ми. Она лику­ет, когда пред­став­ляю эту дра­ма­ти­че­скую для Акор­ды сце­ну при­ня­тия реше­ния. Перед гла­за­ми выри­со­вы­ва­ет­ся такая раду­ю­щая душу кар­ти­на. Елба­сы, опу­стив седую голо­ву, зовет дро­жа­щим голо­сом сво­е­го нуке­ра и гово­рит ему: «Анау онба­ган­дар­га айтын­дар. Комек­тес­син биз­ге! Вован­га шама­мыз жет­пей­ды» («Ска­жи­те этим него­дя­ям, пусть помо­гут нам! На Вова­на у нас силе­нок не хватит»).

Таким обра­зом, все в ито­ге ока­за­лась как в пого­вор­ке: «Моло­дец сре­ди овец, сре­ди молод­цов сам овца». Поэто­му поз­во­лю себе нару­шить сло­жив­шу­ю­ся в послед­нее вре­мя сре­ди пат­ри­о­тов тра­ди­цию оха­и­ва­ния крем­лев­ских пра­ви­те­лей на все лады. Спра­вед­ли­во­сти ради отме­тим и их досто­ин­ства. Спа­си­бо Пути­ну! Насто­я­ще­му джигиту!

Пом­нит­ся, герой Воль­те­ра, искав­ший смысл все­му суще­му, гово­рил, что нос чело­ве­ка сотво­рен созда­те­лем, что­бы укреп­лять на нем очки. Воз­мож­но, он прав. Щука, как извест­но, суще­ству­ет, что­бы не дре­мал карась. А Рос­сия, как пока­зы­ва­ет исто­рия древ­няя и совре­мен­ная, — что­бы не рас­слаб­ля­лись его сосе­ди. В дет­ской игре веду­щий гово­рит: «Я иду искать! Кто не спря­тал­ся, я не вино­ват!» При­мер­но то же гово­рит Рос­сия пери­о­ди­че­ский сво­им сосе­дям. С одной толь­ко неболь­шой поправ­кой. Вме­сто сло­ва «спря­тал­ся» исполь­зу­ет «рас­сла­бил­ся». Кто рас­сла­бил­ся и поте­рял бди­тель­ность — я не вино­ва­тая, кри­чит Рос­сия. И отнюдь не голо­сом Свет­ла­ны Свет­лич­ной из зна­ме­ни­то­го филь­ма Л. Гай­дая. Раз­ве не так?

Теперь о кон­крет­ных заслу­гах Пути­на перед нами.

Во-пер­вых, он, кото­ро­го неко­то­рые не совсем спра­вед­ли­во назы­ва­ют Пут­ле­ром, раз­бу­дил наше бес­печ­ное обще­ство, вывел его частич­но из состо­я­ния летар­ги­че­ско­го сна. Напом­нил полу­сон­ной и обал­дев­шей пуб­ли­ке, что неза­ви­си­мость надо заслу­жить, за нее надо бороть­ся и отда­вать жиз­ни, что неза­ви­си­мость, сва­лив­ша­я­ся с неба, непроч­на и недолговечна.

Во-вто­рых, если бы не он, кру­той мужик, сам­бист, мастер мочить в сор­ти­рах и искать древ­ние амфо­ры, то кто бы выну­дил нашу власть в нынеш­них усло­ви­ях рас­крыть перед всем миром свое истин­ное лицо — свою ове­чью нату­ру? Хана Тау­ке, если мне не изме­ня­ет память, в рус­ских источ­ни­ках назы­ва­ли Тяв­кой. Так что мы можем счи­тать себя потом­ка­ми Тау­ке-хана. А вот как назы­ва­ют в крем­лев­ских кулу­а­рах Акор­ду и ее бес­смен­но­го пра­ви­те­ля, мож­но толь­ко догадываться.

В‑третьих, бла­го­да­ря агрес­сив­ной поли­ти­ке Крем­ля наша власть, на дух не пере­ва­ри­вав­шая оппо­зи­цию, вдруг почув­ство­ва­ла необ­хо­ди­мость в ее под­держ­ке. И попро­си­ла помо­щи. И полу­чи­ла ее. Посмот­рим, как она этой под­держ­кой воспользуется.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма