Сотрудники Vitol в Женеве обошли систему внутреннего контроля в схеме со взятками

По сло­вам одно­го из сотруд­ни­ков ком­па­нии, выпла­ты взя­ток гиган­том неф­тет­рей­дин­га Vitol Group осу­ществ­ля­лись бла­го­да­ря систе­ме бух­гал­тер­ско­го уче­та, кото­рая поз­во­ля­ла сотруд­ни­кам обхо­дить систе­му внут­рен­не­го контроля.

Трей­де­ры мог­ли обхо­дить бух­гал­тер­ские систе­мы Vitol, запра­ши­вая раз­ре­ше­ние на про­ве­де­ние пла­те­жей вруч­ную у стар­ших сотруд­ни­ков, рас­ска­зал на этой неде­ле Вален­тин Дуглас, руко­во­ди­тель каз­на­чей­ства и финан­со­вых опе­ра­ций Vitol, феде­раль­но­му жюри в Бруклине (Нью-Йорк). При­сяж­ным были про­де­мон­стри­ро­ва­ны элек­трон­ные пись­ма двух сотруд­ни­ков Vitol в Жене­ве, санк­ци­о­ни­ро­вав­ших пла­те­жи денег, кото­рые в конеч­ном ито­ге были исполь­зо­ва­ны для взяток.

Эти откро­ве­ния ста­ли послед­ни­ми из судеб­но­го про­цес­са над быв­шим трей­де­ром Vitol Хавье­ром Аги­ла­ром, про­лив­ши­ми нелест­ный свет на под­ход сырье­вой инду­стрии к взя­точ­ни­че­ству и кор­руп­ции. Ком­па­ния Vitol, круп­ней­ший в мире неза­ви­си­мый неф­тет­рей­дер с годо­вым дохо­дом в сот­ни мил­ли­ар­дов, в 2020 году при­зна­лась в даче взя­ток в трех стра­нах на про­тя­же­нии более чем деся­ти лет.

Аги­ла­ра обви­ня­ют в том, что он руко­во­дил пяти­лет­ней схе­мой взя­точ­ни­че­ства и отмы­ва­ния денег, нахо­дясь в Хью­стоне. Он отри­ца­ет обви­не­ния пра­ви­тель­ства, утвер­ждая, что его под­ста­вил началь­ник в ком­па­нии Vitol.

При­сяж­ные так­же узна­ли, что Аги­лар, трей­дер сред­не­го зве­на, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся на сжи­жен­ном неф­тя­ном газе, или LPG, имел акции Vitol на сум­му 75,5 млн дол­ла­ров в 2020 году, когда ему были предъ­яв­ле­ны обви­не­ния. По сло­вам Дугла­са, ком­па­ния, кото­рой вла­де­ют ее сотруд­ни­ки, име­ет воз­мож­ность кон­фис­ко­вать акции сотруд­ни­ка, совер­шив­ше­го пре­ступ­ле­ние, хотя из его пока­за­ний неяс­но, оста­ет­ся ли Аги­лар акционером.

Про­ку­ро­ры утвер­жда­ют, что Аги­лар пору­чил Vitol осу­ществ­лять пла­те­жи посред­ни­ку Лай­о­не­лу Хан­сту, бази­ру­ю­ще­му­ся на кариб­ском ост­ро­ве Кюра­сао. Отту­да день­ги рас­пре­де­ля­лись даль­ше и в конеч­ном ито­ге исполь­зо­ва­лись для выпла­ты взя­ток в раз­ме­ре 870 000 дол­ла­ров чинов­ни­кам в Эква­до­ре и Мексике.

Дуглас пока­зал, что в двух бух­гал­тер­ских систе­мах Vitol не было запи­сей о пла­те­жах ком­па­ни­ям Хан­ста. Но он ска­зал, что в пери­од пред­по­ла­га­е­мых пра­во­на­ру­ше­ний мож­но было про­ве­сти руч­ной пла­теж в обход этих систем.

Адво­ка­ты Аги­ла­ра про­де­мон­стри­ро­ва­ли при­сяж­ным элек­трон­ную почту двух руко­во­ди­те­лей Vitol в Жене­ве, кото­рые санк­ци­о­ни­ро­ва­ли семь пла­те­жей, каж­дый на сот­ни тысяч дол­ла­ров, фир­мам Хан­ста. Не было ника­ких пред­по­ло­же­ний, что женев­ские руко­во­ди­те­ли зна­ли о том, что день­ги будут исполь­зо­ва­ны для опла­ты взяток.

“Если пла­теж осу­ществ­ля­ет­ся вруч­ную, то все про­вер­ки систе­мы, кото­рые мы про­во­дим для ска­ни­ро­ва­ния таких пла­те­жей перед их осу­ществ­ле­ни­ем, не про­ис­хо­дят. Так что это может быть спо­со­бом обой­ти внут­рен­ние про­вер­ки”, — ска­зал Дуглас, кото­рый рабо­та­ет в ком­па­нии Vitol в Нидер­лан­дах и кото­ро­го попро­си­ли дать пока­за­ния в рам­ках согла­ше­ния о сотруд­ни­че­стве ком­па­нии с пра­ви­тель­ством США.

Пред­ста­ви­тель ком­па­нии Vitol отка­зал­ся от комментариев.

Ханст при­знал себя винов­ным в выпла­те взя­ток от име­ни Аги­ла­ра и во втор­ник начал давать пока­за­ния. Он пока­зал, что исполь­зо­вал две под­став­ные орга­ни­за­ции для опла­ты услуг 20 бро­ке­ров, участ­во­вав­ших в схе­ме, и полу­чал 5‑процентное воз­на­граж­де­ние для себя. Он заявил при­сяж­ным, что нико­гда не выпол­нял ника­ких услуг, опи­сан­ных в фик­тив­ных согла­ше­ни­ях, кото­рые исполь­зо­ва­лись для обос­но­ва­ния платежей.

“Я про­из­во­дил пла­те­жи за услу­ги, кото­рые не были ока­за­ны”, — ска­зал Ханст. Он так­же рас­ска­зал, что полу­чал ука­за­ния, кон­трак­ты и сче­та-фак­ту­ры по фак­су из офи­сов Vitol в Жене­ве. По сло­вам Хан­ста, отпра­ви­тель доку­мен­тов был неизвестен.

США утвер­жда­ют, что по вине Аги­ла­ра и Хан­ста с бан­ков­ских сче­тов Vitol в Вели­ко­бри­та­нии на под­став­ные ком­па­нии Хан­ста было пере­ве­де­но око­ло 21 мил­ли­о­на дол­ла­ров.
Дело назы­ва­ет­ся: США про­тив Аги­ла­ра, 20-CR-390, Восточ­ный округ Нью-Йор­ка (Бруклин).

Бывший руководитель Pemex говорит, что брал “конфеты” у трейдера Vitol

Быв­ший руко­во­ди­тель Pemex дал пока­за­ния о том, что согла­сил­ся при­нять от Vitol Group 300 000 дол­ла­ров в обмен на помощь тор­го­во­му дому в заклю­че­нии сдел­ки с мек­си­кан­ской госу­дар­ствен­ной неф­тя­ной компанией.

Эти пока­за­ния ста­ли послед­ним собы­ти­ем в судеб­ном про­цес­се над быв­шим трей­де­ром Vitol Хавье­ром Аги­ла­ром, кото­рый в почти бес­пре­це­дент­ных подроб­но­стях пове­дал о кор­руп­ци­он­ной дея­тель­но­сти в сфе­ре тор­гов­ли сырье­вы­ми товарами.

Кар­лос Эспи­но­са, быв­ший мене­джер хью­стон­ско­го фили­а­ла PPI ком­па­нии Pemex, во втор­ник рас­ска­зал феде­раль­ным при­сяж­ным в Бруклине (Нью-Йорк), что он и его кол­ле­га при­ни­ма­ли от Аги­ла­ра взят­ки, кото­рые они назы­ва­ли “dulces por la fiesta”, или кон­фе­ты для вечеринки.

Хотя до сих пор судеб­ный про­цесс был сосре­до­то­чен на взят­ках пра­ви­тель­ствен­ным чинов­ни­кам в Эква­до­ре, про­ку­ро­ры так­же утвер­жда­ют, что Аги­лар под­ку­пал мек­си­кан­ских чинов­ни­ков, что­бы полу­чить биз­нес для Vitol, круп­ней­ше­го в мире неза­ви­си­мо­го нефтетрейдера.

По сло­вам Эспи­но­сы, он наде­ял­ся, что Аги­лар запла­тит ему и его кол­ле­ге из PPI по 1 мил­ли­о­ну дол­ла­ров в обмен на кон­фи­ден­ци­аль­ную инфор­ма­цию, кото­рая помог­ла Vitol заклю­чить сдел­ку с PPI, но поз­же Аги­лар ска­зал ему, что у него есть дру­гие люди, кото­рых нуж­но под­ку­пить, поэто­му он может запла­тить им толь­ко 600 тысяч долларов.

“С это­го момен­та кас­со­вый аппа­рат дол­жен начать зво­нить, вер­но?” напи­сал Эспи­но­са сво­е­му кол­ле­ге в сооб­ще­нии WhatsApp в авгу­сте 2017 года, и имен­но тогда, по его сло­вам, нача­лась схе­ма. И Эспи­но­са, и его быв­ший кол­ле­га по PPI Гон­са­ло Гусман при­зна­ли себя винов­ны­ми в нару­ше­нии аме­ри­кан­ских зако­нов о борь­бе со взя­точ­ни­че­ством и сотруд­ни­ча­ют с США.

Когда про­ку­рор Дерек Эттин­гер спро­сил Эспи­но­су, что он имел в виду под сооб­ще­ни­ем “Кас­со­вый аппа­рат”, кото­рое он отпра­вил Гусма­ну, обсуж­дая схе­му взя­ток с Аги­ла­ром, Эспи­но­са ска­зал при­сяж­ным: “Я гово­рил Гон­са­ло, что если мы нач­нем пере­да­вать ему кон­фи­ден­ци­аль­ную инфор­ма­цию, кото­рая нас ком­про­ме­ти­ру­ет, ему при­дет­ся начать пла­тить нам пря­мо сейчас”.

Феде­раль­ные про­ку­ро­ры утвер­жда­ют, что Аги­лар запла­тил сот­ни тысяч дол­ла­ров в виде взя­ток мек­си­кан­ским и эква­дор­ским пра­ви­тель­ствен­ным чинов­ни­кам, что­бы полу­чить для Vitol биз­нес на 500 мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Он не при­знал себя винов­ным по обви­не­нию в нару­ше­нии аме­ри­кан­ских зако­нов о борь­бе со взя­точ­ни­че­ством, а так­же в уча­стии в заго­во­ре по отмы­ва­нию денег. В 2020 году ком­па­ния Vitol при­зна­лась в даче взя­ток в Мек­си­ке, Эква­до­ре и Бразилии.

Ранее один из клю­че­вых сви­де­те­лей пра­ви­тель­ства запнул­ся, когда ему пока­за­ли сооб­ще­ния, кото­рые, по мне­нию адво­ка­тов Аги­ла­ра, ука­зы­ва­ют на то, что за схе­мой сто­ял дру­гой сотруд­ник Vitol.

Лай­о­не­лу Хан­сту, посред­ни­ку из Кюра­сао, кото­рый зани­мал­ся пла­те­жа­ми от Vitol в рам­ках схе­мы взя­точ­ни­че­ства, пока­за­ли раз­го­во­ры в WhatsApp, кото­рые, как ока­за­лось, ука­зы­ва­ют на то, что он обсуж­дал пла­те­жи с Мар­ком Дюкре­стом, руко­во­ди­те­лем Vitol в Швейцарии.

Вре­ме­на­ми каза­лось, что оба муж­чи­ны гово­рят на кодо­вом язы­ке. “Есть так­же новый про­гноз пого­ды, пожа­луй­ста, про­верь­те”, — ска­зал Ханст Дюкре­сту в одном из сооб­ще­ний. “Z при­был”, — напи­сал Ханст в дру­гом. “Сооб­щи­те мне, когда L будет готов к обработке”.

Ханст, кото­рый выгля­дел взвол­но­ван­ным, когда ему предъ­яви­ли сооб­ще­ния, пока­зал, что “Про­верь­те пого­ду” было кодом для “Про­верь­те свою элек­трон­ную почту”, и что на самом деле сооб­ще­ния были кодом для обме­на лич­ной инфор­ма­ци­ей и фото­гра­фи­я­ми для взрослых.

Ханст, кото­рый при­знал себя винов­ным и сотруд­ни­ча­ет с пра­ви­тель­ством США, ранее дал пока­за­ния, что исполь­зо­вал две под­став­ные орга­ни­за­ции для опла­ты услуг 20 бро­ке­ров, участ­во­вав­ших в схе­ме. Он ска­зал, что ино­гда общал­ся с Дюкре­стом, если не мог свя­зать­ся с Аги­ла­ром.
Адво­ка­ты Аги­ла­ра утвер­жда­ли, что насто­я­щим винов­ни­ком был Дюкрест, и неспра­вед­ли­во воз­ла­га­ли вину на Агилара.

Дюкре­ста, дав­не­го трей­де­ра Vitol, кото­рый боль­ше не рабо­та­ет в ком­па­нии, никто не обви­нял в пра­во­на­ру­ше­ни­ях. Через сво­е­го пред­ста­ви­те­ля он отка­зал­ся от ком­мен­та­ри­ев. Ком­па­ния Vitol так­же отка­за­лась от комментариев.

Пред­ста­ви­тель про­ку­ро­ра Брукли­на Брео­на Мира, чье ведом­ство ведет дело сов­мест­но с Мини­стер­ством юсти­ции, так­же отка­зал­ся ком­мен­ти­ро­вать инфор­ма­цию о Дюкресте.

При­сяж­ные так­же узна­ли, что Ханст и Дюкрест были дру­зья­ми задол­го до того, как Аги­лар стал рабо­тать в Vitol. По сло­вам Хан­ста, после того как в 2020 году США предъ­яви­ли обви­не­ния Аги­ла­ру, он узнал, что в отно­ше­нии него тоже ведет­ся рас­сле­до­ва­ние, и дал пока­за­ния, что свя­зал­ся с Дюкре­стом. По сло­вам Хан­ста, Дюкрест одол­жил ему 350 000 дол­ла­ров, что­бы помочь опла­тить судеб­ные издерж­ки, но поз­же потре­бо­вал залог. По сло­вам Хан­ста, он зало­жил свой дом, что­бы удо­вле­тво­рить опа­се­ния Дюкре­ста по пово­ду воз­вра­та кредита.

“И теперь вы бои­тесь, что если вы не буде­те покры­вать Мар­ка Дюкре­ста, он может отобрать ваш дом”, — спро­сил Хан­ста в поне­дель­ник адво­кат Аги­ла­ра Уильям Прайс.
“Если я не запла­чу ему, это может слу­чить­ся”, — отве­тил Хэнст.

Пере­ве­де­но с помо­щью DeepL.com

Источ­ник: https://www.bloomberg.com/news/articles/2024–02-02/vitol-s-geneva-staff-bypassed-internal-controls-in-bribe-scheme?embedded-checkout=true&leadSource=uverify%20wall

Статьи по теме

Теперь через Казахстан: приборы из США, ФРГ и Франции, которые могут использоваться для радиоэлектронной борьбы, продолжают идти в Россию

Тимур и его команда

Адвокат Адилбекова разложил «влиятельные» связи вице-министра Аккенженова