Откровенный разговор

Пери­о­ди­че­ски мне зво­нит один очень ста­рый зна­ко­мый (С.З.). Дав­ным-дав­но мы были даже дру­зья­ми, но потом идео­ло­ги­че­ски наши пути разо­шлись, и мы ока­за­лись в раз­ных лаге­рях. Недав­но, после почти двух­лет­не­го мол­ча­ния он вновь позво­нил. Как выяс­ни­лось – неспро­ста. Накипело. 

В ито­ге у нас состо­ял­ся раз­го­вор, кото­рый по све­жим сле­дам, пере­ло­жив на бума­гу, хочу пред­ло­жить ваше­му вни­ма­нию. Ника­ких ком­мен­та­ри­ев, все пре­дель­но кон­крет­но и понятно.

С.З. — При­вет, узнал?

С.Д. — Да-а‑а. Дав­нень­ко не появлялся.

С.З. — Все вою­ешь? Не надо­е­ло? Слы­шал, на Укра­ине был.

С.Д. — Было дело.

С.З. — Читаю. Тебе это надо?! Чужая стра­на — чужие про­бле­мы. Ты же рус­ский. За сво­их дол­жен. А ты наоборот.

С.Д. — С чего это Укра­и­на чужой ста­ла? Она наша, да и про­бле­мы там тоже наши. Так что их про­бле­мы — наши про­бле­мы. Для меня свои — это те, на чьей сто­роне прав­да. А прав­да сего­дня на укра­ин­ской сто­роне. Врет сего­дня Путин и те, кто его под­дер­жи­ва­ют. Вот об этом и пишу. В отли­чие от тех, кто верит в эту ложь.

С.З. — Да брось, ты. Все все пони­ма­ют. Да, не без это­го, но это свя­тая ложь. Это даже не ложь, это вынуж­ден­ная необ­хо­ди­мость. Без это­го сего­дня нель­зя. Это нуж­но во имя прав­ды, кото­рую похе­ри­ли рань­ше. Ты же не будешь отри­цать, что Крым все­гда был рус­ским. Это и есть та боль­шая исто­ри­че­ская прав­да, ради кото­рой сего­дня нуж­на эта малень­кая ложь. А ты все пере­во­ра­чи­ва­ешь с ног на голо­ву. В вопро­се Кры­ма вся­кий рус­ский дол­жен быть на сто­роне сво­е­го наро­да. И не важ­но, кто прав, а кто не прав: рус­ский дол­жен быть с русскими.

С.Д. — Даже если рус­ские ста­но­вят­ся наци­ста­ми? Если они при помо­щи лжи захва­ты­ва­ют тер­ри­то­рии госу­дарств, тер­ри­то­ри­аль­ную целост­ность кото­рых гарантировали?

С.З. — Да неваж­но это, они твои бра­тья, это твоя кровь. И будь они три­жды непра­вы и четы­ре­жды наци­ста­ми, ты дол­жен быть с ними. Ты же, если твой сын совер­шит пре­ступ­ле­ние, все рав­но будешь его защи­щать и оправ­ды­вать. Как бы он ни был не прав, ты будешь на его сто­роне. Ну ска­жи! Ведь будешь врать, дока­зы­вая, что он не вино­ват?! Будешь! И эта ложь будет оправ­дан­на. Пото­му что ты защи­ща­ешь СВОЕ. Вот и в этой ситу­а­ции все рус­ские долж­ны объ­еди­нить­ся и защи­щать СВОИХ! Здесь клю­че­вая фра­за «Рус­ские сво­их не бросают»!

С.Д. — Ну ты даешь! Врать ради того, что­бы оправ­дать пре­ступ­ле­ние, толь­ко пото­му что мы сопле­мен­ни­ки?! Это мерз­ко и гнус­но. Я мыс­лю ина­че. И если мой сын, не дай бог, совер­шит пре­ступ­ле­ние, я, конеч­но, буду ему помо­гать, но врать и обма­ны­вать, что­бы его выго­ро­дить, — нико­гда. Вино­ват — полу­чи по заслу­гам. Не вино­вен — буду защи­щать. Точ­но так же и с рус­ски­ми в Украине.

С.З. — А в чем они вино­ва­ты? Отку­да эта нена­висть к Рос­сии? Что ты за укра­ин­цев глот­ку дерешь?

С.Д. — Обо­жди, о какой нена­висть к Рос­сии раз­го­вор? Рос­сия это не толь­ко те 70% обма­ну­тых Пути­ным. Есть еще 30%, кото­рые не соглас­ны с тем, что дела­ет Путин, что нече­го было встре­вать в дела Укра­и­ны. Это дру­гая Россия.

С.З. — Тех, кто Пути­на под­дер­жи­ва­ет, боль­ше. Опре­де­ля­ет все­гда боль­шин­ство. Они — Россия!

С.Д. — Ниче­го подоб­но­го! Это боль­шин­ство — про­дукт обма­на. Точ­но так же в про­шлом веке Гит­лер заду­рил голо­ву нем­цам, и боль­шин­ство их в экс­та­зе кри­ча­ли «Хайль Гит­лер»! Про­шло вре­мя — и рас­ка­я­лись в этом. Точ­но так же сего­дня боль­шин­ство рос­си­ян, обол­ва­нен­ных «геб­бель­са­ми» с рос­сий­ско­го ТВ, кри­чат «Крым наш» и тре­бу­ют рас­чле­нить Укра­и­ну. Ско­ро вся эта «свя­тая ложь» выле­зет нару­жу и люди пой­мут, что их попро­сту обма­ну­ли, гово­ря о при­тес­не­ни­ях сопле­мен­ни­ков в Укра­ине. И тогда таких ста­нет мень­шин­ство. Есть две Рос­сии, и толь­ко одна из них путин­ская. Так что не надо ля-ля про то, что Рос­сия — это Путин. Пути­ны при­хо­дят и ухо­дят, а стра­на остается.

С.З. — Какое мень­шин­ство! Это пятая колон­на, людиш­ки про­пла­чен­ные с Запа­да. Их рус­ски­ми-то язык не пово­ра­чи­ва­ет­ся назвать. Они пре­да­те­ли, пре­да­ю­щие свой народ. Вот такие и дове­ли Рос­сию до руч­ки. Поста­ви­ли на коле­ни вели­кую страну.

С.Д. — Кто поставил?

С.З. — Такие, как ты. Гор­ба­чев с Ель­ци­ным. Госдеп с их «цвет­ны­ми рево­лю­ци­я­ми». Вся эта либе­ра­ли­сти­че­ская сволочь.

С.Д. — Ты это серьез­но?! А им зачем это?

С.З. — А ты не зна­ешь!? Рос­сия послед­нее пре­пят­ствие для тех, кто спит и видит, что­бы без­раз­дель­но гос­под­ство­вать в мире. Не будет Рос­сии — не будет нико­го, кто смо­жет им ска­зать что-то про­тив. Рос­сия меша­ет им без­раз­дель­но гос­под­ство­вать и дик­то­вать всем свою волю. Да ты луч­ше меня все это знаешь.

С.Д. — А зачем им дик­то­вать? Зачем гос­под­ство­вать? Что за про­бле­мы у них? Им чего-то не хва­та­ет? Они хотят кого-то заво­е­вать, под­чи­нить? Чем им меша­ет Рос­сия? Ты можешь внят­но сфор­му­ли­ро­вать пре­тен­зии к Запа­ду, к США?

С.З. — Это оче­вид­ные и обще­из­вест­ные вещи: у них идея фикс навя­зать все­му миру свой образ жиз­ни. Он хотят весь мир загнать в про­кру­сто­во ложе запад­ной циви­ли­за­ции. Либе­ра­лизм и демо­кра­тия — это все­го лишь кра­си­вая при­ман­ка для наив­ных людей, за кото­рой скры­ва­ет­ся духов­ная опу­сто­шен­ность куль­тур­ная дегра­да­ция и нрав­ствен­ная рас­пу­щен­ность. Запад­ный путь раз­ви­тия — это тупик для циви­ли­за­ции. Они же загни­ва­ют — это оче­вид­но. Идет пол­ная дегра­да­ция. Посмот­ри на их рожи — это же деби­лы, через одно­го. Гла­за открой. Ты же там быва­ешь, неуже­ли не видишь?

С.Д. — Не вижу. Напро­тив, я вижу как раз обрат­ное. Что те стра­ны, кото­рые мы назы­ва­ем Запа­дом, в срав­не­нии с Рос­си­ей и Казах­ста­ном более дина­мич­но раз­ви­ва­ют­ся. При­чем не толь­ко в части эко­но­ми­ки, соци­аль­ных отно­ше­ний и поли­ти­ки, но и нау­ки, куль­ту­ры, искус­ства. Какая же дегра­да­ция? Все наобо­рот. Эти стра­ны пере­до­вые во всем, и имен­но поэто­му люди со все­го све­та стре­мят­ся там жить. Заметь, едут к ним, а не в Россию!

С.З. — Да брось ты! Это по инер­ции. Остат­ки былой мощи. Их пес­ня спе­та. Центр циви­ли­за­ции пере­ме­ща­ет­ся с Запа­да на Восток. Смот­ри, что дела­ют Китай, Индия. Они это­го не хотят при­зна­вать. Они про­дол­жа­ют счи­тать, что мир дол­жен раз­ви­вать­ся по запад­ным прин­ци­пам. Навя­зы­ва­ют нам их.

С.Д. — Хоро­шо, допу­стим. А для чего им это нуж­но? Что им дает, что весь мир будет жить по их стандартам?

С.З. — Ну как же. Если мы ста­нем таки­ми же, как они, то, соот­вет­ствен­но, и мыс­лить будем как они. В этом и будет состо­ять вели­кая побе­да запад­ной идеи. Их идеи ста­нут гос­под­ство­вать в мире.

С.Д. — То есть все упи­ра­ет­ся не в какие-то шкур­ные инте­ре­сы, а в идею. Хоро­шо. Но что это за идея такая? В чем ее суть? В двух сло­вах. Чего они, соб­ствен­но, навя­зы­ва­ют нам? Демократию?

С.З. — И демо­кра­тию тоже. Их запад­ная демо­кра­тия не под­хо­дит нам в силу спе­ци­фи­ки наше­го мен­та­ли­те­та. Или, ска­жем, у наших людей есть потреб­ность в лиде­ре, кото­ро­му они при­вык­ли покло­нять­ся. Что в этом пло­хо­го? Зачем нам от это­го отка­зы­вать­ся? Или либе­раль­ная толе­рант­ность. Ска­жем, мы име­ем свои тра­ди­ци­он­ные рели­гии: в Рос­сии это пра­во­сла­вие, в Казах­стане — ислам. Поче­му мы долж­ны поз­во­лить дру­гим рели­ги­оз­ным сек­там сво­бод­но суще­ство­вать у нас? Или ЛГБТ. Мы не можем поз­во­лить геям про­во­дить свои пара­ды. Это чуж­дое для нас. Пора понять, у нас все долж­но быть свое: и демо­кра­тия, и духовность.

С.Д. — Ты же вро­де гра­мот­ный чело­век. Не быва­ет запад­ной и восточ­ной демо­кра­тии. У демо­кра­тии нет этнич­но­сти, рели­ги­оз­но­сти, мен­таль­но­сти. Это инстру­мент. Как лопа­та. Она не может быть какой-то осо­бен­ной — она ЛОПАТА, назна­че­ние кото­рой — копать. Есть лопа­та — есть воз­мож­ность копать. Нет лопа­ты — нечем копать. Так и демо­кра­тия — она либо есть, либо ее нет.

В любом слу­чае это спра­вед­ли­вые выбо­ры, чест­ные суды, поли­ти­че­ская кон­ку­рен­ция и сво­бод­ная прес­са. Все! Что из пере­чис­лен­но­го не под­хо­дит Рос­сии или Казах­ста­ну? К чему из это­го эти стра­ны не гото­вы? Не тупи, ты обра­зо­ван­ный и неглу­пый чело­век и пони­ма­ешь, что демо­кра­тия это все­го лишь инстру­мент и поль­зо­вать­ся им смо­жет любой народ — нуж­на толь­ко поли­ти­че­ская воля.

Толе­рант­ность к чужим рели­ги­ям, геям и оппо­зи­ции — это отдель­ная тема. Все­му свое вре­мя. До это­го нуж­но про­сто дорас­ти циви­ли­за­ци­он­но. Так же, как до адек­ват­но­го вос­при­я­тия мини-юбок (пом­нишь, как пле­ва­лись в СССР и даже запре­ща­ли в них появ­лять­ся в обще­ствен­ных местах) и отно­ше­ния к джа­зу («Сего­дня слу­ша­ет он джаз, а зав­тра Роди­ну про­даст»). Сего­дня при­вык­ли к это­му «чуж­до­му явле­нию», и вро­де как и ниче­го и, огля­ды­ва­ясь на то вре­мя, пони­ма­ем, что были дика­ря­ми. Так что не нуж­но при­ни­мать свою социо-куль­тур­ну­ю­не­до­зре­лость за спе­ци­фи­ку мен­таль­но­сти. Мы ника­кие не дру­гие, мы в этом плане про­сто НЕДОЗРЕЛЫЕ. Отсю­да наши проблемы.

С.З. — Бред несешь! Наши про­бле­мы — это угро­зы от США и пятая коло­на в лице таких, как ты, кото­рые помо­га­ют нас пре­вра­тить в их подо­бие. При­чем в жал­кое подо­бие. Пото­му что пол­но­цен­ны­ми мы, живя по их поня­ти­ям, не будем нико­гда. У нас склад ума дру­гой, мы по духу дру­гие, и поэто­му их образ жиз­ни для нас в прин­ци­пе не при­ем­лем. Мы про­сто вымрем, если ста­нем жить как они.

Смот­ри, к чему при­ве­ли либе­ра­лизм и демо­кра­тия при Ель­цине — пол­ный откат, раз­ру­ха и раз­вал. И толь­ко путин­ская жест­кая вер­ти­каль вла­сти, толь­ко отказ от демо­кра­ти­че­ских шту­чек, от либе­ра­лиз­ма поз­во­ли­ли начать выправ­лять ситу­а­цию, воз­вра­щать­ся к сво­ей искон­ной мен­таль­но­сти. Смот­ри, как Рос­сия зады­ша­ла пол­ной гру­дью. Какой всплеск пат­ри­о­тиз­ма. Нация просну­лась. В этом вели­чие Пути­на. Его поли­ти­че­ская воля поста­ви­ла барьер экс­пан­сии запад­но­го обра­за жиз­ни в нашу жизнь. И люди, рос­си­яне его под­дер­жа­ли. Его рей­тинг зашкаливает.

С.Д. — Хочешь, я сооб­щу тебе самую страш­ную тай­ну, в кото­рой «сов­ки» боят­ся при­знать­ся самим себе? То, что рос­си­яне не при­ем­лют запад­ный образ жиз­ни, — это самый зам­ше­лый миф. Рос­си­яне, как и казах­стан­цы, ДАВНО УЖЕ ЖИВУТ ПО-ЗАПАДНОМУ.

Они ездят на их авто­мо­би­лях, лета­ют на их само­ле­тах, поль­зу­ют­ся их интер­не­том, их ком­пью­те­ра­ми, гово­рят по их теле­фо­нам. Смот­рят их филь­мы, слу­ша­ют их музы­ку, чита­ют их писа­те­лей, едят их пищу, лечат­ся у их вра­чей, учат­ся в их вузах. Разуй гла­за, все их дав­но ста­ло нашим, у нас с ними все общее. И бог у нас общий, и даже вою­ем с одни­ми и теми же тер­ро­ри­ста­ми. В нашем обра­зе жиз­ни совсем мало того, что отли­ча­ло бы нас от них.

Но раз­ли­чие все же есть. Раз­ли­чие в том, что на Запа­де есть демо­кра­тия и ува­же­ние прав чело­ве­ка, а в Рос­сии и Казах­стане — нет. Вот это и есть глав­ная при­чи­на стра­хов Пути­на — он боит­ся, что демо­кра­тия при­дет в Рос­сию. Все осталь­ные раз­го­во­ры про осо­бую мен­таль­ность, про дегра­да­цию и чуж­дые стан­дар­ты — это эле­мен­тар­ная дема­го­гия, при­зван­ная оправ­дать раз­нуз­дан­ную про­па­ган­ду анти­аме­ри­ка­низ­ма и анти­за­пад­ных настроений.

С.З. — При чем здесь твоя демо­кра­тия?! Да, демо­кра­тия это инстру­мент, при помо­щи кото­ро­го Запад пыта­ет­ся навя­зать нам свой стиль жиз­ни. Но нам это не под­хо­дит. Мы дру­гие! Пой­ми ты это! ДРУ-ГИ‑Е!!! От того, что мы поль­зу­ем­ся интер­не­том, пьем кока-колу, смот­рим гол­ли­вуд­ские филь­мы и тащим­ся от «Бит­лз», мы не ста­но­вим­ся аме­ри­кан­ца­ми. Наша осо­бен­ность в дру­гом. Она неви­ди­мая, ее слож­но опи­сать раци­о­наль­ны­ми кате­го­ри­я­ми. Это то, что спря­та­но в душе и про­яв­ля­ет­ся так, что ста­но­вит­ся понят­но — это русские.

К сло­ву, если ты смот­рел Пути­на, то он как раз об этом очень хоро­шо в сво­ем выступ­ле­нии ска­зал. Что у каж­до­го рус­ско­го на пер­вом месте не забо­та о сво­ем пре­успе­ва­нии и богат­стве, а забо­та о пре­успе­ва­нии сво­ей Роди­ны. Рус­ские гото­вы сами жить бед­но, но что­бы их стра­на была силь­ной и богатой.

С.Д. — Да, я видел этот кусок выступ­ле­ния Пути­на. На мой взгляд, отлич­ный обра­зец неисто­ри­че­ско­го мыш­ле­ния и не пони­ма­ния сути того, о чем чело­век гово­рит. То, чем пред­ла­га­ет гор­дить­ся Путин, это эле­мент импер­ско­го обще­ствен­но­го созна­ния, куль­ти­ви­ру­е­мый в патер­на­лист­ском госу­дар­стве. Ата­визм импер­ско­го про­шло­го. Люди, вос­пи­тан­ные в духе вели­чия и исклю­чи­тель­но­сти сво­ей дер­жа­вы (тре­тий Рим, стра­на, стро­я­щая ком­му­низм, ядер­ная супер­дер­жа­ва), дей­стви­тель­но могут ком­пен­си­ро­вать свою лич­ную неустро­ен­ность и непол­но­цен­ность жиз­ни осо­зна­ни­ем мощи сво­ей стра­ны. Это дей­стви­тель­но фено­мен и имя ему — «совок». Нашел чем гор­дить­ся — это­го сты­дить­ся надо.

С.З. — Для тебя это руга­тель­ный тер­мин, а вот в моем пони­ма­нии «совок», то есть чело­век из СССР, — это зву­чит гор­до! Я, напри­мер, этим гор­жусь. Пото­му что все луч­шие дости­же­ния были достиг­ну­ты имен­но тогда. Мне есть чем гор­дить­ся, а тебе в тво­ем насто­я­щем — нечем.

С.Д. — Постой, постой! А кто тебе ска­зал, что сего­дня «совок» кон­чил­ся? Он про­дол­жа­ет­ся. Сме­ни­лись толь­ко вывес­ки, а «совок», его дух остал­ся. И Путин это как раз пре­крас­но доказывает.

Ты, кста­ти, пом­нишь, отку­да тер­мин пошел? Четы­ре мужи­ка реши­ли «раз­да­вить мер­зав­чи­ка». Залез­ли в дет­скую песоч­ни­цу (!!!), а ста­ка­на нет… Глядь совок дет­ский валя­ет­ся в пес­ке. Ну они этим сов­ком вод­ку и рас­пи­ли. Я заме­тил, как по раз­но­му реа­ги­ру­ют на это люди. «Сов­ки» видят в этом про­яв­ле­ние наход­чи­во­сти и мобиль­но­сти. Мол, для наших людей нет пре­град для дости­же­ния постав­лен­ных целей. Для нор­маль­ных людей пить вод­ку сов­ком для пес­ка в дет­ской песоч­ни­це — это пол­ная дикость.

С.З. — Это их про­бле­мы. Для нас их отно­ше­ние к одно­по­лым бра­кам — еще боль­шая дикость. Давай каж­дый будет жить так, как ему нра­вит­ся. И никто не будет нико­му навя­зы­вать свое понимание.

С.Д. — Ты мне сей­час напо­ми­на­ешь чело­ве­ка в набед­рен­ной повяз­ке, выдви­га­ю­ще­го пре­тен­зии к про­дав­цу мага­зи­на по пово­ду того, что в его мага­зине есть все, кро­ме набед­рен­ных повя­зок. Типа: что вы навя­зы­ва­е­те мне свои джин­сы и шор­ты! Зря мужик упи­ра­ет­ся, нику­да он не денет­ся, захо­чет куда-нибудь поехать, при­дет­ся ему надеть шта­ны. Так и «сов­ки», нику­да не денут­ся, будут жить как все нор­маль­ные циви­ли­зо­ван­ные люди. Ува­жать суве­ре­ни­тет дру­гих госу­дарств, выби­рать у себя каж­дые четы­ре года новых пре­зи­ден­тов, ува­жать пра­ва геев и пить вод­ку из сто­пок за сто­ли­ка­ми в кафе.

С.З. — А это мы еще посмотрим.

С.Д. — Обя­за­тель­но посмот­рим. Вот толь­ко хоте­лось бы побыстрее.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма