Свобода, равенство, братва

Президент Кыргызстана ушел в отставку, освободив путь к власти местному криминалу

Кон­сти­ту­ция Кыр­гыз­ста­на пред­по­ла­га­ет толь­ко один шести­лет­ний пре­зи­дент­ский срок для гла­вы госу­дар­ства. Но Соорон­бай Жээн­бе­ков не про­дер­жал­ся и столь­ко. Ров­но через три года после даты сво­е­го избра­ния 15 октяб­ря 2020 года Жээн­бе­ков ушел в отстав­ку, поста­рав­шись под­ве­сти чер­ту под тре­тьей кыр­гыз­ской революцией.

Про­те­сты, пере­рос­шие в погро­мы и захват адми­ни­стра­тив­ных зда­ний, нача­лись 5 октяб­ря; рево­лю­ци­он­ная вол­на вынес­ла на поверх­ность быв­ше­го пред­се­да­те­ля пар­ла­мен­та по судеб­но-пра­во­вым вопро­сам Сады­ра Жапа­ро­ва. За один день он пре­вра­тил­ся из отбы­ва­ю­ще­го 11 лет заклю­че­ния осуж­ден­но­го в пре­мьер-мини­стра и тут же заявил, что Жээн­бе­ков дол­жен поки­нуть свой пост. А что­бы тому было понят­нее, сто­рон­ни­ки Жапа­ро­ва вновь и вновь нача­ли выхо­дить на ули­цы. В таких усло­ви­ях у Жээн­бе­ко­ва не было ника­ких шансов.

«Я не дер­жусь за власть. Не хочу остать­ся в исто­рии Кыр­гыз­ста­на как пре­зи­дент, про­лив­ший кровь и стре­ляв­ший в соб­ствен­ных граждан.

Поэто­му при­нял реше­ние уйти в отстав­ку. При­зы­ваю Жапа­ро­ва и дру­гих поли­ти­ков уве­сти сво­их сто­рон­ни­ков из сто­ли­цы стра­ны и вер­нуть мир­ную жизнь биш­кек­ча­нам», — заявил Жээн­бе­ков в сво­ем про­щаль­ном заявлении.


Участ­ни­ки митин­га в Биш­ке­ке. Фото: РИА Новости

С точ­ки зре­ния сто­рон­ни­ков ново­го пре­мье­ра Жапа­ро­ва это — раз­гром­ная побе­да. Но ухо­дить с биш­кек­ских пло­ща­дей они пока не торо­пят­ся: теперь их цель — уход в отстав­ку все­го пар­ла­мен­та. Тех­ни­че­ски само­му Жапа­ро­ву это не очень необ­хо­ди­мо: по кон­сти­ту­ции, после ухо­да пре­зи­ден­та его обя­зан­но­сти испол­ня­ет спи­кер пар­ла­мен­та, но он забла­го­вре­мен­но ушел со сво­е­го поста, так что все браз­ды управ­ле­ния стра­ной теперь у Жапа­ро­ва (хотя фор­маль­но пар­ла­мент пока с этим не согла­сен и наме­рен отдать пре­зи­дент­ские пол­но­мо­чия кому-то у себя).

Но Жогор­ку Кенеш (так назы­ва­ет­ся пар­ла­мент) — слиш­ком неудоб­ный сообщ­ник ново­го пре­мье­ра. Пер­вые четы­ре дня Садыр Жапа­ров был само­на­зна­чен­ным пре­мье­ром, а его кон­ку­рен­тов били кам­ня­ми по голо­ве пря­мо на тех же пло­ща­дях. 10 октяб­ря пар­ла­мент нако­нец-то смог собрать­ся в коли­че­стве, необ­хо­ди­мом для кво­ру­ма, — но так гово­рят лишь сто­рон­ни­ки ново­го пре­мье­ра. Вице-спи­кер пар­ла­мен­та Аида Касы­ма­ли­е­ва офи­ци­аль­но заяви­ла, что нуж­но­го коли­че­ства депу­та­тов для голо­со­ва­ния не было, а тем, кто пытал­ся уйти с засе­да­ния, сорат­ник Жапа­ро­ва депу­тат Урмут Сама­ев гово­рил: «при­де­те и про­го­ло­су­е­те, а кто будет про­тив — к тем при­дем домой разбираться».

Почув­ство­вав силу и обре­тя леги­тим­ные пол­но­мо­чия, Садыр Жапа­ров быст­ро пере­шел к жан­ру уль­ти­ма­ту­мов. «По мое­му мне­нию, мы долж­ны вер­нуть­ся к пер­вой дого­во­рен­но­сти, когда он гово­рил, что вер­нет все в пра­во­вое рус­ло и потом подаст в отстав­ку. Это не мое тре­бо­ва­ние, это тре­бо­ва­ние наро­да. Пре­зи­дент гово­рил, что в тече­ние трех дней подаст в отстав­ку. Мы гово­ри­ли наро­ду: он уйдет, рас­хо­ди­тесь. Но уже про­шло 10 дней. Дру­гих путей нет», — заявил он 14 октяб­ря. В ответ Жээн­бе­ков вновь поста­вил перед пар­ла­мен­том вопрос о леги­тим­но­сти Жапа­ро­ва — и пар­ла­мент, научен­ный преды­ду­щим засе­да­ни­ем, сно­ва утвер­дил ново­го премьера.

Соорон­бай Жээн­бе­ков. Фото: РИА Новости

Отстав­ка Жээн­бе­ко­ва, по дан­ным «Новой», силь­но разо­ча­ро­ва­ла Кремль. За несколь­ко дней до ухо­да пре­зи­ден­та в Биш­кек летал рос­сий­ский вице-пре­мьер Дмит­рий Козак, он пытал­ся поса­дить сто­ро­ны за стол переговоров.

Но выбран­ный рево­лю­ци­ей пре­мьер хотя и пуб­лич­но заявил о том, что Москва оста­ет­ся «самым стра­те­ги­че­ским парт­не­ром», осо­бых сим­па­тий к пред­ло­же­ни­ям Коза­ка не выска­зал (по неко­то­рым дан­ным, пред­ла­га­лась и некая «помощь» в пога­ше­нии про­те­ста). Тогда Москва про­сто оста­но­ви­ла финан­со­вую помощь Кыр­гыз­ста­ну: по све­де­ни­ям РБК, в про­шлом году Рос­сия без­воз­мезд­но выде­ли­ла Биш­ке­ку $30 млн, а в 2018 году спи­са­ла все дол­ги, кото­рые копи­лись с 2005 года и состав­ля­ли $700 млн. Теперь инве­сти­ций не будет еще какое-то вре­мя: Кремль пока не хочет иметь дел с Сады­ром Жапа­ро­вым — по край­ней мере, до новых пре­зи­дент­ских выбо­ров, кото­рые, по зако­ну, долж­ны прой­ти через три месяца.

Дело даже не в том, что Москва сде­ла­ла став­ку на Соорон­бая Жээн­бе­ко­ва: в кон­це сен­тяб­ря на встре­че двух пре­зи­ден­тов в Сочи Вла­ди­мир Путин вооб­ще назвал Жээн­бе­ко­ва «Шари­ма­ном Шари­по­ви­чем», что гово­рит мно­гое об уровне вни­ма­ния на реги­оне. Про­сто новый и.о. пре­зи­ден­та Садыр Жапа­ров — слиш­ком неод­но­знач­ная фигу­ра даже для Крем­ля. Став­ший извест­ным после пер­вой — «тюль­па­но­вой» — рево­лю­ции 2005 года, Жапа­ров какое-то вре­мя был совет­ни­ком Кур­ман­бе­ка Баки­е­ва, а после его свер­же­ния засве­тил­ся в меж­на­ци­о­наль­ном кон­флик­те в Оше летом 2010 года (тогда погиб­ло око­ло 900 чело­век). Сам он утвер­жда­ет, что помо­гал предот­вра­щать столк­но­ве­ния, но его оппо­нен­ты уве­ре­ны, что он высту­пал на сто­роне кыр­гыз­ских националистов.

Жапа­ров был два­жды осуж­ден: за попыт­ку захва­та Бело­го дома в 2012 году (1,5 года тюрь­мы, поз­же был оправ­дан) и за попыт­ку захва­та в залож­ни­ки губер­на­то­ра Иссык-Куль­ской обла­сти в 2013‑м (дол­го скры­вал­ся на Кип­ре, поз­же был задер­жан и осуж­ден на 11,5 года). Все его уме­ния теперь при­го­ди­лись в поли­ти­че­ской борь­бе, а тюрем­ный бэк­гра­унд может помочь и даль­ше. В стране клю­че­вым поли­ти­че­ским игро­ком явля­ют­ся пре­ступ­ные груп­пи­ров­ки (в первую оче­редь, кон­тра­бан­ди­сты и рэке­ти­ры), боль­шая их часть, по сло­вам про­тив­ни­ков ново­го пре­мье­ра, уже под­дер­жа­ла его кам­па­нию ресур­са­ми и людь­ми на пло­ща­дях. Сам Жапа­ров гово­рит о том, что кри­ми­нал будет иско­ре­нен, а поли­ти­че­ских пре­сле­до­ва­ний он не пла­ни­ру­ет. Но исто­рия новей­ше­го Кыр­гыз­ста­на пока­зы­ва­ет, что почти навер­ня­ка пре­сле­до­ва­ния будут: чаще все­го это един­ствен­ный спо­соб само­му удер­жать­ся у власти.

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

Статьи по теме

Дело QBF и взятка в 1 млрд. При чем здесь АП РФ, Тимур Турлов и Freedom Finance?Дело QBF и взятка в 1 млрд.

Кто прячется за «железной маской» в «Халыке»?

Қазақстанның үкіметтік емес ұйымдары басшыларының,журналистер мен Қазақстанның электронды БАҚ жетекшілерінің,экономистер, саясаттанушылар және Қазақ елінің азамат белсенділердің Қазақстан Республикасы  Мәжілісінің  және Сенат депутаттарына