Периодически мне звонит один очень старый знакомый (С.З.). Давным-давно мы были даже друзьями, но потом идеологически наши пути разошлись, и мы оказались в разных лагерях. Недавно, после почти двухлетнего молчания он вновь позвонил. Как выяснилось – неспроста. Накипело.
В итоге у нас состоялся разговор, который по свежим следам, переложив на бумагу, хочу предложить вашему вниманию. Никаких комментариев, все предельно конкретно и понятно.
С.З. — Привет, узнал?
С.Д. — Да-а‑а. Давненько не появлялся.
С.З. — Все воюешь? Не надоело? Слышал, на Украине был.
С.Д. — Было дело.
С.З. — Читаю. Тебе это надо?! Чужая страна — чужие проблемы. Ты же русский. За своих должен. А ты наоборот.
С.Д. — С чего это Украина чужой стала? Она наша, да и проблемы там тоже наши. Так что их проблемы — наши проблемы. Для меня свои — это те, на чьей стороне правда. А правда сегодня на украинской стороне. Врет сегодня Путин и те, кто его поддерживают. Вот об этом и пишу. В отличие от тех, кто верит в эту ложь.
С.З. — Да брось, ты. Все все понимают. Да, не без этого, но это святая ложь. Это даже не ложь, это вынужденная необходимость. Без этого сегодня нельзя. Это нужно во имя правды, которую похерили раньше. Ты же не будешь отрицать, что Крым всегда был русским. Это и есть та большая историческая правда, ради которой сегодня нужна эта маленькая ложь. А ты все переворачиваешь с ног на голову. В вопросе Крыма всякий русский должен быть на стороне своего народа. И не важно, кто прав, а кто не прав: русский должен быть с русскими.
С.Д. — Даже если русские становятся нацистами? Если они при помощи лжи захватывают территории государств, территориальную целостность которых гарантировали?
С.З. — Да неважно это, они твои братья, это твоя кровь. И будь они трижды неправы и четырежды нацистами, ты должен быть с ними. Ты же, если твой сын совершит преступление, все равно будешь его защищать и оправдывать. Как бы он ни был не прав, ты будешь на его стороне. Ну скажи! Ведь будешь врать, доказывая, что он не виноват?! Будешь! И эта ложь будет оправданна. Потому что ты защищаешь СВОЕ. Вот и в этой ситуации все русские должны объединиться и защищать СВОИХ! Здесь ключевая фраза «Русские своих не бросают»!
С.Д. — Ну ты даешь! Врать ради того, чтобы оправдать преступление, только потому что мы соплеменники?! Это мерзко и гнусно. Я мыслю иначе. И если мой сын, не дай бог, совершит преступление, я, конечно, буду ему помогать, но врать и обманывать, чтобы его выгородить, — никогда. Виноват — получи по заслугам. Не виновен — буду защищать. Точно так же и с русскими в Украине.
С.З. — А в чем они виноваты? Откуда эта ненависть к России? Что ты за украинцев глотку дерешь?
С.Д. — Обожди, о какой ненависть к России разговор? Россия это не только те 70% обманутых Путиным. Есть еще 30%, которые не согласны с тем, что делает Путин, что нечего было встревать в дела Украины. Это другая Россия.
С.З. — Тех, кто Путина поддерживает, больше. Определяет всегда большинство. Они — Россия!
С.Д. — Ничего подобного! Это большинство — продукт обмана. Точно так же в прошлом веке Гитлер задурил голову немцам, и большинство их в экстазе кричали «Хайль Гитлер»! Прошло время — и раскаялись в этом. Точно так же сегодня большинство россиян, оболваненных «геббельсами» с российского ТВ, кричат «Крым наш» и требуют расчленить Украину. Скоро вся эта «святая ложь» вылезет наружу и люди поймут, что их попросту обманули, говоря о притеснениях соплеменников в Украине. И тогда таких станет меньшинство. Есть две России, и только одна из них путинская. Так что не надо ля-ля про то, что Россия — это Путин. Путины приходят и уходят, а страна остается.
С.З. — Какое меньшинство! Это пятая колонна, людишки проплаченные с Запада. Их русскими-то язык не поворачивается назвать. Они предатели, предающие свой народ. Вот такие и довели Россию до ручки. Поставили на колени великую страну.
С.Д. — Кто поставил?
С.З. — Такие, как ты. Горбачев с Ельциным. Госдеп с их «цветными революциями». Вся эта либералистическая сволочь.
С.Д. — Ты это серьезно?! А им зачем это?
С.З. — А ты не знаешь!? Россия последнее препятствие для тех, кто спит и видит, чтобы безраздельно господствовать в мире. Не будет России — не будет никого, кто сможет им сказать что-то против. Россия мешает им безраздельно господствовать и диктовать всем свою волю. Да ты лучше меня все это знаешь.
С.Д. — А зачем им диктовать? Зачем господствовать? Что за проблемы у них? Им чего-то не хватает? Они хотят кого-то завоевать, подчинить? Чем им мешает Россия? Ты можешь внятно сформулировать претензии к Западу, к США?
С.З. — Это очевидные и общеизвестные вещи: у них идея фикс навязать всему миру свой образ жизни. Он хотят весь мир загнать в прокрустово ложе западной цивилизации. Либерализм и демократия — это всего лишь красивая приманка для наивных людей, за которой скрывается духовная опустошенность культурная деградация и нравственная распущенность. Западный путь развития — это тупик для цивилизации. Они же загнивают — это очевидно. Идет полная деградация. Посмотри на их рожи — это же дебилы, через одного. Глаза открой. Ты же там бываешь, неужели не видишь?
С.Д. — Не вижу. Напротив, я вижу как раз обратное. Что те страны, которые мы называем Западом, в сравнении с Россией и Казахстаном более динамично развиваются. Причем не только в части экономики, социальных отношений и политики, но и науки, культуры, искусства. Какая же деградация? Все наоборот. Эти страны передовые во всем, и именно поэтому люди со всего света стремятся там жить. Заметь, едут к ним, а не в Россию!
С.З. — Да брось ты! Это по инерции. Остатки былой мощи. Их песня спета. Центр цивилизации перемещается с Запада на Восток. Смотри, что делают Китай, Индия. Они этого не хотят признавать. Они продолжают считать, что мир должен развиваться по западным принципам. Навязывают нам их.
С.Д. — Хорошо, допустим. А для чего им это нужно? Что им дает, что весь мир будет жить по их стандартам?
С.З. — Ну как же. Если мы станем такими же, как они, то, соответственно, и мыслить будем как они. В этом и будет состоять великая победа западной идеи. Их идеи станут господствовать в мире.
С.Д. — То есть все упирается не в какие-то шкурные интересы, а в идею. Хорошо. Но что это за идея такая? В чем ее суть? В двух словах. Чего они, собственно, навязывают нам? Демократию?
С.З. — И демократию тоже. Их западная демократия не подходит нам в силу специфики нашего менталитета. Или, скажем, у наших людей есть потребность в лидере, которому они привыкли поклоняться. Что в этом плохого? Зачем нам от этого отказываться? Или либеральная толерантность. Скажем, мы имеем свои традиционные религии: в России это православие, в Казахстане — ислам. Почему мы должны позволить другим религиозным сектам свободно существовать у нас? Или ЛГБТ. Мы не можем позволить геям проводить свои парады. Это чуждое для нас. Пора понять, у нас все должно быть свое: и демократия, и духовность.
С.Д. — Ты же вроде грамотный человек. Не бывает западной и восточной демократии. У демократии нет этничности, религиозности, ментальности. Это инструмент. Как лопата. Она не может быть какой-то особенной — она ЛОПАТА, назначение которой — копать. Есть лопата — есть возможность копать. Нет лопаты — нечем копать. Так и демократия — она либо есть, либо ее нет.
В любом случае это справедливые выборы, честные суды, политическая конкуренция и свободная пресса. Все! Что из перечисленного не подходит России или Казахстану? К чему из этого эти страны не готовы? Не тупи, ты образованный и неглупый человек и понимаешь, что демократия это всего лишь инструмент и пользоваться им сможет любой народ — нужна только политическая воля.
Толерантность к чужим религиям, геям и оппозиции — это отдельная тема. Всему свое время. До этого нужно просто дорасти цивилизационно. Так же, как до адекватного восприятия мини-юбок (помнишь, как плевались в СССР и даже запрещали в них появляться в общественных местах) и отношения к джазу («Сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст»). Сегодня привыкли к этому «чуждому явлению», и вроде как и ничего и, оглядываясь на то время, понимаем, что были дикарями. Так что не нужно принимать свою социо-культурнуюнедозрелость за специфику ментальности. Мы никакие не другие, мы в этом плане просто НЕДОЗРЕЛЫЕ. Отсюда наши проблемы.
С.З. — Бред несешь! Наши проблемы — это угрозы от США и пятая колона в лице таких, как ты, которые помогают нас превратить в их подобие. Причем в жалкое подобие. Потому что полноценными мы, живя по их понятиям, не будем никогда. У нас склад ума другой, мы по духу другие, и поэтому их образ жизни для нас в принципе не приемлем. Мы просто вымрем, если станем жить как они.
Смотри, к чему привели либерализм и демократия при Ельцине — полный откат, разруха и развал. И только путинская жесткая вертикаль власти, только отказ от демократических штучек, от либерализма позволили начать выправлять ситуацию, возвращаться к своей исконной ментальности. Смотри, как Россия задышала полной грудью. Какой всплеск патриотизма. Нация проснулась. В этом величие Путина. Его политическая воля поставила барьер экспансии западного образа жизни в нашу жизнь. И люди, россияне его поддержали. Его рейтинг зашкаливает.
С.Д. — Хочешь, я сообщу тебе самую страшную тайну, в которой «совки» боятся признаться самим себе? То, что россияне не приемлют западный образ жизни, — это самый замшелый миф. Россияне, как и казахстанцы, ДАВНО УЖЕ ЖИВУТ ПО-ЗАПАДНОМУ.
Они ездят на их автомобилях, летают на их самолетах, пользуются их интернетом, их компьютерами, говорят по их телефонам. Смотрят их фильмы, слушают их музыку, читают их писателей, едят их пищу, лечатся у их врачей, учатся в их вузах. Разуй глаза, все их давно стало нашим, у нас с ними все общее. И бог у нас общий, и даже воюем с одними и теми же террористами. В нашем образе жизни совсем мало того, что отличало бы нас от них.
Но различие все же есть. Различие в том, что на Западе есть демократия и уважение прав человека, а в России и Казахстане — нет. Вот это и есть главная причина страхов Путина — он боится, что демократия придет в Россию. Все остальные разговоры про особую ментальность, про деградацию и чуждые стандарты — это элементарная демагогия, призванная оправдать разнузданную пропаганду антиамериканизма и антизападных настроений.
С.З. — При чем здесь твоя демократия?! Да, демократия это инструмент, при помощи которого Запад пытается навязать нам свой стиль жизни. Но нам это не подходит. Мы другие! Пойми ты это! ДРУ-ГИ‑Е!!! От того, что мы пользуемся интернетом, пьем кока-колу, смотрим голливудские фильмы и тащимся от «Битлз», мы не становимся американцами. Наша особенность в другом. Она невидимая, ее сложно описать рациональными категориями. Это то, что спрятано в душе и проявляется так, что становится понятно — это русские.
К слову, если ты смотрел Путина, то он как раз об этом очень хорошо в своем выступлении сказал. Что у каждого русского на первом месте не забота о своем преуспевании и богатстве, а забота о преуспевании своей Родины. Русские готовы сами жить бедно, но чтобы их страна была сильной и богатой.
С.Д. — Да, я видел этот кусок выступления Путина. На мой взгляд, отличный образец неисторического мышления и не понимания сути того, о чем человек говорит. То, чем предлагает гордиться Путин, это элемент имперского общественного сознания, культивируемый в патерналистском государстве. Атавизм имперского прошлого. Люди, воспитанные в духе величия и исключительности своей державы (третий Рим, страна, строящая коммунизм, ядерная супердержава), действительно могут компенсировать свою личную неустроенность и неполноценность жизни осознанием мощи своей страны. Это действительно феномен и имя ему — «совок». Нашел чем гордиться — этого стыдиться надо.
С.З. — Для тебя это ругательный термин, а вот в моем понимании «совок», то есть человек из СССР, — это звучит гордо! Я, например, этим горжусь. Потому что все лучшие достижения были достигнуты именно тогда. Мне есть чем гордиться, а тебе в твоем настоящем — нечем.
С.Д. — Постой, постой! А кто тебе сказал, что сегодня «совок» кончился? Он продолжается. Сменились только вывески, а «совок», его дух остался. И Путин это как раз прекрасно доказывает.
Ты, кстати, помнишь, откуда термин пошел? Четыре мужика решили «раздавить мерзавчика». Залезли в детскую песочницу (!!!), а стакана нет… Глядь совок детский валяется в песке. Ну они этим совком водку и распили. Я заметил, как по разному реагируют на это люди. «Совки» видят в этом проявление находчивости и мобильности. Мол, для наших людей нет преград для достижения поставленных целей. Для нормальных людей пить водку совком для песка в детской песочнице — это полная дикость.
С.З. — Это их проблемы. Для нас их отношение к однополым бракам — еще большая дикость. Давай каждый будет жить так, как ему нравится. И никто не будет никому навязывать свое понимание.
С.Д. — Ты мне сейчас напоминаешь человека в набедренной повязке, выдвигающего претензии к продавцу магазина по поводу того, что в его магазине есть все, кроме набедренных повязок. Типа: что вы навязываете мне свои джинсы и шорты! Зря мужик упирается, никуда он не денется, захочет куда-нибудь поехать, придется ему надеть штаны. Так и «совки», никуда не денутся, будут жить как все нормальные цивилизованные люди. Уважать суверенитет других государств, выбирать у себя каждые четыре года новых президентов, уважать права геев и пить водку из стопок за столиками в кафе.
С.З. — А это мы еще посмотрим.
С.Д. — Обязательно посмотрим. Вот только хотелось бы побыстрее.