Современный социальный либерализм в России

Сего­дня в ряде стран с авто­ри­тар­ны­ми режи­ма­ми раз­лич­ной жест­ко­сти, вклю­чая Рос­сию, про­ис­хо­дят два встреч­ных про­цес­са. С одной сто­ро­ны, все боль­ше людей, ранее вполне удо­вле­тво­рен­ных авто­ри­тар­ной ста­биль­но­стью, начи­на­ют ею тяго­тить­ся и тре­бо­вать от вла­сти изме­не­ний. При­чем гово­рит­ся и о поли­ти­че­ских пра­вах — чест­ных выбо­рах, спра­вед­ли­вых судах, огра­ни­че­нии про­из­во­ла кор­рум­пи­ро­ван­ных бюро­кра­тов. С дру­гой сто­ро­ны, авто­кра­тии берут на воору­же­ние демо­кра­ти­че­ские лозун­ги, назва­ния демо­кра­ти­че­ских инсти­ту­тов и про­це­дур, при­кры­вая ими анти­де­мо­кра­ти­че­ское содержание.

Автор: Миха­ил ХОДОРКОВСКИЙ

В резуль­та­те обма­ны­ва­ют­ся не толь­ко поли­ти­че­ские лиде­ры раз­ви­тых демо­кра­ти­че­ских стран, кото­рые часто и сами жела­ют быть обма­ну­ты­ми. Гораз­до опас­нее то, что граж­дане стран с авто­ри­тар­ны­ми режи­ма­ми теря­ют пони­ма­ние инсти­ту­ци­о­наль­ных отли­чий и прак­тик обществ сво­бод­ных и угне­та­е­мых. При этом пози­тив­ная про­грам­ма про­тестно­го дви­же­ния полу­ча­ет от вла­сти ярлык ради­ка­лиз­ма, а авто­ри­тар­ный режим высту­па­ет в обли­чье защит­ни­ка ста­биль­ной жиз­ни и бла­го­по­лу­чия граждан.

Наи­бо­лее опас­ным про­тив­ни­ком авто­ри­тар­ной вла­сти в Рос­сии явля­ют­ся обра­зо­ван­ные либе­ра­лы, после­до­ва­тель­но рас­кры­ва­ю­щие ее псев­до­де­мо­кра­ти­че­скую сущ­ность. У этих людей есть отчет­ли­вое виде­ние сто­я­щих перед обще­ством соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских задач и меха­низ­мов их решения.

Для про­ти­во­дей­ствия либе­раль­ной оппо­зи­ции власть при­бе­га­ет не толь­ко к «точеч­но­му сило­во­му воз­дей­ствию», но и к тра­ди­ци­он­ным, рас­счи­тан­ным на широ­кие слои насе­ле­ния мето­дам про­во­ка­ции, про­па­ган­ды, вра­нья. Таким путем кор­рум­пи­ро­ван­ная бюро­кра­тия пыта­ет­ся дис­кре­ди­ти­ро­вать либе­раль­ное дви­же­ние, раз­ру­шить его изнут­ри, про­ти­во­по­ста­вить обществу.

И хотя, к сожа­ле­нию, эта так­ти­ка пока при­но­сит вла­сти успех — в пер­спек­ти­ве она ока­зы­ва­ет­ся серьез­ной поте­рей для стра­ны, кото­рая теря­ет потен­ци­ал наи­бо­лее «про­дви­ну­той» части сво­ей интел­лек­ту­аль­ной эли­ты, не полу­ча­ю­щей реаль­но­го поли­ти­че­ско­го пред­ста­ви­тель­ства. В резуль­та­те не под­вер­га­е­мый чист­ке и не обнов­ля­е­мый госу­дар­ствен­ный аппа­рат про­дол­жа­ет дегра­ди­ро­вать, кор­рум­пи­ро­вать­ся, сни­жать свою и без того невы­со­кую эффективность.

Отсут­ствие реаль­ной поли­ти­че­ской кон­ку­рен­ции оста­но­ви­ло рота­цию кад­ров, забло­ки­ро­ва­ло вер­ти­каль­ную мобиль­ность, что наря­ду с про­чим не толь­ко под­ры­ва­ет веру моло­де­жи в свои пер­спек­ти­вы, но и созда­ет мно­же­ство «точек напря­же­ния», порож­да­е­мых «аль­тер­на­тив­ны­ми лиде­ра­ми», не кооп­ти­ру­е­мы­ми легаль­ной поли­ти­че­ской систе­мой. В ито­ге стра­на без­на­деж­но про­иг­ры­ва­ет меж­ду­на­род­ное сорев­но­ва­ние за людей, капи­та­лы, за место на рын­ке и каче­ство жизни.

Исто­рия не зна­ет слу­ча­ев, когда тако­го рода про­цесс длит­ся дол­го. Обя­за­тель­но про­ис­хо­дит срыв. И от того, кто в этот момент ока­жет­ся дее­спо­соб­ной поли­ти­че­ской силой, будет зави­сеть наше общее буду­щее. Отсю­да зада­ча для либе­раль­но­го дви­же­ния — такой силой стать. А для это­го преж­де все­го важ­но объ­яс­нять людям, что собой пред­став­ля­ет совре­мен­ный либе­ра­лизм; какие реше­ния соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­блем он дей­стви­тель­но пред­ла­га­ет, а какие — наобо­рот, под­ки­ды­ва­ют­ся вла­стя­ми от его име­ни, что­бы осла­бить, рас­ко­лоть, демо­ра­ли­зо­вать либе­раль­но мыс­ля­щую интел­лек­ту­аль­ную эли­ту, столк­нуть ее части меж­ду собой и с обществом.

Более 200 лет назад пред­ше­ствен­ни­ки совре­мен­ных либе­ра­лов высту­па­ли за пол­ное невме­ша­тель­ство госу­дар­ства в дела лич­но­сти, за госу­дар­ство — «ноч­но­го сто­ро­жа». Они пола­га­ли, что капи­та­лизм и сво­бод­ный рынок сами собой при­ве­дут к про­цве­та­нию, а успех или неуда­ча лич­но­сти долж­ны пол­но­стью зави­сеть толь­ко от нее.

Так было, и такую точ­ку зре­ния рос­сий­ским либе­ра­лам при­пи­сы­ва­ют сего­дня. Но это — либо непро­сти­тель­ное неве­же­ство, либо зло­на­ме­рен­ная ложь. Эво­лю­ция поли­ти­че­ских взгля­дов — обыч­ная зако­но­мер­ность даже в тече­ние одной чело­ве­че­ской жиз­ни, и уж тем более  за два с лиш­ним сто­ле­тия. И такая эво­лю­ция в либе­ра­лиз­ме дав­но произошла.

Не мень­шей ошиб­кой или вра­ньем сле­ду­ет счи­тать и иное: пере­но­сить на сего­дняш­нюю Рос­сию взгля­ды совре­мен­ных нео­ли­бе­ра­лов Запа­да, кото­рые после несколь­ких веков раз­ви­тия сво­е­го граж­дан­ско­го обще­ства, после уко­ре­не­ния в их стра­нах зако­нов и пра­вил функ­ци­о­ни­ро­ва­ния рын­ка и систем соци­аль­ной под­держ­ки, счи­та­ют воз­мож­ным уход госу­дар­ства из ряда сфер обще­ствен­ной жизни.

Оче­вид­но, что нео­ли­бе­раль­ное дви­же­ние суще­ству­ет в запад­ном обще­стве, гораз­до более заре­гу­ли­ро­ван­ном и пра­во­по­слуш­ном, чем нынеш­нее рос­сий­ское. Нео­ли­бе­ра­лы гово­рят об изме­не­нии зако­нов и пра­во­вых норм, посколь­ку это необ­хо­ди­мо для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти управ­ле­ния в усло­ви­ях высо­ко­раз­ви­то­го рын­ка и суще­ству­ю­щей там избы­точ­ной забо­ты о бла­го­по­лу­чии граж­дан. Они оза­бо­че­ны тем, что­бы запад­ный чело­век про­яв­лял боль­шую ответ­ствен­ность и пред­при­им­чи­вость. Это вер­но «там», но не «здесь».

Нaша про­бле­ма иная. Сего­дня в Рос­сии тра­ди­ци­он­ный спор о роли госу­дар­ства в жиз­ни обще­ства явля­ет­ся раз­го­во­ром о его эффек­тив­но­сти. Боль­шая часть вме­ня­е­мых людей, — и нахо­дя­щих­ся во вла­сти, и отно­ся­щих себя к оппо­зи­ции, — при­зна­ют два оче­вид­ных обстоятельства.

Пер­вое. Фак­ти­че­ская роль рос­сий­ско­го госу­дар­ства гораз­до ниже нор­ма­тив­ной (преду­смот­рен­ной зако­на­ми), и даже ниже той, кото­рую игра­ют госу­дар­ства в раз­ви­тых либе­раль­но-демо­кра­ти­че­ских стра­нах. Это каса­ет­ся и мас­шта­бов уча­стия в раз­ви­тии инфра­струк­ту­ры, фун­да­мен­таль­ной нау­ки, куль­ту­ры и т.п. Оче­вид­на сла­бость госу­дар­ствен­ных меха­низ­мов соци­аль­ной защи­ты, обо­ро­ны, обес­пе­че­ния закон­но­сти. В целом госу­дар­ствен­ные инсти­ту­ты, обла­дая огром­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми, крайне непо­сле­до­ва­тель­ны и неэф­фек­тив­ны в их при­ме­не­нии на бла­го общества.

И вто­рое. В то же самое вре­мя неэф­фек­тив­ность и чудо­вищ­ная кор­рум­пи­ро­ван­ность гос­ап­па­ра­та при­во­дят к тому, что прак­ти­че­ски любое допол­ни­тель­ное уча­стие госу­дар­ства в любых вопро­сах обще­ствен­ной жиз­ни вле­чет непро­пор­ци­о­наль­но высо­кие издерж­ки и часто лишь ухуд­ша­ет ситуацию.

Озна­ча­ет ли выше­ска­зан­ное, что рос­сий­ские либе­ра­лы долж­ны высту­пать за умень­ше­ние роли госу­дар­ства, как это дела­ют нео­ли­бе­ра­лы в раз­ви­тых странах?

На мой взгляд — совсем не во всех отно­ше­ни­ях и совсем не все­гда! Наше­му госу­дар­ству дей­стви­тель­но необ­хо­ди­мо уйти пол­но­стью или суще­ствен­но сокра­тить свою роль в ряде сфер, где его при­сут­ствие обу­слов­ле­но почти исклю­чи­тель­но инте­ре­са­ми алч­ной бюро­кра­тии, зани­ма­ю­щей­ся сбо­ром дани и оправ­да­ни­ем соб­ствен­но­го пара­зи­ти­че­ско­го существования.

Напри­мер, оче­вид­но, что меха­низ­мы лицен­зи­ро­ва­ния гораз­до луч­ше рабо­та­ют в руках само­ре­гу­ли­ру­е­мых орга­ни­за­ций, чем тогда, когда ока­зы­ва­ют­ся кор­муш­ка­ми совре­мен­ных «откуп­щи­ков». Так­же ясно, что обще­ствен­ная без­опас­ность обрат­но про­пор­ци­о­наль­на коли­че­ству поли­цей­ских чиновников.

В то же вре­мя фак­ти­че­ская, а не про­де­кла­ри­ро­ван­ная роль госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тов в уста­нов­ле­нии и под­дер­жа­нии закон­но­сти, «пра­вил игры», в обес­пе­че­нии прав чело­ве­ка, вклю­чая пра­во на жизнь, без­опас­ность и здо­ро­вье, оче­вид­но недо­ста­точ­на. При­чем недо­ста­точ­на она имен­но вслед­ствие неэф­фек­тив­но­сти этих инсти­ту­тов, а вовсе не из-за отсут­ствия у них необ­хо­ди­мых средств или пол­но­мо­чий. Таким обра­зом, глав­ная пре­тен­зия к госу­дар­ству, к вла­сти — их неэффективность.

При­чи­ны такой неэф­фек­тив­но­сти гос­ап­па­ра­та видят­ся преж­де все­го в отсут­ствии меха­низ­мов реаль­но­го кон­тро­ля за ним со сто­ро­ны обще­ства, кото­рые бы застав­ля­ли бюро­кра­тию слу­жить инте­ре­сам граждан.

Такие меха­низ­мы хоро­шо извест­ны совре­мен­ной управ­лен­че­ской нау­ке и даже отра­же­ны в нашей Кон­сти­ту­ции. Это поли­ти­че­ская кон­ку­рен­ция, чест­ные выбо­ры, раз­де­ле­ние вла­стей том чис­ле неза­ви­си­мый суд), феде­ра­лизм и мест­ное само­управ­ле­ние, граж­дан­ское обще­ство, вклю­ча­ю­щее сво­бод­ные СМИ, вли­я­тель­ные и само­сто­я­тель­ные обще­ствен­но-поли­ти­че­ские объ­еди­не­ния. Одна­ко, несмот­ря на то что все эти меха­низ­мы в Рос­сии про­де­кла­ри­ро­ва­ны или фор­маль­но при­сут­ству­ют, — они прак­ти­че­ски не функ­ци­о­ни­ру­ют, делая неэф­фек­тив­ной всю кон­струк­цию. В чем же проблема?

Ответ на этот вопрос сле­ду­ет искать в опре­де­ле­нии глав­но­го дефек­та обще­ствен­но­го орга­низ­ма, кото­рый по-раз­но­му видит­ся либе­ра­лам и идео­ло­гам кор­рум­пи­ро­ван­ной бюрократии.

Нас убеж­да­ют, что вла­сти недо­ста­ет пол­но­мо­чий и жест­ко­сти, что сле­ду­ет «улуч­шить и углу­бить», акти­ви­зи­ро­вать «руч­ное управ­ле­ние», рас­ши­рить прак­ти­ку пуб­лич­ных нака­за­ний отдель­ных мел­ких чинов­ни­ков в рам­ках кам­па­ний по борь­бе с кор­руп­ци­ей и т.п. Пол­ная ерунда!

В совре­мен­ном слож­ном обще­стве, в огром­ной стране всё это не рабо­та­ет. Про­сто пото­му, что систе­ма слиш­ком слож­на, что­бы ею мог управ­лять один чело­век, вне зави­си­мо­сти от его фами­лии, долж­но­сти, объ­е­ма пол­но­мо­чий и готов­но­сти их использовать.

Само коли­че­ство необ­хо­ди­мых реше­ний слиш­ком вели­ко, а тыся­чи «помощ­ни­ков» слиш­ком быст­ро обре­та­ют соб­ствен­ные инте­ре­сы, отлич­ные от инте­ре­сов стра­ны, что­бы арха­ич­ная «власт­ная вер­ти­каль» в прин­ци­пе мог­ла быть эффек­тив­ной. Имен­но это и есть пита­тель­ная сре­да кор­руп­ции, а «помощ­ни­ки» — и есть та самая неэф­фек­тив­ная, кор­рум­пи­ро­ван­ная бюро­кра­тия, с кото­рой власть пред­по­ла­га­ет «бороть­ся».

Клю­че­вой эле­мент, при­да­ю­щий одно­вре­мен­но устой­чи­вость и дина­мизм кон­струк­ции совре­мен­но­го госу­дар­ства, — это все­объ­ем­лю­щая систе­ма сдер­жек и про­ти­во­ве­сов и осо­бым обра­зом выстро­ен­ные кон­ку­рент­ные отно­ше­ния. Но кон­ку­рен­ция не «для вида», а реаль­ная, бази­ру­ю­ща­я­ся на сопо­ста­ви­мо­сти, при­бли­зи­тель­ном равен­стве сил ее участ­ни­ков. Конеч­но, вся­кая кон­ку­рен­ция услож­ня­ет про­це­ду­ру управ­ле­ния, уве­ли­чи­ва­ет издерж­ки, свя­зан­ные с под­го­тов­кой реше­ний, ведет к дуб­ли­ро­ва­нию части функ­ций. Но при этом само каче­ство реше­ний ока­зы­ва­ет­ся на поря­док выше.

Все это либе­ра­лу пред­став­ля­ет­ся ясным.

Но обыч­но­му чело­ве­ку, неспе­ци­а­ли­сту, кажет­ся: пусть управ­ля­ет кто-то один, пусть обя­зан­но­сти будут чет­ко раз­де­ле­ны. Самое луч­шее — пира­ми­да управ­ле­ния, где навер­ху царь (пре­зи­дент), под ним — его помощ­ни­ки, вни­зу — народ, и коман­ды чет­ко идут свер­ху — вниз, а все испол­ня­ют. В общем, «власт­ная вертикаль».

При этом люди поче­му-то забы­ва­ют, что госу­дар­ство — более слож­ная систе­ма, чем, напри­мер, само­лет. В само­ле­те нет 140 мил­ли­о­нов само­сто­я­тель­ных эле­мен­тов — лич­но­стей, само­лет не состо­ит из десят­ков и сотен отрас­лей, десят­ков тысяч заво­дов, элек­тро­стан­ций, объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры и т.п. Тем не менее даже в само­ле­те мно­гие систе­мы неод­но­крат­но дуб­ли­ру­ют­ся, авто­пи­лот кон­тро­ли­ру­ет­ся пило­том, а за ним самим при­гля­ды­ва­ют с зем­ли, и все вме­сте они свя­за­ны обя­за­тель­ны­ми к испол­не­нию инструк­ци­я­ми. Слу­чаи же, когда коман­дир берет все пол­но­мо­чия на себя, — ред­кость, длят­ся недол­го и назы­ва­ют­ся чрез­вы­чай­ной ситу­а­ци­ей. Делать ее нор­мой, как это было на заре воз­ду­хо­пла­ва­ния, нико­му и в голо­ву не приходит.

Ущерб от моно­по­лиз­ма и его есте­ствен­ных след­ствий — про­из­во­ла и бес­кон­троль­но­сти — мно­го­крат­но пере­кры­ва­ет издерж­ки циви­ли­зо­ван­ной кон­ку­рен­ции, дуб­ли­ро­ва­ния функ­ций меж­ду вет­вя­ми вла­сти, госу­дар­ством и обще­ством. Моно­по­лия на власть сни­жа­ет не толь­ко дол­го­сроч­ную эффек­тив­ность госу­дар­ства за счет роста кор­руп­ции, непро­ду­ман­ных, оши­боч­ных реше­ний, оста­нов­ки соци­аль­ных лиф­тов, ста­ре­ния и нарас­та­ю­щей кос­но­сти, не толь­ко ведет к застою.

За послед­ние сто лет авто­ри­та­ризм в попыт­ках само­со­вер­шен­ство­ва­ния или само­со­хра­не­ния неод­но­крат­но при­об­ре­тал ради­каль­ные фор­мы и «сры­вал­ся в што­пор» — пере­хо­дил в тота­ли­та­ризм, при­бе­гал к госу­дар­ствен­но­му тер­ро­ру. И наро­ды спол­на, сво­и­ми и чужи­ми жиз­ня­ми, рас­пла­чи­ва­лись за стрем­ле­ние к про­стым реше­ни­ям, за покор­ность, за неже­ла­ние кон­тро­ли­ро­вать власть.

Само­сто­я­тель­ность вет­вей вла­сти, феде­ра­лизм, выбо­ры, реаль­но кон­ку­ри­ру­ю­щие поли­ти­че­ские пар­тии, неза­ви­си­мые СМИ — всё это, поми­мо про­че­го, долж­но являть­ся частью слож­ной систе­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов. Систе­мы, стро­го регла­мен­ти­ру­ю­щей дей­ствия встро­ен­но­го в нее руко­во­ди­те­ля — напри­мер, пре­зи­ден­та, — но исклю­ча­ю­щей фигу­ру бес­кон­троль­но­го и свое­воль­но­го «наци­о­наль­но­го лиде­ра» или «вождя наро­дов». Если такой систе­мы нет или если она не рабо­та­ет — меха­низм госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния в целом теря­ет свою эффек­тив­ность, несмот­ря на любые закли­на­ния. А зна­чит — госу­дар­ство не спо­соб­но выпол­нять свои функ­ции. Что и про­ис­хо­дит у нас.

* * *

Посмот­рим на фак­ти­че­ское состо­я­ние рос­сий­ских госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тов и струк­тур граж­дан­ско­го общества.

Феде­раль­ный пар­ла­мент не име­ет реаль­ных пол­но­мо­чий даже в обла­сти бюд­жет­но­го кон­тро­ля за дея­тель­но­стью испол­ни­тель­ной вла­сти. Бюд­жет утвер­жда­ет­ся без подроб­ной про­ра­бот­ки и обсуж­де­ния, а это почти 50% фак­ти­че­ских рас­хо­дов! Но даже утвер­див его в такой ущерб­ной фор­ме, пар­ла­мент лишен воз­мож­но­сти кон­тро­ля за испол­не­ни­ем сво­их решений.

Меха­низм пар­ла­мент­ских рас­сле­до­ва­ний фак­ти­че­ски отсут­ству­ет, а Счет­ная пала­та пар­ла­мен­ту не под­чи­ня­ет­ся. Гово­рить же о воз­мож­но­сти кон­крет­но­го спро­са с кон­крет­ных чинов­ни­ков перед зако­но­да­те­лем вооб­ще не приходится.

Отсут­ству­ет и зако­но­да­тель­ный (зако­но­твор­че­ский) про­цесс в истин­ном его зна­че­нии. Зако­ны при­ни­ма­ют­ся под дик­тов­ку испол­ни­тель­ной вла­сти, без долж­ной про­фес­си­о­наль­ной и обще­ствен­ной экс­пер­ти­зы (либо вопре­ки мне­нию экс­пер­тов), по сути — даже без обсуж­де­ния. «Пар­ла­мент не место для дис­кус­сий» — это ведь ска­за­но вполне искренне. Как след­ствие, каче­ство зако­нов, их адек­ват­ность обще­ствен­ным потреб­но­стям при­не­се­ны в жерт­ву конъ­юнк­ту­ре. Поправ­ки и новел­лы рож­да­ют­ся лихо­ра­доч­но, про­ти­во­ре­ча друг дру­гу и делая мно­гие зако­ны неис­пол­ни­мы­ми и непри­ме­ни­мы­ми на прак­ти­ке. А это, в свою оче­редь, созда­ет бла­го­дат­ную поч­ву для про­из­во­ла и кор­руп­ции. Таким обра­зом, пар­ла­мент, вопре­ки Кон­сти­ту­ции, счи­тать само­сто­я­тель­ной вет­вью вла­сти нельзя.

Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция с суда­ми. Судьи фак­ти­че­ски назна­ча­ют­ся, опла­чи­ва­ют­ся, сме­ня­ют­ся, поощ­ря­ют­ся и управ­ля­ют­ся испол­ни­тель­ной вла­стью с исполь­зо­ва­ни­ем судеб­ной части «вер­ти­ка­ли».

То есть и суд, опять же вопре­ки Кон­сти­ту­ции, не явля­ет­ся неза­ви­си­мым, а зна­чит, не явля­ет­ся Судом — само­сто­я­тель­ной вет­вью вла­сти. К это­му сле­ду­ет доба­вить глу­бо­ко уко­ре­нив­ши­е­ся в судах общей юрис­дик­ции кара­тель­ные тра­ди­ции и пороч­ный под­ход к фор­ми­ро­ва­нию этой части судей­ско­го кор­пу­са прак­ти­че­ски пол­но­стью из людей в пого­нах и судей­ских же клерков.

Пар­ла­мент­ские пар­тии, так­же созда­ва­е­мые и финан­си­ру­е­мые испол­ни­тель­ной вла­стью или, в луч­шем слу­чае, — с ее соиз­во­ле­ния, по этой при­чине лишь мас­ки­ру­ют отсут­ствие реаль­ной поли­ти­че­ской кон­ку­рен­ции. Изби­ра­тель­ная комис­сия, чья гла­ва пуб­лич­но заяв­ля­ет о сво­ей пол­ной пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти от руко­во­ди­те­ля пра­ви­тель­ства, куль­ти­ви­ру­ет у людей недо­ве­рие к выбо­рам и в пол­ной мере отве­ча­ет назна­че­нию деко­ра­тив­ной дета­ли во власт­ном механизме.

Так назы­ва­е­мые феде­ра­лизм и мест­ное само­управ­ле­ние, где гла­вы реги­о­нов, а теперь уже и муни­ци­па­ли­те­тов, фак­ти­че­ски назна­ча­ют­ся из Моск­вы, — заве­до­мо ущерб­ны. Но глав­ное — мест­ная и реги­о­наль­ная власть, вынуж­ден­ная бегать за день­га­ми в ту же Моск­ву, власть спе­ци­аль­но, вопре­ки Кон­сти­ту­ции и Бюд­жет­но­му кодек­су, лишен­ная воз­мож­но­сти фор­ми­ро­вать свой бюд­жет из соб­ствен­ных дохо­дов, посколь­ку доля реги­о­наль­ных и мест­ных нало­гов искус­ствен­но умень­ше­на в поль­зу феде­раль­ных, — ни само­сто­я­тель­ной вла­стью, ни само­управ­ле­ни­ем не явля­ет­ся. Как не явля­ет­ся неза­ви­си­мой в нашей стране и систе­ма СМИ. При этом те из них, кото­рые доступ­ны боль­шей части насе­ле­ния, — опять же пря­мо или кос­вен­но финан­си­ру­ют­ся или кон­тро­ли­ру­ют­ся испол­ни­тель­ной властью.

Таким обра­зом, систе­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов, преду­смот­рен­ной Кон­сти­ту­ци­ей, в дей­стви­тель­но­сти не суще­ству­ет. А ведь имен­но баланс сил внут­ри совре­мен­но­го госу­дар­ства и обще­ства застав­ля­ет бюро­кра­тию не про­сто обра­щать вни­ма­ние, но немед­лен­но и эффек­тив­но реа­ги­ро­вать на любые запро­сы кон­крет­но­го «малень­ко­го чело­ве­ка». Если одна могу­чая сила — феде­раль­ная испол­ни­тель­ная власть — не сба­лан­си­ро­ва­на систе­мой дру­гих, столь же могу­чих госу­дар­ствен­ных и соци­аль­ных сил, — обыч­ный граж­да­нин лиша­ет­ся вся­ко­го реаль­но­го вли­я­ния и вся­кой реаль­ной свободы.

Вос­ста­нов­ле­ние балан­са сил как внут­ри госу­дар­ства, так и меж­ду госу­дар­ством и обще­ством — вот совре­мен­ный либе­раль­ный рецепт повы­ше­ния эффек­тив­но­сти управ­ле­ния в инте­ре­сах наро­да. И начи­нать надо с вос­ста­нов­ле­ния реаль­ной поли­ти­че­ской кон­ку­рен­ции, посколь­ку толь­ко она, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая нали­чие силь­ной и вли­я­тель­ной оппо­зи­ции, спо­соб­на не поз­во­лить вла­сти, бюро­кра­тии опять обма­нуть обще­ство и в оче­ред­ной раз забол­тать и отло­жить назрев­шие реформы.

Толь­ко неот­вра­ти­мость реаль­ной кад­ро­вой заме­ны чинов­ни­ков — вне зави­си­мо­сти от долж­но­сти, сте­пе­ни лояль­но­сти режи­му и лич­ной при­бли­жен­но­сти — заста­вит их «шеве­лить­ся», боять­ся неис­пол­не­ния зако­на боль­ше, чем недо­воль­ства началь­ства. При этом, даже если неот­ку­да взять луч­ших поли­ти­ков и бюро­кра­тов, заме­на пра­вя­щей коман­ды на дру­гую (пусть даже похо­жую) откры­ва­ет собой важ­ней­ший про­цесс — неиз­беж­ность и регу­ляр­ность такой заме­ны, пре­вра­ща­ет поли­ти­ка и чинов­ни­ка из «памят­ни­ка себе» в обыч­но­го чело­ве­ка, пони­ма­ю­ще­го, что его дея­тель­ность обя­за­тель­но будет пуб­лич­но и при­дир­чи­во про­ве­ре­на, дела­ет из него чело­ве­ка, заин­те­ре­со­ван­но­го в под­держ­ке дру­гих, обыч­ных людей, посколь­ку они при­хо­дят на изби­ра­тель­ные участки.

Лжи­вой и крайне опас­ной явля­ет­ся под­ме­на понят­ной и кон­крет­ной либе­раль­ной про­грам­мы, суть кото­рой — в дости­же­нии сба­лан­си­ро­ван­но­сти уси­лий госу­дар­ства и обще­ства, в иско­ре­не­нии моно­по­лиз­ма, в предо­став­ле­нии чело­ве­ку не толь­ко пра­ва, но и реаль­ной воз­мож­но­сти само­сто­я­тель­но опре­де­лять свою судьбу.

От име­ни либе­ра­лов власть пыта­ет­ся навя­зать обще­ству идею огра­ни­че­ния соци­аль­ных обя­за­тельств госу­дар­ства, яко­бы в целях без­де­фи­цит­но­сти бюд­же­та. Такая пози­ция ниче­го обще­го с совре­мен­ным соци­аль­ным либе­ра­лиз­мом не име­ет. Более того, по мне­нию всей оппо­зи­ции, огра­ни­че­ни­ем соци­аль­ных обя­за­тельств мас­ки­ру­ют­ся неэф­фек­тив­ность госу­прав­ле­ния, систем­ная кор­руп­ция и вызван­ный ими низ­кий, нека­че­ствен­ный эко­но­ми­че­ский рост в стране.

Осо­бен­но отвра­ти­тель­но зло­на­ме­рен­ное вра­нье бюро­кра­тии в обла­сти обра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния и куль­ту­ры, посколь­ку либе­раль­ная оппо­зи­ция во мно­гом фор­ми­ру­ет­ся из людей, рабо­та­ю­щих имен­но в этих сфе­рах чело­ве­че­ской деятельности.

Повто­рю еще раз: сего­дня либе­ра­лизм иной, чем 200 лет назад.

Сего­дня никто в Рос­сии, кро­ме само­го госу­дар­ства, не счи­та­ет доста­точ­ны­ми объ­ем и каче­ство предо­став­ля­е­мых насе­ле­нию соци­аль­ных услуг. В дей­стви­тель­но­сти либе­ра­лы гово­рят о недо­пу­сти­мо­сти попы­ток купить лояль­ность людей вла­сти (или, еще хуже, — кон­крет­ных поли­ти­ков) путем попу­лист­ских дей­ствий вме­сто систем­ной и эффек­тив­ной госу­дар­ствен­ной соци­аль­ной поддержки.

Чело­ве­ку, нахо­дя­ще­му­ся в тяже­лой жиз­нен­ной ситу­а­ции, госу­дар­ство долж­но помочь, создать такие усло­вия, что­бы он смог сам изме­нить свою жизнь к луч­ше­му. Амо­раль­но пре­вра­щать его в попро­шай­ку или заго­нять в поло­же­ние нище­го, кото­ро­му обе­ща­ет­ся регу­ляр­ная копе­еч­ная милостыня.

Пен­сия, посо­бие, стра­хов­ка — это наши день­ги, либо отло­жен­ные на «чер­ный день», либо те, кото­рые мы усту­па­ем тому, кому они сей­час нуж­нее. Эти день­ги наши — обще­ства. Они — не соб­ствен­ность бюро­кра­тии, не мило­сты­ня, выни­ма­е­мая ею из сво­е­го кар­ма­на и «жалу­е­мая за вер­ность» гражданину.

Но имен­но народ­ные день­ги эта самая бюро­кра­тия сего­дня и счи­та­ет сво­и­ми, имен­но такой вид ее «дарам» при­да­ют госу­дар­ствен­ные пропагандисты.

Имен­но в этом суще­ство отли­чия либе­раль­но­го взгля­да: вы, бюро­кра­тия, не рас­по­ря­жа­е­тесь «сво­им», а все­го лишь по нашей воле управ­ля­е­те «нашим», поэто­му изволь­те отчи­ты­вать­ся. Подроб­но, пуб­лич­но, понят­но, без вра­нья. Мы вам не верим и верить не обязаны.

Доступ­ность обра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, дости­же­ний куль­ту­ры для каж­до­го чело­ве­ка, с точ­ки зре­ния либе­ра­ла, — одно из важ­ней­ших усло­вий спра­вед­ли­во­сти. Этим обес­пе­чи­ва­ют­ся рав­ные фун­да­мен­таль­ные усло­вия жиз­ни людей, и в этом в конеч­ном сче­те, наря­ду с обес­пе­че­ни­ем без­опас­но­сти, — смысл суще­ство­ва­ния государства.

Более того. Зна­че­ние, напри­мер, каче­ства обра­зо­ва­ния для совре­мен­но­го либе­ра­ла выхо­дит за пре­де­лы праг­ма­тич­ной воз­мож­но­сти чело­ве­ка пре­тен­до­вать на хоро­шо опла­чи­ва­е­мое рабо­чее место. Каче­ствен­ное обра­зо­ва­ние — залог спо­соб­но­сти делать осо­знан­ный, сво­бод­ный выбор. Это — само­цен­ность, к тому же повы­ша­ю­щая потен­ци­ал обще­ства даже вне свя­зи с тре­бо­ва­ни­я­ми производства.

То же каса­ет­ся вопро­сов здра­во­охра­не­ния. Для любо­го нор­маль­но­го чело­ве­ка — либе­рал он, ком­му­нист или кон­сер­ва­тор — непри­ем­ле­мо, напри­мер, когда дети лиша­ют­ся пра­ва на здо­ро­вье, на саму жизнь под лжи­вым пред­ло­гом нехват­ки бюд­жет­ных средств или под анек­до­тич­ным пред­ло­гом необ­хо­ди­мо­сти напол­не­ния «фон­да буду­щих поко­ле­ний». Сва­ли­вать подоб­ный чудо­вищ­ный цинизм на либе­ра­лов — насто­я­щее иезуитство!

Либе­раль­ный взгляд на раз­ви­тие куль­ту­ры так­же не пред­по­ла­га­ет отказ от ее госу­дар­ствен­ной под­держ­ки в поль­зу ком­мер­че­ских про­ек­тов. Наи­бо­лее обра­зо­ван­ная часть рос­сий­ско­го обще­ства, явля­ясь пита­тель­ной сре­дой либе­ра­лиз­ма, одно­вре­мен­но вно­сит наи­боль­ший вклад в наци­о­наль­ную куль­ту­ру, пола­гая имен­но куль­ту­ру ста­но­вым хреб­том сохра­не­ния иден­тич­но­сти совре­мен­ных наро­дов в нынеш­нем гло­баль­ном мире.

Одна­ко дей­стви­тель­ное отли­чие либе­раль­но­го взгля­да — отказ бюро­кра­тии в пра­ве опре­де­лять, что имен­но под­дер­жи­вать. Это — дело авто­ри­тет­ных спе­ци­а­ли­стов, граж­дан­ско­го обще­ства. Тем более недо­пу­сти­ма ситу­а­ция, когда чинов­ни­ки за обще­на­род­ные день­ги поку­па­ют соб­ствен­ное вос­хва­ле­ние или вос­хва­ле­ние сво­их взгля­дов, навя­зы­ва­ют обще­ству лич­ные, дале­ко не все­гда отве­ча­ю­щие стан­дар­там высо­кой куль­ту­ры вку­сы, рав­но как и исполь­зу­ют финан­си­ро­ва­ние куль­ту­ры как еще одну кор­руп­ци­он­ную кормушку.

Рас­про­стра­нен­ным обви­не­ни­ем в адрес либе­ра­лов явля­ет­ся так­же обви­не­ние в отсут­ствии пат­ри­о­тиз­ма, посколь­ку либе­ра­лы, мол, высту­па­ют за сня­тие барье­ров на пути дви­же­ния идей, това­ров, людей, капи­та­ла и отри­ца­ют «осо­бый рос­сий­ский путь», кото­рый «умом не понять», «арши­ном общим не измерить».

Любая сво­бо­да чело­ве­ка, конеч­но, «нож ост­рый» для тех, кто нажи­ва­ет­ся на воз­ве­де­нии и обслу­жи­ва­нии барье­ров и гра­ниц, кто меч­та­ет о моно­по­лии, посколь­ку не спо­со­бен кон­ку­ри­ро­вать на гло­баль­ном рын­ке, кто не уме­ет сде­лать совре­мен­ны­ми и при­вле­ка­тель­ны­ми эко­но­ми­ку и усло­вия жиз­ни граж­дан соб­ствен­ной страны.

Одна­ко для обыч­но­го чело­ве­ка боль­шая кон­ку­рен­ция озна­ча­ет боль­шую доступ­ность това­ров и услуг, их луч­шее каче­ство, боль­шее коли­че­ство хоро­шо опла­чи­ва­е­мых рабо­чих мест, то есть имен­но боль­шую свободу.

Уве­рен, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство воз­ни­ка­ю­щих про­блем, напри­мер, с некон­ку­рен­то­спо­соб­но­стью отдель­ных рос­сий­ских про­из­водств или даже целых отрас­лей, — один из резуль­та­тов все той же неэф­фек­тив­но­сти кор­рум­пи­ро­ван­ной бюро­кра­тии, кото­рой, как пло­хо­му тан­цо­ру, все­гда что-то мешает.

Гло­баль­ное раз­де­ле­ние тру­да для Рос­сии — неиз­беж­ность. Два про­цен­та насе­ле­ния Зем­ли, кото­рые состав­ля­ет наш народ, вне гло­баль­но­го рын­ка, вне гло­баль­ной кон­ку­рен­ции все­гда будут вос­про­из­во­дить лишь отста­лость. Толь­ко инте­гра­ция с наи­бо­лее раз­ви­ты­ми стра­на­ми в каче­стве рав­но­прав­но­го парт­не­ра, наря­ду с при­вле­ка­тель­ны­ми усло­ви­я­ми жиз­ни и эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти внут­ри Рос­сии, — залог наше­го обще­го дол­го­сроч­но­го успеха.

Конеч­но, дале­ко не все сограж­дане рас­смат­ри­ва­ют лич­ную сво­бо­ду как глав­ную цен­ность. Одни не осо­зна­ют ее пря­мую вза­и­мо­связь с каче­ством жиз­ни, дру­гие не при­вык­ли, боят­ся сами отве­чать за свою судь­бу, тре­тьи, будучи лише­ны изна­чаль­но рав­ных стар­то­вых воз­мож­но­стей, опу­сти­ли руки.

Такое поло­же­ние — наша общая беда. Сего­дня глав­ной дви­жу­щей силой обще­ства, зало­гом кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти стра­ны, выжи­ва­ния наро­да как тако­во­го явля­ют­ся сво­бод­ные люди, лич­но­сти, при­ни­ма­ю­щие на себя ответ­ствен­ность. Это — те «пас­си­о­на­рии», о кото­рых гово­рил Лев Гумилев.

Имен­но от того, суме­ем ли мы сами про­бу­дить­ся от спяч­ки, суме­ем ли создать усло­вия, что­бы наши дети ста­ли сво­бод­ны­ми людь­ми, суме­ем ли добить­ся, что­бы имен­но сво­бод­ным людям, а не уны­лым чинов­ни­кам, было ком­форт­но жить в Рос­сии, — зави­сит наше общее будущее.

Неуме­ние управ­лять слож­ной совре­мен­ной эко­но­ми­кой и госу­дар­ством, неже­ла­ние и неспо­соб­ность уме­рить аппе­ти­ты бюро­кра­тии, боязнь поли­ти­че­ской кон­ку­рен­ции — вот при­чи­ны воз­ве­де­ния неэф­фек­тив­ной, неустой­чи­вой и сквер­но рабо­та­ю­щей «вер­ти­ка­ли вла­сти» вме­сто более слож­ной моде­ли «сдер­жек и про­ти­во­ве­сов» в фор­ме, преду­смот­рен­ной Конституцией.

Неэф­фек­тив­ность управ­ле­ния — основ­ное усло­вие и одно­вре­мен­но резуль­тат кор­руп­ции, при­чи­на низ­ких для раз­ви­ва­ю­щей­ся стра­ны тем­пов эко­но­ми­че­ско­го роста, него­тов­но­сти госу­дар­ства брать и испол­нять необ­хо­ди­мый объ­ем соци­аль­ных обя­за­тельств, допус­кать к управ­ле­нию соци­аль­ную власть.

Либе­раль­ный рецепт лече­ния — реаль­ная поли­ти­че­ская кон­ку­рен­ция как осно­ва пра­во­во­го, демо­кра­ти­че­ско­го госу­дар­ства. Либе­раль­ная цель — бла­го сво­бод­но­го чело­ве­ка, его пра­во и воз­мож­ность сво­бод­но­го выбо­ра сво­ей судь­бы. Обо всем осталь­ном мож­но и нуж­но договариваться.

Источ­ник: Новая газе­та

Read More:
Совре­мен­ный соци­аль­ный либе­ра­лизм в России

Статьи по теме

Куда Назарбаев дел миллиард $. Всадник без головы в Халыке. На карачках в Новый Казахстан

Хайсын Жумагалиева

Талгат Кулибаев и члены семьи