Вчера в областном суде Актау рассматривали апелляционные жалобы по «Шетпинскому делу» и «делу пяти полицейских». Сроки оставили без изменений, но суд исключил из обвинительного приговора конфискацию имущества осужденных полицейских.
Автор: Алла ЗЛОБИНА
Юристы нашли в решении областного суда свои плюсы. «Например, на основании приговора пяти полицейским, можно будет требовать возбуждения уголовного дела в отношении остальных 92‑х сотрудников полиции, которые 16 декабря вышли к алану», — прокомментировал решения суда адвокат Абзал Куспанов.
- Из 97 полицейских, которые, как было установлено следствием, участвовали в подавлении беспорядков в Жанаозене, на скамью подсудимых сели только пятеро, — сказал в комментариях «Республике» юрист, который в деле «пяти полицейских» представляет интересы 74 человек, официально признанных потерпевшими после трагических событий в Жанаозене. — Следствие по этому делу не закрыто. Оно возбуждено в отношении «неизвестных лиц». Такая там формулировка. Мы добиваемся, чтобы в отношении остальных 92‑х полицейских в отдельное производство было выделено новое уголовное дело.
Потерпевшим отказано, полицейским — пошли навстречу
Как сообщил адвокат, в апелляционной жалобе пострадавшие жанаозенцы поставили вопрос о более суровом наказании для стрелявших в людей полицейских, а именно о применении к ним 96‑й и 103‑й статей УК РК (покушение на убийство и причинения тяжких увечий), которые предусматривают да 10 лет лишения свободы. Часть 4‑я 308 статьи уголовного кодекса, по которой были осуждены полицейские, предусматривает, в основном пять лет лишения свободы. Максимальный срок по этой статье получил только Утегалиев — 7 лет лишения свободы.
Юристы возмущены тем, что суды первой и второй инстанций в процессе разбирательства не исследовали многие эпизоды расстрела жанаозенцев и не дали им юридической оценки.
- Например, мы ходатайствовали перед судом первой инстанции, чтобы судья вынесла частное постановление в адрес Генерального прокурора о возбуждении уголовного дела по статье 96 УК «Покушение на убийство» по четырем эпизодам, — напомнил Абзал Куспанов. — Четыре человека дали конкретные показания в суде и представили доказательства того, что 16 декабря полицейские в них стреляли поздно вечером. Когда один возвращался с работы, другой шел на работу в ночную смену, третий — просто вышел на крыльцо покурить. В них стреляли прицельно. Это покушение на убийство. Но этим фактам судья Гульмаржан Адильсултани даже юридической оценки не дала. Было бы еще понятно, если бы она отказала, мотивировав свой отказ, но она просто проигнорировала эти факты. Поэтому вчера мы опять поставили перед судом этот вопрос.
Во время рассмотрения апелляции адвокат поставил также вопрос о привлечении к уголовной ответственности полицейских — свидетелей Баюзакова, Кожаева и Сынбаева.
- Они лжесвидетельствовали в суде, — сказал адвокат потерпевших. — Очень многие полицейские лжесвидетельствовали перед судом. И на процессе это обнаружилось. Баюзаков, например, свидетельствовал по эпизоду осужденного Рената Жулдыбаева, который стрелял в несовершенолетнего Рахата Кушерова. Парень умер от ранения. Он говорил суду: «Я знаю номер своего пистолета». Адвокат Жолдыбаева тут же задал ему вопрос: чьи еще номера пистолетов Макарова он знает? Баюзаков ответил: «Знаю номер Рината Жолдыбаева» и назвал четыре цифры. А на предварительном следствии он даже номер своего пистолета вспомнить не смог. А подсудимый Жулдыбаев утверждал: у него совсем другой номер. Мы уже тогда ставили вопрос об уголовной ответственности этого свидетеля. Это было очень важно, потому что из 97 полицейских, которые выходили 16 декабря на алан и получили оружие, только пятерых привлекли к уголовной ответственности. В отношении остальных 92 вопрос до сих пор остается открытым.
Но в итоге вчера в апелляционной жалобе пострадавших жанаозенцев суд второй инстанции отказал в полном объеме.
На вчерашнем заседании областного суда была рассмотрена еще одна апелляционная жалоба — адвокатов осужденных полицейских. Они просили полностью оправдать их подзащитных. Суд удовлетворил эту жалобу частично, убрав из обвинительного заключения… конфискацию имущества осужденных.
- Это решение лишило пострадавших шанса получить именно с этих полицейских возмещение морального ущерб, — прокомментировала «Республики» решение суда второй инстанции общественный защитник жанаозенцев Асель Нургазиева. — Но мы будем подавать иски на возмещение в гражданском производстве.
Возмутило защитников и то, что вчера судья не огласил мотивировочную часть своего решения, зачитав только резолюционную часть.
- Но одно нас порадовало: на заседание суда приехали семь пострадавших и выступали они очень грамотно и уверено, — сказала Асель Нургазиева. — После атмосферы страха, которая царила здесь после декабрьского расстрела, желание уверено защищать свои интересы — большой шаг вперед для жанаозенцев.
Защитники потерпевших заявили, что в этом судебном споре останавливаться они не намерены: «Будем собирать доказательную базу — пули, которые люди все еще хранят, косвенные улики — видеоматериалы, фотоснимки. Необходимо инициировать уголовное расследование в отношении остальных 92 полицейских».
«Дело Шетпе»: все без изменений
На заседании суда, рассмотревшем апелляционную жалобу осужденных мангыстаусцев, которые после расстрела 16 декабря вышли с протестом на улицы поселка Шетпе, вердикт был таким же: жалобу осужденных рабочих оставить без удовлетворения.
- На фоне оправдательного приговора экс-акима Жанаозеня Орака Сарбопеева, которого я считаю участником и, главное, исполнителя чьих-то преступных распоряжений, приведших к трагедии 16 того декабря, это решение лишний раз доказывает: в Казахстане всегда прав тот, у кого больше прав, — прокомментировал это решение суда член международного комитета «Жанаозен 2010» юрист Ерлан Калиев. -
Я считаю, вся вина шетпинцев заключается только в том, что они в условиях жесточайшей информационной блокады и творимого произвола в Жанаозене 17 декабря не промолчали, а попытались остановить дальнейшее кровопролитие.
Юристы сообщили: споры по решениям судов первой и второй инстанции будут продолжаться.
See the article here:
Суд отменил по “делу пяти” конфискацию