Эта неделя стала знаковой для казахстанской оппозиции. После того как партия «Алга» прекратила свое существование, на оппозиционном поле республики в гордом одиночестве оставалась партия ОСДП «Азат» как некий символ протестного движения. Но теперь и ее не стало.
Автор: Сергей РАСОВ
Конечно, по большому счету, политическая тусовка прекрасно знала, что сопредседатели этой партии Жармахан Туякбай и Булат Абилов давно разошлись, и причина тому не в идеологических разногласиях, а в невыполнении лидерами обязательств друг перед другом и весьма запутанных денежных отношениях: кто кому должен и сколько.
Номинальный генеральный секретарь ОСДП «Азат» и действующий до 20 марта зампред партии ОСДП Амиржан Косанов, дабы не влезать в «разборки», отдалился от амбициозных Абилова и Туякбая, заняв нейтральную позицию. Но при этом оставался верен своему мнению о том, что оппозиция, невзирая на политические разногласия, должна быть единой в борьбе с авторитарным режимом.
Отмечу, что перед съездом партии с его делегатами была проведена предварительная работа: им внушали мысль, что Амиржан Косанов переметнулся к Булату Абилову и чуть ли не предал идеи социал-демократии…
В общем, все эти игры патриотов рано или поздно должны были закончиться, кто-то должен был выстрелить первым, публично заявив о размежевании. Но интриговали все против всех. То вбрасывалась дата проведения восстановительного съезда партии «Азат», то объявлялась дата очередного съезда эсдеков…
Но по факту получилось, что Булат Абилов переиграл Жармахана Туякбая. Так как после собрания по инициированию референдума он не стал проводить съезд своей партии (который можно было бы назвать восстановительным), хотя именно этого от него ожидали. Предполагалось, что до обеда 16 марта Булат Абилов вместе с товарищами по оппозиции проводит собрание, а после — съезд партии «Азат».
Однако он этого делать не стал, и тем самым Жармахану Туякбаю ничего не оставалось делать, как первому озвучить причины размежевания с недавними сторонниками, что он и сделал на прошедшем съезде ОСДП.
Теперь Булат Абилов с полным правом может проводить съезд своей партии и обвинять бывшего товарища Туякбая в том, что он является инициатором развала объединенной оппозиционной партии.
Получился скандал. Мало того, что на съезд не пригласили Булата Абилова, но еще и демонстративно не пригласили, а затем не пустили (когда он сам пришел) Амиржана Косанова, мотивируя это тем, что он устроит дебош.
Хотя за день до съезда на заседании политсовета, по моим данным, делегаты с юга подняли этот вопрос и полюбовно договорились, что не пускать на съезд зампредседателя партии — некрасиво. Жармахан Туякбай согласился, но с условием, что Косанов не получит слово для выступления и не будет претендовать на руководящие должности в партии.
Однако поздно вечером накануне съезда все переиграли. Амиржану Косанову позвонил помощник председателя партии и уведомил его, что он персона нон грата.
Подходы к залу, где проходил съезд, напоминали неприступную крепость, не пускали всех, кто не имел на руках мандатов, даже журналистов, опасаясь провокаций.
Якобы кроме «бузотера» Косанова на съезде должны были появиться неадекватные граждане, подкупленные Булатом Абиловым, в задачу которых входило устраивать провокации, раздувать скандалы и тем самым сорвать респектабельный ход съезда.
Журналистов, кстати, потом все-таки запустили, минут через тридцать после начала работы партийного форума, а вот из политических фигур оппозиции на съезд пришел только Серикжан Мамбеталин (по своему желанию, его тоже никто не пригласил). Да и тот покинул собрание сразу, как узнал о скандале с Амиржаном Косановым.
Так что размеренной работе съезда никто не мешал. Все было чинно и благородно. Ни слова о бывших сторонниках по партии «Азат», ни слова об отсутствующем зампреде партии Косанове, как будто такой главы в истории партии не было. За все вопросы голосовали единогласно, а Жармахана Туякбая еще раз переизбрали председателем партии на безальтернативной основе, хотя один из делегатов и выразил желание «выдвинуть хотя бы еще одного кандидата»: ему мягко возразили, что время для альтернативы «пока еще не пришло».
Возникает вопрос: правильную ли тактику или, если угодно, политическую стратегию выбрал лидер эсдеков Туякбай? Насколько оправданно было его решение не допустить Амиржана Косанова и других товарищей на партийный форум, опасаясь неких деструктивных действий?
На мой взгляд — это было ошибочное решение. Во-первых, до съезда я встречался с Косановым и знаю, что он был готов выступить перед товарищами по партии, но совсем в другом ключе. Он не собирался устраивать «мочилово», а хотел предложить забыть старые распри и раздоры. Во-вторых, такой съезд партии — просто подарок Ермухамету Ертысбаеву и провластным СМИ, которые в очередной раз заявят о никчемности оппозиции и мелких амбициях ее лидеров. В‑третьих, что же это за демократическая партия, которая выстраивает забор вокруг своего съезда и категорически отказывается услышать иное мнение?
Могу ошибиться, но, на мой взгляд, это «мертвая партия», которая де-юре продолжит свое существование, будет гордиться, что она член Социнтерна, но де-факто о ней мы будем слышать только на очередных парламентских выборах. Да и на них никакая новая программа партии не поможет. Потому как живой искры, блеска в глазах и желания «глаголом жечь сердца людей» я не увидел. Съезд прошел в духе КПСС, хотя даже там, пожалуй, было живее и интереснее…
Оригинал статьи: