В канун Нового года Комитет индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий Казахстана сообщил, что в начале 2014-го Россия и Казахстан собираются подписать ряд совместных документов, регламентирующих космический туризм.
Нет, речь не идет о том, чтобы создать космический челнок, который за очень большие деньги будет возить туристов на орбиту, чтобы они почувствовали состояние невесомости и насладились фантастическими видами голубой планеты. Все гораздо проще — планируется запустить туристический проект по «Байконуру в рамках подготовки Казахстана к всемирной выставке EXPO-2017».
Как заявляют чиновники от туризма, в казахстанской космической гавани в скором времени на 10 гектарах появится необходимая туристическая инфраструктура, а спонсор проекта компания Diamond Trans на первом этапе собирается вложить $140 млн в строительство гостиниц, торгово-развлекательных центров и наблюдательных площадок, с которых туристы смогут лицезреть запуски космических кораблей и спутников.
При этом казахстанские чиновники строят радужные планы и заявляют, что проект по развитию «космического туризма» может принести стране доходы, сопоставимые с авиаотраслью.
Однако возникают определенные сомнения, а нужно ли вкладываться в «космический туризм»?
Во-первых, вряд ли кто сейчас может уверенно сказать, что ждет Байконур после того, как россияне построят свой космодром Восточный. Да, на ближайшие лет десять Байконур будет востребован, и другого космодрома, с которого можно запускать пилотируемые корабли и «грузовики», у России просто нет. Но полноценная жизнь Байконура продлится ровно столько, сколько потребуется России для развертывания инфраструктуры нового космодрома и строительства стартовых площадок.
Во-вторых, идея превратить Байконур в туристическую жемчужину Казахстана, создать гостинично-развлекательный туристский комплекс «Космическая гавань», прямо скажем, — старые песни.
В свое время много шума наделало заявление экс-министра туризма и спорта Казахстана Темирхана Досмухамбетова о проекте строительства в Байконуре центра международного космического туризма. Помните, что он обещал?
«Индустрия развлечений в городе Байконуре будет построена с использованием новейших технологий, будет предусмотрено строительство планетария, музея, мини-центра управления полетами, торгового центра. Планируются гостиничный комплекс мирового стандарта, оранжерея, каскадный фонтан, небольшой этногородок, где можно будет попробовать блюда национальной кухни и приобрести сувениры», — расписывал грандиозные планы экс-министр.
На что россияне ответили: «Байконур — режимный объект» и делать из него «лоскутное одеяло» не позволим.
Также смущает и тот факт, что космодром находится слишком далеко от туристических потоков, хотя глава Комитета индустрии туризма Мининдустрии Казахстана Марат Игалиев и собирается его включить как составную часть «Шелкового пути» в рамках развития культурно-познавательного туризма в Кызылординской области Казахстана.
Но даже если построят этот чудо-центр, с современными дорогами, гостиницами, планетарием и аэропортом, то терзают сильные сомнения, насколько он окажется востребованным?
Ведь даже сейчас запуски космических кораблей проходят не чаще одного раза в месяц (а с космонавтами на борту не больше четырех раз в год), и лишь в эти дни можно рассчитывать на приезд туристических групп. При этом документы нужно подавать на турпоездку как минимум за два месяца (объект режимный), а стоимость поездки, например, из Москвы обойдется в 3,5 тысячи долларов. Прямо скажем — недешево за три-четыре дня.
Поэтому вряд ли можно ожидать, что Байконур станет центром притяжения туристов со всего мира, даже учитывая, что на самом космодроме расположены 12 стартовых площадок, с которых уходили в небо легендарные «Восток», «Союз» и «Буран».
Будем объективны, и сейчас мало желающих выкладывать большие деньги, чтобы лететь в далекий Казахстан, смотреть на голую степь и на один, пусть и супер-пупер феерический запуск пилотируемого корабля с космонавтами на борту. А что будет после того, как россияне запуски кораблей переведут на Восточный?
Как ни крути, а Байконур — это не космический центр Кеннеди на мысе Канаверал, куда можно попасть, заполнив онлайн-заявку, или через туристическую компанию-посредника за смешные 200—300 долларов.
Так что развитие отечественного туризма желание без сомнения похвальное, но если откровенно, инициативы, приуроченные к новому детищу елбасы EXPO-2017, сильно напрягают. Как бы не получилось так, что деньги будут выброшены на ветер…