Ежегодная встреча журналистов, называемая медиакурултаем, прошла в пятницу в Алматы. Главной темой повестки дня была угроза информационной безопасности страны. По мнению участников, опасность стала очевидной в свете украинских событий: казахстанцы подверглись массированной «обработке» со стороны российских СМИ, и большая часть зрителей РТР и Первого канала теперь дадут фору российским «ватникам» в осуждении Киева и одобрении ДНР И ЛНР.
Однако отвечавшему на курултае за всю «госслужбу» Ерлану Карину, главе Казахстанского института стратегических исследований, так не кажется. «Слава Богу, информационную повестку мы пока формируем сами, — уверен он. — И именно дискуссия вокруг украинского кризиса это показала».
Как объяснил Карин, «у нас уже есть правила, которые регламентируют деятельность иностранных СМИ, и они позволяют регулировать информационные потоки. Будут появляться новые риски — будет меняться и концепция обеспечения информационной безопасности».
Что может одна статья на «Медузе»
Засомневавшись, мы задали экспертам вопрос: «Действительно ли в Казахстане государство формирует через СМИ самостоятельную (независимую от России и Украины в частности) информационную политику и если да, то в чем это заключается?»
«У нас информполитика также запущенна, как и все остальное в стране, — отмахнулась глава фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина. — Поэтому говорить о том, чего нет, нельзя. К сожалению, наших чиновников устраивает то, что было многие и многие годы, и все движется сейчас на автопилоте. В результате люди дезориентированы в ценностях и политике страны и протестуют ногами».
«Казахстан не создает сегодня своего сильного информационного международного поля — скорее это политический микс из интересов России, Китая, США и других стран с которыми мы «играем», — выразил общее мнение блогер Константин Нагаев. — Несмотря на достаточно интересные инициативы сверху, все упирается в дуболомство и откровенную глупость исполнителей, которые, с одной стороны, заваливают все медиаканалы политической «джинсой» и создают псевдообщественное мнение, неумело нахваливая власти в комментах, а с другой стороны — кастрируют журналистов страны как класс, игнорируя и отказываясь сотрудничать, не давая формировать эту самую медиасреду».
«И пока мы проводим ненужные курылтаи и конференции — одна статья Азара на «Медузе» дает эффект больше, чем все наши госСМИ, вместе взятые, — напомнил наш собеседник. — Вот эта местечковость, откровенная тупость и приводят к тому, что любая страна может прийти и вложить в головы нашим согражданам свои идеи».
«Да о чем это мы! 99% наших госструктур ведут свою переписку через ящики на mail.ru — какая уж к чертям тут безопасность», — заметил он в конце.
Сидя на российской «игле»
«Те, кто сегодня считает, что мы в Казахстане формируем информационную повестку и как-то контролируем информационные потоки, уподобляются страусу, засунувшему голову в родной песок и думающему, что таким образом можно спрятаться от тех реалий, которые господствуют в нашем информационном пространстве, — назвал вещи своими именами публицист Сергей Дуванов».
А реалии таковы, что информационная безопасность на нуле. В информационном поле полностью доминирует мнение Кремля. «Во-первых, потому, что российские СМИ в этом поле хозяева (у них контрольный пакет информационного влияния), а во-вторых, что казахстанские СМИ в своем большинстве идеологически и политически им подыгрывают, — объяснил он. — В итоге подавляющее большинство казахстанцев верят, что «крымнаш», что в Донбассе «укры» убивают мирных жителей, что Россия «встает с колен», а всю эту «кашу» на Украине заварила Америка, которая боится усиления России».
Почему так спокойны власти? Потому что сегодня их политика совпадает с кремлевской, и в этом плане указанное пророссийское зомбирование работает на них. «Но это пока Акорда движется в русле политики Кремля, — заметил Дуванов. — Завтра, если наметится хоть какое-то , — это неминуемо приведет к тому, что Кремль начнет использовать свое доминирование в информационном поле для ликвидации этого отклонения. Нельзя полноценно управлять гражданами страны, если информационно эти граждане «сидят на игле» СМИ соседнего государства».
Призывами сыт не будешь
«Лично я сомневаюсь, что у государства есть политика, проводимая через СМИ», — подтвердил наши подозрения бизнесмен-инноватор, специалист в сфере информационных и компьютерных технологий Тахир Такабаев. Сам он государственные СМИ не смотрит, но если пуститься в предположения, то следует выделить несколько аспектов: собственно качество контента, его количество и технические нюансы (для обработки большого количества информации нужны соответствующие технические решения).
«Качество должен оценить сам господин Карин и журналисты, ну а количество российского контента просто в десятки раз больше казахстанского, — сказал он. — Для справки: в Казнете 100 000 веб-сайтов, а в Рунете более 6 миллионов — то есть более чем в 60 раз больше информресурсов при восьмикратной разнице в численности населения». При этом Рунет на 70% самообеспечен трафиком, а Казнет почти на 100% зависим от Рунета, продолжил Тахир.
«Если перекрыть Рунет, то в Казнете нечего будет смотреть, и этот вакуум будет быстро заполнен местными экстремистами, — предостерегает он. — Надо развивать Казнет, создавать инфраструктуру для генерации контента здравомыслящими гражданами. Вот это и будет информационная безопасность, когда все граждане будут видеть реальное положение дел. А не когда господин Карин будет всех призывать. На одних призывах информбезопасность не построить».