Скандал вокруг медиа-империи Руперта Мердока разрастается с молниеносной скоростью: аресты сотрудников перемежаются громкими отставками британских чиновников, замешанных в «афере прослушки», хакеры взламывают сайт газеты, а сам он вызывает из США пиарщиков, чтобы не сорваться перед депутатами британского парламента.
Автор: Борис НЕМИРОВСКИЙ
Британская газета Daily Telegraph сравнила «аферу Мердока» с цунами: гигантская волна, тихо и незаметно зародившаяся где-то в открытом океане, вдруг с безумной скоростью яростно налетает на берег, сметая все на своем пути. Вокруг австралийского медиа-магната словно пули свистят: один за другим подают в отставку его сотрудники, причем некоторые не успевают даже дойти до дома — их арестовывает полиция. Британские чиновники, в свою очередь, теряют посты и доброе имя, так как на поверхность вдруг всплывают факты их причастности к «прослушкам Мердока» (так успела прозвать действия сотрудников закрытой газеты News of the World британская пресса).
Политический триллер неожиданно стал приобретать черты уголовного детектива: в понедельник, 18 июля, был найден мертвым в своем доме в Уэтфорде некий Шон Хоур — журналист, первым раскрывший нелегальную практику, применявшуюся в NoW. В 2010 году Хоар, работавший в то время в редакции этой газеты, дал интервью коллегам из американской New York Times, в котором обвинил своего экс-главного редактора Энди Каулсона, работавшего к тому времени уже шефом отдела по связям с общественностью британского правительства, в том, что тот лично предлагал ему заняться прослушиванием мобильных телефонов знаменитостей. По словам Шона Хоура, в 2002 году Каулсон вызвал его, новичка редакции NoW, в свой кабинет и буквально на пальцах растолковал «салаге», каким именно образом газета добывает «жареную» информацию.
Смерть журналиста вызвала в британском обществе настоящую бурю — естественно, подозрение в «заказе» немедленно пало на Каулсона: ведь уволенный всего лишь пару дней назад со своего поста «личный пиарщик премьер-министра» поклялся перед судом, что ничего не знал о том, что творится у него в редакции. Если бы свидетельство Хоура было принято за чистую монету в предстоящем судебном процессе — Каулсону грозил бы немалый тюремный срок. Теперь Шон Хоур мертв и свидетельствовать никак не может.
Впрочем, представители полиции поспешили заявить, что смерть журналиста последовала по «неразъясненным, но не подозрительным» причинам и является, скорее всего, естественной — в конце концов, Хоур в свое время был уволен из редакции, так как являлся «тяжелым» алкоголиком и наркоманом.
Тем не менее, полицейским в этом деле британцы не торопятся доверять. У них есть на то причины: ведь шеф Скотлэнд-Ярда Пол Стивенсон вынужден был в тот же понедельник заявить о своей отставке — из-за того, что достоянием общественности стали факты его причастности к «афере Мердока». Его заместитель Джон Йейтс, не успев принять дела, также «бросил полотенце» и уволился — выяснилось, что два года назад именно он по непонятной причине отказался возобновлять расследование по обвинениям в нелегальном прослушивании частных мобильных телефонов сотрудниками NoW.
По сути, вся эта история уже сейчас привела к тому, что британская полиция лишилась своего высшего руководства. Это придало скандалу характер общенациональный — так что премьер-министр Великобритании Джеймс Кэмерон, находящийся сейчас с официальным визитом в ЮАР, даже заявил о своем намерении досрочно прервать поездку и как можно скорее вернуться домой — с тем, чтобы посреди парламентских каникул срочно собрать депутатов Палаты представителей и выступить перед ними с речью о своем видении «проблемы Мердока».
Минувший понедельник ознаменовался и еще одной «смертью» — на этот раз фальшивой. Группа компьютерных хакеров взломала веб-сайт известной британской бульварной газеты The Sun (напомним, также принадлежащей к медиа-империи Мердока) и разместила на главной странице весьма правдоподобное сообщение о том, что Руперт Мердок был найден мертвым в своем поместье. Специалисты газеты смогли довольно быстро восстановить контроль над сайтом и стереть фальшивку, но группа Lulz Security, осуществившая это нападение, объявила, что «это только начало» и она намерена «дать Мердоку самому попробовать того, что он сервировал читателям».
Все эти происшествия, конечно же, не добавили спокойствия и уверенности в себе Руперту Мердоку и его сыну Джеймсу — а ведь им придется именно сегодня держать ответ перед специально созданной следственной комиссией британского парламента. Этого события британская, да и мировая пресса ожидает с особым нетерпением: известно, что Руперт Мердок — человек, мягко говоря, не самый уравновешенный.
Сам факт, что ему придется отвечать на вопросы «каких-то там приблудных болтунов» (так в свое время характеризовал 80-летний миллиардер парламентариев в целом) — ему, привычному к близкому общению с самыми сильными и влиятельными правителями самых мощных стран мира! — является для Мердока немалым оскорблением. И хотя предполагается, что британские парламентарии вряд ли захотят атаковать его «по-взрослому», опасаясь разрастания и без того уже нанесшего немалый ущерб скандала, можно представить себе, что австралийский магнат в состоянии выйти из себя — чего от него и ждет жадная до скандалов публика.
Похоже, Мердок также осознает эту опасность: стало известно, что он вызвал из США целую группу специалистов-пиарщиков, которые в течении последней пары дней усиленно готовили его к сегодняшнему выступлению в Палате представителей. Кроме того, вместе с ним в британский парламент отправится чуть ли не рота адвокатов, специализирующихся на медийном праве — они обязаны проследить, чтобы их высокопоставленный клиент не сболтнул лишнего.
Впрочем, уже сейчас между юристами и пиарщиками Мердока возникли разногласия: в то время как адвокаты советуют ему говорить как можно меньше, имиджмейкеры добиваются, чтобы отец и сын Мердоки показали всему миру «открытое лицо» и готовность сотрудничать со следователями. Иначе, как заметил руководитель парламентской комиссии, консерватор Джон Уиттингдэйл, у его коллег может возникнуть ощущение, что Мердоки «вынужденно появились перед парламентариями и тут же спрятались за спины адвокатов», а это, скорее всего, обесценит в глазах общественности любые извинения, которые принес до сих пор Мердок жертвам своих репортеров.
Что касается самого опроса, то речь в нем, скорее всего, пойдет о том — сколько сами Мердоки знали о нелегальной деятельности своих подчиненных. Если они будут настаивать на неведении — следующим логичным шагом станет вопрос о том, насколько Руперт Мердок вообще контролирует события в своем концерне, а это уже чревато вполне серьезными неприятностями для австралийского миллиардера, под которым может зашататься его трон — кресло председателя правления корпорации.
Уже сейчас его компании отказали в приобретении большинства акций телеканала BSkyB, а теперь стало известно, что и тех акций, которыми Мердок владеет (39% пакета), его могут попытаться лишить — под тем предлогом, что Руперт и Джеймс Мердоки не могут считаться ответственными акционерами.
Так что, скорее всего, спектакль в британском парламенте может получиться весьма захватывающий — как раз такой, какие любит бульварная пресса Великобритании и ее многочисленные читатели. Джеймс и Руперт Мердоки должны быть готовы сами принять парочку тех самых горьких пилюль, которыми они годы напролет пичкали читателей своих «желтых» газет. Самое страшное для них — если вдруг из-за какой-нибудь ошибки или нервного срыва публика поднимет их на смех.
Read More:
Скандал вокруг Мердока разгорается