Вчера в Алмалинском суде №2 рассматривалось исковое заявление супруги осужденного оппозиционного политика Владимира Козлова. Алия Турусбекова просила снять арест с квартиры, которую судебные исполнители хотят конфисковать. Но квартира — единственное жилье для Алии и ее маленького сына Алена. Женщина с ребенком вынуждена снимать сегодня жилье в аренду.
Иск к судебным исполнителям с требованием снять арест с квартиры подал сам Владимир Козлов. О суде Алия и ее адвокат Ольга Ким никому сообщать не стали — были уверены, что сегодня состоится только предварительное заседание. Однако судья Нуркен Жексембиев уже через час вынес решение — квартира полежит конфискации.
Прокурор, по словам Ольги Ким, привел в ходе разбирательства такие доводы: квартира подлежит конфискации согласно приговору актауского городского суда, осудившего оппозиционного политика Владимира Козлова на 7,5 лет лишения свободы. Квартира значится в списке имущества, подлежащего конфискации, а решение суда должно быть исполнено.
- Но это жилье по закону подлежит исключению из перечня, — уверена юрист. — Как единственное жилье, необходимое для проживания его семьи, в том числе иждивенцев.
Юрист приводит нормы закона, которыми должны руководствоваться правоохранительные органы при вынесении решения. Так, в соответствии со статьей 161 УПК РК арест не может быть наложен на имущество, являющееся предметом первой необходимости, перечень которых определяется законодательством. А в соответствии с п. 3 ст. 51 УПК РК не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством.
Кстати, судя по тому, что квартира до сих пор числится в собственности политика, казахстанские власти прекрасно понимают, что решение о конфискации незаконно, но, видимо, есть соответствующий приказ «сверху» или же кто-то из местных силовиков или чиновников положил глаз на эту квартиру и теперь пытается забрать ее под шумок.
Решение суда неприятно поразило Алию Турусбекову. «После обеда поехала в Алмалинский районный суд г.Алматы по иску о конфискации единственного жилья, — написала она на странице в «Фейсбуке». — Через час судья Жексембиев уже вынес свой вердикт — конфисковать в доход государства. Прокурор Кыжырова Дарига (участвовала по иску о ликвидации партии «Алга») и судебные исполнители требовали конфисковать, несмотря ни на что. Им все равно, что маленький ребенок останется на улице (сын Владимира Козлова и Алии на фото ниже — ред.). Конечно, еще есть апелляция.. Но зачем она нужна?!»
В комментарии «Республике» Алия напомнила, что «сразу после ареста Володи все наше имущество было арестовано постановлением следователя КНБ». Это делалось, по ее мнению, с одной целью — «отнять, запугать, оставить на улице, так сказать показательный пример для других».
«Этот день мне до сих пор тяжело вспоминать… Но помню его как сейчас. Зима. Холодно. На улице минус двадцать, целая бригада КНБшников пришла к нам, словно и за группой террористов. Запугивали, унижали, и в итоге, на ночь глядя выставляет на улицу. Конечно, вести войну с женщинами и детьми — удел слабых. Но это излюбленный метод наших силовиков, особенно в отношении оппозиционных политиков и их семей», — с горечью констатирует Алия.
Тем не менее история с квартирой еще не закончена. Юрист Ольга Ким заверила, что будет обжаловать решение суда первой информации — на это «есть абсолютно законные основания».