Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отклонил призывы к международному расследованию январских протестов, в результате которых погибли не менее 227 человек.
Об этом он заявил в интервью, показанном государственной телерадиокомпанией “Хабар” 29 января.
В своем первом после начала митингов телеинтервью Токаев вновь возложил ответственность за события в Казахстане на “бандитов и террористов” и сказал, что государство в состоянии провести собственное расследование событий.
“Что касается международного расследования событий в Казахстане, я не считаю необходимым проводить такое расследование. Справимся сами, у нас есть люди честные, объективные”, – сказал он.
Европейский парламент 20 января принял резолюцию по январским событиям в Казахстане. Депутаты призвали инициировать “международное расследование преступлений, совершенных против народа Казахстана” во время беспрецедентной в новейшей истории страны вспышки насилия. Европейские депутаты высказались также за введение санкций против казахстанских чиновников в рамках режима ЕС за нарушения прав человека.
Токаев назвал резолюцию “необъективной, преждевременной”, добавив, что относится к ней “спокойно”.
Кроме того, президент Казахстана заявил в интервью, что Кремль не ставил властям страны условий при вводе в страну войск Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Комментируя реплику интервьюера о существующих в обществе мнениях о том, что Казахстан “задолжал президенту России Владимиру Путину” после операции ОДКБ, Токаев сказал, что “никаких предварительных условий не было”.
“Я ответственно говорю, что никаких разговоров с Владимиром Владимировичем Путиным, что мы, дескать, потом рассчитаемся, не было”, – сказал президент Казахстана.
Он также сказал, что военнослужащие ОДКБ во время пребывания в стране “не произвели ни одного выстрела”. В Казахстан по просьбе Токаева было направлено более двух тысяч военных из России, Беларуси, Армении, Кыргызстана и Таджикистана, они покинули страну 19 января.
Токаев заявил, что считает решение о приглашении ОДКБ правильным, несмотря на критику в адрес президента внутри страны после ввода иностранных войск. Он сказал, что благодаря военным ОДКБ был обеспечен “тыл” и охрана важных объектов, что позволило перебросить местных силовиков на то, что власти называют “контртеррористической операцией”.
Также Токаев рассказал, что в середине февраля приедет с визитом в Москву и подпишет с президентом России “очень важные соглашения”, связанные “с долгосрочным сотрудничеством” между странами. Других подробностей он не привел.
Второго января в Казахстане начались массовые протесты в связи с повышением цены на сжиженный газ. Постепенно они охватили всю страну. Власти страны заявили, что на Алматы напали “20 тысяч террористов” (впоследствии МВД уточнило, что речь идет об общем числе участников акций протеста в городе), якобы подготовленных за рубежом, в связи с чем Токаев обратился к блоку ОДКБ с просьбой о военной помощи. Российские и союзные военнослужащие, как утверждается, взяли под контроль “стратегические объекты”, власти отрицают их участие в подавлении протестов.
15 января Генпрокуратура Казахстана сообщила, что с начала введения чрезвычайного положения в морги доставлены тела 225 человек, в том числе 19 сотрудников полиции и военных. Однако имена погибших до сих пор не оглашены. Из 225 погибших – такое число назвала Генеральная прокуратура – 175 умерли в медицинских организациях. 18 января министр здравоохранения Казахстана Ажар Гиният сообщила на брифинге о смерти двоих пострадавших, которые находились в реанимации. Таким образом, официальное предварительное число жертв возросло до 227.
Оригинальный источник: Настоящее Время