За 30 минут одним предложением Медеуский районный суд города Алматы удовлетворил заявление прокуратуры и признал газету «Ассанди-Таймс» «единым СМИ» «Республика». Теперь запрет на выход издания подтвержден судом и еще один журналистский коллектив остался без работы.
Сегодня, 21 апреля, в 11 часов в Медеуском районном суде горда Алматы должны были состояться прения по исковому заявлению прокуратуры к газете “Ассанди-Таймс”. Дело, напомним, ведет судья Бахытжан Тажиханов. Прения состоялись — более того, оказалось, что было последнее судебное заседание по газете. Судье понадобилось всего полчаса, чтобы сразу после прений вынести решение.
В начале заседания юрист и представитель издания Тамара Симахина приобщила к материалам дела газетные материалы — перепечатки статей из одних изданий в другие (иллюстрациями стали многие крупные казахстанские газеты). Как известно, перепечатки казахстанское законодательство о СМИ не запрещает, но, напомним, именно это было главным аргументом прокуратуры насчет того, что газета «Ассанди-Таймс» является «единым СМИ «Республика».
В прениях прокурор ограничился двумя словами: поддерживаем свой иск, просим удовлетворить все требования и признать «Ассанди-Таймс» составной частью «Республики».
Юрист Тамара Симахина на это удивленно заметила, что разбирательства по факту претензий прокуратуры не было.
- Мы не увидели в заявлении и не услышали в процессе ответов, которые должны были быть даны в ходе дела, в чьих интересах было подано заявление. Не мог же прокурор подать его в своих личных интересах? Но тогда в интересах каких лиц или организаций оно подано? Мы услышали странный ответ, что оно подано в интересах судебного решения от 25-го декабря 2012 года о признании «единым СМИ» газеты «Республика» и еще ряда изданий.
Юрист также обратила внимание на несоблюдение процедуры получения правоустанавливающих документов внутри процесса. «На все вопросы мы получали ответ: суд даст свою оценку», — напомнила она.
- В деле нет конкретных доказательств, что «Ассанди-Таймс» — форма распространения ранее существовавшей «Республики», — акцентировала внимание юрист на то как проходило это разбирательство. — К тому же, заявление прокурора направлено на нарушение трудовых прав журналистов, которые теперь потеряли работу. В целом мы не увидели в этом процессе правовой составляющей, а увидели только политическую: какое-то лицо дало команду закрыть издание. Мы не знаем, кто это».
Судья выслушал и удалился на совещание, предложив участникам процесса не расходиться. Вернувшись примерно через полчаса, он не стал зачитывать все решение, а ограничился одним предложением: «Заявление прокурора Медеукого района удовлетворить, признать газету “Ассанди-Таймс” составной частью и формой распространения «единого СМИ» «Республика».
Кстати, у редакции есть большое подозрение, что судья не зачитал решения просто потому, что его еще не успели написать и напечатать, чтобы подогнать под прения. Даже для казахстанской скорострельной Фемиды полчаса на приговор — перебор, тем более что к делу были приобщены новые доказательства со стороны защиты. Но, как сказал один из присутствующих в зале наблюдателей: «Противно, они уже даже не стесняются — хоть бы день судья взял на вынесение решения для приличия!»
От редакции заметим: а чего стесняться? Раз в Казахстане граждане свои СМИ и своих лидеров защищать не готовы, власть начинает себя чувствовать очень уверенно и беспредельничает на всех уровнях.
Впрочем, в скорости Фемиды есть и свои плюсы — все точки над i расставляются по своим местам. Как написал сегодня на форуме-партнере “Республика” читатель Айнур: “Вот теперь сразу видно, какая газета страшнее всего для Акорды. Ведь закрывают так быстро и так жестко только тех, кто реально опасен — кто влияет на умы и настроение общества. Взять те же “Общественную позицию”, старую “Трибуну” или журнал “Адам бол” Ергалиевой — как выходили, так и выходят. Значит не представляют большой опасности”
А вот как прокомментировал решение суда на своей странице в Фейсбуке” казахстанский общественный деятель Муратбек Кетебаев:
“Буквально час назад суд первой инстанции удовлетворил гражданский иск прокурора о закрытии газеты “Ассанди-Таймс” на том “основании”, что она входит в состав “Единого СМИ “Республика”!
С одной стороны, издание, конечно, жалко. С другой — боже спаси тех, кто не ведает что творит.
Решение судов как по “Единому СМИ “Республика”, так и по “Ассанди-Таймс” полностью незаконные даже с точки зрения гибкого и управляемого казахстанского законодательства.
Тем не менее, прокуратура, обязанная следить за соблюдением законов в стране, подает незаконный иск, а суд его спокойно удовлетворяет. Понятно, что это не ошибка, не случайность, а реализация политики суперуправляемой “демократии”.
Однако и господа из Акорды, и исполнители их политической воли не осознают, что наивных людей в нашем глобализирующемся и информатизирующимся мире все меньше и меньше, а среди инвесторов их не бывает по определению.
Поэтому прийти со своими деньгами в Казахстан рискнут или дураки, или умные и сверхсмелые, все остальные просто поосторожничают. Потому что у страны такая репутация, что хуже некуда.
В качестве подтверждения короткий разговор в минувшую субботу. Ездил по Подкарпатскому воеводству и в одном из провинциальных замков, переделанных под гостиницу, столкнулся с поляком. Случайно. Он просто спросил дорогу в ресепшен, я ответил по-русски.
Поляк поинтересовался откуда я, сказал из Казахстана. Он улыбнулся и сообщил, что его фирма когда-то делала бизнес в нашей республике, даже открывала там филиал. Но потом ушла оттуда.
На мой вопрос почему, поляк сказал — нет правосудия, нет нормального бизнеса, кидают.
Поскольку разговор был вскользь, интересоваться больше не стал, но мой собеседник одной фразой пояснил суть бизнес- проблем: они поставили товар, им не заплатили, и они ничего не смогли добиться. Не знаю с какой он фирмы, как его зовут. Но согласитесь, устами иностранца глаголет истина.
Так что ничто в этом мире не проходит бесследно — надеюсь, что информация о незаконном закрытии “Ассанди-Таймс” дойдет еще до 1000 иностранных инвесторов, и число желающих инвестировать в нашу страну сократится еще на какое-то число”.
В завершение напомним, что обжаловать решение можно в течение 15 дней, и журналисты «Ассанди-Таймс» обязательно собираются это сделать, хотя в правосудие в отношении оппозиционных СМИ уже давно не верят.