По словам одного из сотрудников компании, выплаты взяток гигантом нефтетрейдинга Vitol Group осуществлялись благодаря системе бухгалтерского учета, которая позволяла сотрудникам обходить систему внутреннего контроля.
Трейдеры могли обходить бухгалтерские системы Vitol, запрашивая разрешение на проведение платежей вручную у старших сотрудников, рассказал на этой неделе Валентин Дуглас, руководитель казначейства и финансовых операций Vitol, федеральному жюри в Бруклине (Нью-Йорк). Присяжным были продемонстрированы электронные письма двух сотрудников Vitol в Женеве, санкционировавших платежи денег, которые в конечном итоге были использованы для взяток.
Эти откровения стали последними из судебного процесса над бывшим трейдером Vitol Хавьером Агиларом, пролившими нелестный свет на подход сырьевой индустрии к взяточничеству и коррупции. Компания Vitol, крупнейший в мире независимый нефтетрейдер с годовым доходом в сотни миллиардов, в 2020 году призналась в даче взяток в трех странах на протяжении более чем десяти лет.
Агилара обвиняют в том, что он руководил пятилетней схемой взяточничества и отмывания денег, находясь в Хьюстоне. Он отрицает обвинения правительства, утверждая, что его подставил начальник в компании Vitol.
Присяжные также узнали, что Агилар, трейдер среднего звена, специализирующийся на сжиженном нефтяном газе, или LPG, имел акции Vitol на сумму 75,5 млн долларов в 2020 году, когда ему были предъявлены обвинения. По словам Дугласа, компания, которой владеют ее сотрудники, имеет возможность конфисковать акции сотрудника, совершившего преступление, хотя из его показаний неясно, остается ли Агилар акционером.
Прокуроры утверждают, что Агилар поручил Vitol осуществлять платежи посреднику Лайонелу Хансту, базирующемуся на карибском острове Кюрасао. Оттуда деньги распределялись дальше и в конечном итоге использовались для выплаты взяток в размере 870 000 долларов чиновникам в Эквадоре и Мексике.
Дуглас показал, что в двух бухгалтерских системах Vitol не было записей о платежах компаниям Ханста. Но он сказал, что в период предполагаемых правонарушений можно было провести ручной платеж в обход этих систем.
Адвокаты Агилара продемонстрировали присяжным электронную почту двух руководителей Vitol в Женеве, которые санкционировали семь платежей, каждый на сотни тысяч долларов, фирмам Ханста. Не было никаких предположений, что женевские руководители знали о том, что деньги будут использованы для оплаты взяток.
“Если платеж осуществляется вручную, то все проверки системы, которые мы проводим для сканирования таких платежей перед их осуществлением, не происходят. Так что это может быть способом обойти внутренние проверки”, — сказал Дуглас, который работает в компании Vitol в Нидерландах и которого попросили дать показания в рамках соглашения о сотрудничестве компании с правительством США.
Представитель компании Vitol отказался от комментариев.
Ханст признал себя виновным в выплате взяток от имени Агилара и во вторник начал давать показания. Он показал, что использовал две подставные организации для оплаты услуг 20 брокеров, участвовавших в схеме, и получал 5‑процентное вознаграждение для себя. Он заявил присяжным, что никогда не выполнял никаких услуг, описанных в фиктивных соглашениях, которые использовались для обоснования платежей.
“Я производил платежи за услуги, которые не были оказаны”, — сказал Ханст. Он также рассказал, что получал указания, контракты и счета-фактуры по факсу из офисов Vitol в Женеве. По словам Ханста, отправитель документов был неизвестен.
США утверждают, что по вине Агилара и Ханста с банковских счетов Vitol в Великобритании на подставные компании Ханста было переведено около 21 миллиона долларов.
Дело называется: США против Агилара, 20-CR-390, Восточный округ Нью-Йорка (Бруклин).
Бывший руководитель Pemex говорит, что брал “конфеты” у трейдера Vitol
Бывший руководитель Pemex дал показания о том, что согласился принять от Vitol Group 300 000 долларов в обмен на помощь торговому дому в заключении сделки с мексиканской государственной нефтяной компанией.
Эти показания стали последним событием в судебном процессе над бывшим трейдером Vitol Хавьером Агиларом, который в почти беспрецедентных подробностях поведал о коррупционной деятельности в сфере торговли сырьевыми товарами.
Карлос Эспиноса, бывший менеджер хьюстонского филиала PPI компании Pemex, во вторник рассказал федеральным присяжным в Бруклине (Нью-Йорк), что он и его коллега принимали от Агилара взятки, которые они называли “dulces por la fiesta”, или конфеты для вечеринки.
Хотя до сих пор судебный процесс был сосредоточен на взятках правительственным чиновникам в Эквадоре, прокуроры также утверждают, что Агилар подкупал мексиканских чиновников, чтобы получить бизнес для Vitol, крупнейшего в мире независимого нефтетрейдера.
По словам Эспиносы, он надеялся, что Агилар заплатит ему и его коллеге из PPI по 1 миллиону долларов в обмен на конфиденциальную информацию, которая помогла Vitol заключить сделку с PPI, но позже Агилар сказал ему, что у него есть другие люди, которых нужно подкупить, поэтому он может заплатить им только 600 тысяч долларов.
“С этого момента кассовый аппарат должен начать звонить, верно?” написал Эспиноса своему коллеге в сообщении WhatsApp в августе 2017 года, и именно тогда, по его словам, началась схема. И Эспиноса, и его бывший коллега по PPI Гонсало Гусман признали себя виновными в нарушении американских законов о борьбе со взяточничеством и сотрудничают с США.
Когда прокурор Дерек Эттингер спросил Эспиносу, что он имел в виду под сообщением “Кассовый аппарат”, которое он отправил Гусману, обсуждая схему взяток с Агиларом, Эспиноса сказал присяжным: “Я говорил Гонсало, что если мы начнем передавать ему конфиденциальную информацию, которая нас компрометирует, ему придется начать платить нам прямо сейчас”.
Федеральные прокуроры утверждают, что Агилар заплатил сотни тысяч долларов в виде взяток мексиканским и эквадорским правительственным чиновникам, чтобы получить для Vitol бизнес на 500 миллионов долларов. Он не признал себя виновным по обвинению в нарушении американских законов о борьбе со взяточничеством, а также в участии в заговоре по отмыванию денег. В 2020 году компания Vitol призналась в даче взяток в Мексике, Эквадоре и Бразилии.
Ранее один из ключевых свидетелей правительства запнулся, когда ему показали сообщения, которые, по мнению адвокатов Агилара, указывают на то, что за схемой стоял другой сотрудник Vitol.
Лайонелу Хансту, посреднику из Кюрасао, который занимался платежами от Vitol в рамках схемы взяточничества, показали разговоры в WhatsApp, которые, как оказалось, указывают на то, что он обсуждал платежи с Марком Дюкрестом, руководителем Vitol в Швейцарии.
Временами казалось, что оба мужчины говорят на кодовом языке. “Есть также новый прогноз погоды, пожалуйста, проверьте”, — сказал Ханст Дюкресту в одном из сообщений. “Z прибыл”, — написал Ханст в другом. “Сообщите мне, когда L будет готов к обработке”.
Ханст, который выглядел взволнованным, когда ему предъявили сообщения, показал, что “Проверьте погоду” было кодом для “Проверьте свою электронную почту”, и что на самом деле сообщения были кодом для обмена личной информацией и фотографиями для взрослых.
Ханст, который признал себя виновным и сотрудничает с правительством США, ранее дал показания, что использовал две подставные организации для оплаты услуг 20 брокеров, участвовавших в схеме. Он сказал, что иногда общался с Дюкрестом, если не мог связаться с Агиларом.
Адвокаты Агилара утверждали, что настоящим виновником был Дюкрест, и несправедливо возлагали вину на Агилара.
Дюкреста, давнего трейдера Vitol, который больше не работает в компании, никто не обвинял в правонарушениях. Через своего представителя он отказался от комментариев. Компания Vitol также отказалась от комментариев.
Представитель прокурора Бруклина Бреона Мира, чье ведомство ведет дело совместно с Министерством юстиции, также отказался комментировать информацию о Дюкресте.
Присяжные также узнали, что Ханст и Дюкрест были друзьями задолго до того, как Агилар стал работать в Vitol. По словам Ханста, после того как в 2020 году США предъявили обвинения Агилару, он узнал, что в отношении него тоже ведется расследование, и дал показания, что связался с Дюкрестом. По словам Ханста, Дюкрест одолжил ему 350 000 долларов, чтобы помочь оплатить судебные издержки, но позже потребовал залог. По словам Ханста, он заложил свой дом, чтобы удовлетворить опасения Дюкреста по поводу возврата кредита.
“И теперь вы боитесь, что если вы не будете покрывать Марка Дюкреста, он может отобрать ваш дом”, — спросил Ханста в понедельник адвокат Агилара Уильям Прайс.
“Если я не заплачу ему, это может случиться”, — ответил Хэнст.
Переведено с помощью DeepL.com