Новое исследование показывает, что восемь шотландских подставных компаний владеют значительными коммерческими интересами в узбекском бизнес-конгломерате, связанном с президентом страны.
На первом этаже одного из фирменных многоквартирных домов из песчаника Southside Glasgow, напротив парада дисконтных супермаркетов и офисов недвижимости 1970‑х годов, находится официальная штаб-квартира фирмы Yardrock Development.
Скромный адрес, филиал гиганта корпоративных услуг Mailboxes Etc, не может кричать «миллионы». Но это именно то, что есть у этого бизнеса — по крайней мере, на бумаге.
Новое исследование показало , что Yardrock развитие является основным инвестором в конгломерате , связанный с семьей узбекского президентом Ш.Мирзиёевым.
Фирма, согласно документам, поданным в корпоративный реестр Узбекистана, имеет долю в размере почти 21 млн долларов в Orient Group, быстрорастущей сети компаний, возглавляемой членом большой семьи Мирзиёева.
Невозможно узнать, кто в конечном итоге владеет или контролирует Yardrock Development — и, следовательно, часть Orient Group.
Фирма в Глазго — это шотландское партнерство с ограниченной ответственностью или SLP, своего рода бизнес-структура, которую антикоррупционная группа Transparency International называет «доморощенным механизмом секретности в Великобритании».
Yardrock Development — не единственная в своем роде компания, которая инвестирует в Orient Group, которая имеет значительные интересы в банковском, грузовом, сельском хозяйстве, производстве, розничной торговле и недвижимости в Узбекистане.
В отчете, опубликованном в этом месяце, UzInvestigations, группа под руководством профессора Кристиана Ласслетта из Ольстерского университета и поддерживаемая Узбекским форумом по правам человека, обнаружила, что восемь SLP, включая Yardrock Development, владели в общей сложности более чем 128 миллионами долларов. Компании Группы Ориент.
Это представляет собой значительную долю в конгломерате, который, как сообщается, процветал с тех пор, как Мирзиёев сменил своего предшественника, хардмана советской эпохи Ислама Каримова, после смерти последнего в 2016 году. По данным UzInvestigations, Orient Group приобрела известность благодаря поддержке узбекского государства.
Одним из учредителей и акционеров Orient Group является Ойбек Умаров, брат Отабека Умарова, заместителя главы Службы безопасности президента и зятя Мирзиёева, сообщает UzInvestigations. Еще один высокопоставленный руководитель, добавлено в нем, является сыном действующего министра.
Это, заключает UzInvestigations, означает, что Orient Group «политически разоблачена». Это, подчеркивают авторы отчета, не означает каких-либо правонарушений. Но, по их мнению, это должно указывать на необходимость большей прозрачности, в том числе в отношении его конечного бенефициарного владения.
В отчете нет ничего, что связывало бы какую-либо из восьми SLP, владеющих долей в группе, с братьями Умаровыми или каким-либо официальным или политическим деятелем в Узбекистане.
По мере того, как все больше богатств накапливается в руках тех, кто приближается к высокопоставленным государственным чиновникам, связь между чрезвычайной экономической и политической властью становится сильнее. Это серьезная угроза любой перспективе демократизации в Узбекистане
Ласслетт и его команда собрали подробную информацию об инвестициях государственных железных дорог и фонда национального благосостояния, Узбекско-оманской инвестиционной компании или UOIC.
Они обнаружили, что около 86% инвестиций UOIC, принадлежащего правительствам Узбекистана и Омана, были направлены в проекты с участием Orient Group.
«Обнаруженные нами факты породили первоначальную гипотезу о том, что Orient Group была бенефициаром политического фаворитизма, который потенциально имел антиконкурентный характер», — сказал Ласслетт.
«Когда мы попытались отговорить себя от этого предварительного вывода, запросив базовые тендерные документы или информацию, которая могла бы объяснить значительный обычай, данный Orient Group, мы не получили ничего существенного от правительства или вовлеченных компаний», — продолжил он.
Умида Ниязова, директор Узбекского форума по правам человека, поддержала озабоченность Ласслетт. «По мере того, как все больше богатств накапливается в руках тех, кто приближается к высокопоставленным государственным чиновникам, связь между чрезвычайной экономической и политической властью становится сильнее», — сказала она, добавив: «Это серьезная угроза любой перспективе демократизации в Узбекистане».
Ни Orient Group, ни UOIC не ответили на запросы о комментариях.
UzInvestigations призвало узбекские власти расследовать государственные деньги, идущие в Orient Group, и рекомендовало оптовые реформы для повышения прозрачности как в корпоративных структурах, так и в государственных закупках.
Но исследователи также призвали британские регулирующие органы изучить SLP, названные в своем отчете, включая Yardrock Development, «чтобы определить, соблюдают ли эти юридические лица британские партнерские и финансовые законы / правила».
В нем добавлено: «Эти рекомендации не предназначены для указания на то, что имела место незаконная деятельность. Они основаны на серьезных факторах риска, выявленных в этом исследовании, которые, как утверждается, требуют дальнейшего предметного расследования со стороны соответствующих уполномоченных органов ».
В течение многих лет непрозрачные шотландские партнерства играли важную роль в Узбекистане, инвестируя во все, от хлопковой и сталелитейной промышленности до спорной оптовой реконструкции столицы страны, Ташкента.
Несколько SLP были занесены в черный список Программой развития ООН и Всемирным банком из– за опасений по поводу государственных закупок программ помощи в Узбекистане.
Одна SLP, связанная с племянником-плейбоями бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова, Акбаром Абдуллаевым , была центром жестокой войны за владение двумя отелями в Риге, столице Латвии.
Смущенное такими историями, в 2017 году британское правительство ввело новые правила, согласно которым SLP, как и компании с ограниченной ответственностью, должны указывать бенефициарного собственника или «лицо со значительным контролем» (PSC), при условии, что он у них был. Критики предположили, что эти меры можно легко обойти.
Нынешняя администрация премьер-министра Бориса Джонсона изложила планы дальнейших реформ SLP — и более широкого закона Великобритании о партнерстве — и пообещала усилить следственные возможности Регистрационной палаты Великобритании.
Элисон Тьюлисс, член парламента от Глазго Централ, долгое время критиковала темпы и масштабы реформы SLP. Она сказала, что последние разоблачения команды Ласслетта показали, что структуры все еще используются для сокрытия прав собственности.
«В ходе расследования UzInvestigations проделали большую работу, чтобы выявить отсутствие прозрачности и подотчетности в деловых отношениях Orient Group», — сказала она openDemocracy.
«И снова мы видим, что финансовые инструменты в Великобритании являются предпочтительным оружием для сокрытия информации о собственности и подрыва честной конкуренции.
«Только недавно правительство Великобритании подтвердило свою приверженность обеспечению большей прозрачности бенефициарного владения, но на самом деле оно знает о неадекватности своего регистрационного аппарата компании в течение многих лет и продолжает закрывать глаза на незаконную деятельность, происходящую на его пороге».
Для Бена Каудока, ведущего исследователя Transparency International, это знакомая история.
«Вызывает беспокойство то, что SLP продолжают использоваться для маскировки инвестиций в проекты с высоким уровнем коррупционного риска», — сказал он.
«К сожалению, так будет продолжаться до тех пор, пока правительство Великобритании не выполнит свои планы по реформированию Регистрационной палаты, а агентам по формированию запретят предлагать пакеты секретности».
Каудок добавил: «Эта ситуация не только оставляет узбекский народ в неведении относительно того, кто действительно стоит за важными проектами в их стране, но и ставит под сомнение репутацию Великобритании как прозрачного и надежного места для ведения бизнеса».
Представитель Департамента бизнеса, энергетики и промышленной стратегии, отвечающего за корпоративную реформу, сказал: «Ненадлежащее использование SLP лицами с преступными намерениями вызывает ужас. Мы объявили о планах реформировать закон о товариществах с ограниченной ответственностью, но мы хотим пойти дальше и реформировать полномочия Регистрационной палаты, чтобы дать ей большую роль в борьбе с экономической преступностью ».
«После ужесточения правил в 2017 году количество новых регистраций SLP упало на 80%, но мы намерены полностью искоренить неправомерное использование».
В соответствии с этими изменениями 2017 года Yardrock Development должна была указать бенефициарного владельца или PSC. Он сделал это должным образом. Фирма сообщила, что ее владельцем была недавно созданная SLP под названием Wallbridge Logistics, которая теперь, как оказалось, зарегистрирована в том же многоквартирном доме из песчаника, что и ее дочерняя компания в Саутсайд Глазго. А кому принадлежит Wallbridge Logistics? Согласно публичным документам компании, у нее нет PSC.
Полный вариант расследования на русском языке
Полный вариант расследования на английском языке
Источник: https://www.opendemocracy.net/