Внеочередное заседание политсовета партии “Нур Отан”, возглавляемой бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, состоялось менее чем за две недели до обращения к народу нынешнего президента страны Касым-Жомарта Токаева, намеченного на 2 сентября.
В Казахстане недоумевают, зачем Назарбаеву понадобилось так срочно созывать заседание 21 августа, и прогнозируют, какими могут быть политические последствия этого шага.
Столкновение президента и елбасы
Выступление Назарбаева на политсовете стало “громом среди ясного неба для всех, включая членов его партии, — говорит главный редактор “Новой газеты — Казахстан” Александр Краснер. — Члены политсовета, многие из которых депутаты парламента, разъехались по курортам, и их собирали оттуда в пожарном порядке”.
В соответствии с одной из версий, курсирующей в некоторых СМИ и социальных сетях, причиной столь спешного собрания политсовета мог стать назначение акима (главы местной администрации — Ред.) в Шымкенте — городе миллионнике с особым статусом. “У акима там тоже особый статус. Касым-Жомарт Токаев снял предыдущего акима за утрату доверия. И тут на близком к власти ресурсе zakon.kz публикуется сообщение, что акимом назначен некий сенатор. Сенат возглавляет старшая дочь елбасы Дарига Назарбаева. Назначенец из сената — это “их” человек”, — объясняет Александр Краснер.
Касым-Жомарт Токаев и Дарига Назарбаева
Однако это сообщение опровергла “Комсомольская правда”, назвавшая имя другого назначенца, ранее акима одного из районов. В итоге утверждать кандидатуру акима в Шымкент отправился глава президентской администрации Крымбек Кушербаев. “Произошел скандал: люди, не согласные с назначенцем президента, решили поставить Кушербаева перед фактом утверждения на этот пост ставленника из Сената. Но Кушербаев повел себя твердо и утвердил назначенца президента. А сенатора отправили послом в Беларусь”, — рассказывает Краснер. Он допускает, что победа администрации президента в Шымкенте могла “спровоцировать дворцовую интригу”, противники Токаева подали жалобу елбасы, и тот в срочном порядке созвал политсовет.
Как объясняет оппозиционный политик Амиржан Косанов, президента Касым-Жомарта Токаева, несмотря на его заверения в верности “nur-policy” (политике Назарбаева — Ред.), воспринимают в стране как сторонника перемен — пусть и осторожных. Назарбаева же считают “консерватором, не ставящим под сомнение все свои былые решения”. А Александр Краснер называет выступление елбасы на политсовете реваншем над недавними либеральными заявлениями президента Токаева. В чем же заключается этот реванш?
Усиление влияния парламента — в интересах Назарбаева
Ключевым моментом в речи Назарбаева на политсовете “Нур Отан”, по мнению собеседников DW, стало его заявление о руководящей роли партии и о том, что именно ее решениям должны подчиняться акимы городов. “То есть, по сути, — поясняет Краснер, — Назарбаев дал понять, что решать, кто и где будет акимом, должна партия. И шымкентских эксцессов больше быть не должно”. Назарбаев также выступил активным защитником парламентаризма. Это может указывать на то, что в будущем роль парламента, сенатом которого руководит дочь елбасы, будет усилена. А роль президентской администрации — снижена. “Парламентская республика очень выгодна для елбасы, руководящего правящей партией с подавляющим большинством. По сути, он заявил: хватит играть в президентскую республику”, — говорит Краснер.
Амиржан Косанов
Оппозиционный политик Амиржан Косанов считает, что в интересах Назарбаева оставить парламент “послушным нотариусом режима без вовлечения в него даже умеренных критиков власти”. Ведь перед парламентом стоит задача легитимизировать и сопровождать транзит власти от Назарбаева к окончательному субъекту-преемнику. Президент же, в свою очередь, может быть заинтересован в появлении на политической авансцене сил, которые хотели бы пусть и умеренных, но перемен. Впрочем, Косанов признается, что испытывает “очень большие сомнения по поводу способности Касым-Жомарта Токаева вносить свои коррективы в сценарий развития событий, утвержденный Советом безопасности Казахстана”, которым тоже руководит елбасы.
“В стране растет количество протестного электората”
При этом Амиржан Косанов уверен, что после прошедших президентских выборов казахстанское общество ощутило отсутствие у “nur-policy” полноценной электоральной поддержки. С ним согласен и Александр Краснер. Президент Касым-Жомарт Токаев успел поменять много акимов, обещать социальные льготы многодетным семьям и обозначить другие шаги по либерализации, объясняет собеседник DW, а теперь Назарбаев берет реванш. “Но народ елбасы уже не боится, а благодаря высказываниям Назарбаева на политсовете протестный электорат зримо увеличился”, — уверен Краснер.
Одним из таких заявлений Назарбаева, по мнению главреда “Новой газеты — Казахстан”, стал его отказ предоставить помощь многодетным семьям. Конфликту предшествовала трагедия, случившаяся 5 февраля в Астане, когда во время пожара в доме-времянке сгорели пять девочек из многодетной семьи. В стране начались протесты многодетных матерей, требовавших улучшить условия их проживания, — в Казахстане нет материнского капитала, несмотря на то, что по конституции это — социальное государство.
Назарбаев предложил жителям аулов брать кредиты и покупать коров
“21 августа, на заседании политсовета, Назарбаев в грубой форме отверг требования о социальной поддержке многодетных семей, — рассказывает Александр Краснер. — Он заявил, что они не советовались с государством, прежде чем рожать, а, следовательно, государство им ничего не должно”. Высказывание вызвало бурю негодования в соцсетях и ряде СМИ, и, по мнению Краснера, “ухудшило имидж Назарбаева как лидера нации”.
Другим заявлением елбасы, воспринятым критически, в первую очередь сельскими жителями, стал его призыв о сокращении числа “аулов-паразитов”. И настоящей мишенью для насмешек критиков стало предложение Назарбаева малоимущим брать микрокредиты, покупать в хозяйство двух коров, обеспечивать себя, а излишки молока продавать. “Назарбаев, видимо, уже не в курсе, что микрокредиты даются под гигантские проценты”, — говорит Краснер.
Соцсети отреагировали на это заявление волной мемов “про двух коров”.“Злой смех общества над лидером нации, — считает главред “Новой газеты — Казахстан”, — это сигнал, что оно уже не проглотит такого пренебрежения”. Возмущение от высказываний Назарбаева обострила появившаяся в конце августа информация о том, что его средняя дочь Динара Кулибаева купила в Швейцарии замок Бельрив. “Динара надоила от двух коров молока на замок”, — иронизировали авторы одного из мемов.
Власть порой забывает, что сегодня она живет под пристальным вниманием интернета, соцсетей и мессенджеров, напоминает Амиржан Косанов и предупреждает: “В обществе высоки протестные настроения, народ наэлектризован донельзя, и любая неосторожная фраза политика может стать детонатором мощных катаклизмов”.
А как отреагировал на реванш елбасы президент Касым-Жомарт Токаев? 23 августа он выступил в Караганде, где, по мнению Александра Краснера, сделал интересное заявление. Напомнив, что в последние годы, то есть, при Назарбаеве, была проведена большая работа по открытию новых предприятий, Токаев констатировал, что к кардинальным сдвигам в структуре экономики это не привело, “поскольку большинство этих предприятий остались на бумаге”. “То есть он аккуратно обозначил, что назарбаевская программа по индустриальному развитию — это пустышка, если перевести с дипломатического на простой язык”, — отмечает Александр Краснер.
Оригинал статьи: Deutsche Welle: DW.COM Kasachstan