За последние три года объем госзаказа в СМИ увеличился в 10 раз. Такие данные были озвучены вчера в Алматы на медиакурултае – V конференции по вопросам развития медиарынка в Казахстане. Госполитика в области средств массовой информации и стала главной темой мероприятия. Участники конференции пришли к печальному выводу: казахстанские СМИ не изменятся, пока в стране не поменяется политическая система.
Автор: Василина ЛАРИНА
Конкурентоспособность казахстанских СМИ на медийном пространстве и работа журналистов в условиях государственного заказа стали главной темой пятой по счету ежегодной конференции по вопросам развития отечественного рынка СМИ «Медиакурултай».
На конференции присутствовали владельцы и руководители казахстанских средств массовой информации, депутаты мажилиса парламента, представители Министерства культуры и информации РК, отраслевых ассоциаций, рекламных агентств, аналитических и исследовательских структур, отечественных и международных неправительственных организаций.
Законы не на стороне журналистов
В первой панельной дискуссии: «СМИ и информированность общества. Эффективность информационного поля Казахстана и государственной политики в области СМИ» выступила с докладом исполнительный директор «Internews Казахстан» Маржан Ельшибаева. Она коснулась основных проблем отечественной журналистики, связанных с готовящимися поправками в законодательство, которые прямо или косвенно касаются казахстанских СМИ, и в особенности тех, которые позиционируют себя как независимую прессу.
Доклад был оформлен в виде перформанса, в котором участвовали студенты журфака, сопровождавшие выступление плакатами.
В первую очередь г‑жа Ельшибаева обратила внимание на проект нового Уголовного кодекса, разработчики которого убивают такое понятие, как журналистское расследование, и обязывают журналистов раскрывать свои источники информации. В этом плане возникает множество ограничений для корреспондентов, работающих с «опасными темами».
Следующим аспектом, на котором остановилась г‑жа Ельшибаева, является законопроект об информатизации, текст которого за последнее время увеличился вдвое. Причем большинство новых законодательных статей, мягко говоря, не облегчает жизнь журналистов. Исполнительный директор «Internews Казахстан» подчеркнула, что теперь главным «смотрящим» в этом направлении будет Комитет национальной безопасности.
Кроме того, много вопросов касается и проекта закона «О персональных данных и их защите» и проекта сопутствующих поправок, одобренного недавно мажилисом в первом чтении.
- Фактов привлечения журналистов к ответственности по этому пункту еще не было, но, как говорится, теперь это только дело техники — было бы желание какого-нибудь чиновника. Тем более в соседней России уже был прецедент, когда один прокурор подал в суд на информагентство, — напомнила спикер.
В завершение своего доклада Маржан Ельшибаева добавила, что еще есть надежда, что законы не будут приняты в том виде, в котором их преподносит нам власть. «И мы, говоря об этом и поднимая вопросы перед государственными органами, можем еще изменить ситуацию».
Нужно отказаться от госзаказа
Бурную дискуссию вызвал доклад директора фонда «Северо-Казахстанский правовой медиацентр» Дианы Окремовой, которая рассказала про объем государственного заказа в средствах массовой информации. Например, в 2009 году госзаказ составил 1 млрд 900 млн тенге (или $12 млн), в 2010 году эта статья бюджета выросла на 419 млн тенге, а вот в нынешнем году было заложено уже 22 748 279 000 тенге (более $150 млн). Информацию о размере госзаказа в прошлом году добыть не удалось, и это является наглядным доказательством еще одной проблемы — закрытости официальных органов, хотя речь идет о деньгах налогоплательщиков, среди которых немало тех, кто не верит официальной прессе.
По словам Дианы Окремовой, более 20 млрд тенге из средств, выделенных в этом году, пошло на финансирование трех государственных телеканалов — «Хабар», «Казахстан» и «Мир», причем львиная доля — по 10 млрд тенге — уходит первым двум.
- Общий объем средств, выделяемых на госзаказ, в том числе городскими и областными акиматами, составляет порядка 25 млрд тенге! И чем же пичкают нашего зрителя и читателя массмедиа на его же деньги? — задалась вопросом г‑жа Окремова.
Согласно исследованию, 30% этих средств предназначены для освещения государственной политики, экономики, социально-культурной жизни и послания главы государства. На производство документальных фильмов, видеороликов, ток-шоу и музыкальных клипов использовано около 22% средств, а 15,4% уходят на освещение реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Еще 4,6% используются на освещение госпрограммы патриотического воспитания молодежи и 4,1% — на производство фильмов о деятельности президента, в том числе в рамках проекта «Нурсултан Назарбаев: будущее Евразийского пространства».
Кроме того, спикер отметила, что далеко не все казахстанские СМИ по определенным причинам имеют шанс выиграть тот или иной лот. Исследование показало, что госорганы и представляющие их лица считают, что нужно печатать только позитив и похвалы в адрес исполнительной власти, а объективная критика расценивается как невыполнение заказа со всеми вытекающими последствиями. Как, например, быть честным и объективным, если редакция выиграла лот под названием «Формирование позитивного образа правоохранительных органов»?
Представитель Независимой ассоциации вещателей Украины Катерина Мясникова согласилась с предыдущим спикером. Она уверена, что СМИ не должны брать дотации от государства.
- Когда берешь деньги от государства, то тем самым начинаешь поклоняться ему, — не сомневается г‑жа Мясникова. — Если казахстанские СМИ и дальше будут уповать на госзаказ, они никогда не будут способны конкурировать с российскими. У нас компании, которые работали за счет госдотаций, умерли первыми. Когда ты работаешь по госзаказу, ты никогда не будешь думать о том, чего ждет от тебя аудитория, а будешь думать, как отработать выделенные деньги. Крупные дотационные компании теряют аудиторию ежедневно, если прекратить их финансирование, они долго не протянут.
Гость из Украины уверена, что нужно «отучать себя от этого наркотика».
Возразил ей председатель Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации Болат Кальянбеков. Он считает, что госзаказ в СМИ очень эффективен.
- Наша страна уникальна в том плане, что у нас имеется два больших центра — Алматы и Астана, а остальная часть населения разбросана по периферии. И это сказывается на проводимой политике государства в области СМИ, — начал он издалека.
Г‑н Кальянбеков заявил, что государство готово к диалогу с НПО, и в тендерах выигрывают не только провластные СМИ, но и, например, такие газеты, как «Время».
- Министерством проводится большая работа. Мы знаем, регулярно обсуждаем и решаем те вопросы, которые стоят перед государственными СМИ, и в частности, телевидением. Сегодня у госканалов появилась возможность бесплатно вещать по кабельным сетям. Вопрос по развитию наших телеканалов, и в частности, сериального производства, неплохо было бы решать в рамках государственно-частного партнерства, когда телеканал, представляя эту продукцию в прайм-тайм, отбивает затраты на нее за счет рекламы и получает конкурентоспособный контент, который интересен нашему зрителю. Сегодня это лучшее решение этой проблемы. А так у нас есть диалог, есть какие-то решения, — заявил глава комитета.
Резкий рост объема госзаказа он объяснил тем, что прежде здесь не учитывались затраты на «Хабар» и «Казахстан». При этом г‑н Кальянбеков честно признался, что государство вынуждено создавать госканалы, так как частные не заинтересованы в трансляции госполитики и освещении деятельности чиновников.
А депутат мажилиса Светлана Романовская заявила, что представители журналистских организаций не умеют пользоваться тем, «что есть в государстве». Затронув тему законопроектов, мажилисмен убеждала участников конференции в том, что нынешний парламент — совсем не тот, что был раньше.
- На сегодняшний день парламент открыт, и в любую рабочую группу можно написать заявление и попросить ввести своего представителя или внести свои предложения. Это не те отношения, что были 20 лет назад, когда НПО что-то говорили, а их никто не воспринимал. Многие думают, что социальная модернизация — это пафос. Не пафос это! — считает депутат.
Госзаказ — это извращение
Поставить точку в дискуссии решил известный казахстанский политолог, директор группы оценки рисков Досым Сатпаев, который отметил, что изменить отечественные СМИ, сделать их конкурентоспособными, не меняя при этом политическую систему, невозможно.
- СМИ — это часть политической системы, и они играют по тем правилам, которые используют политики. У нас есть отдельные хорошие депутаты, есть даже отдельные хорошие депутатские фракции, но сам парламент в Казахстане — не игрок, — вынес приговор политолог. — Политические правила определяет власть, и с ее точки зрения информационное поле должно контролироваться. Госзаказ — это извращение. Конечная его цель — получение легитимности власти и принимаемых ею решений. Если мы хотим сделать конкурентоспособные СМИ, мы должны сделать конкурентную политсистему, расширить политическое поле, провести политические реформы.
Политолог не сомневается, что сейчас государственным СМИ граждане не доверяют. Согласно исследованиям группы оценки рисков, большинство казахстанцев доверяют слухам, на втором месте в списке доверия находятся социальные сети. Государственные СМИ занимают лишь пятую строчку.
…Пятый медиакурылтай, по кулуарным признаниям его участников, не принес ничего нового. И хотя на этот раз он собрал большее число спикеров, а на повестку дня были выставлены новые проблемы, каждый участник остался при своем мнении.