Как реорганизовывали главный холдинг страны и чем это закончилось
Несколько лет назад Аналитическая служба сайта Ratel.kz опубликовала серию материалов, посвященных деятельности и трансформации гиганта экономики – Фонда национального благосостояния (ФНБ) “Самрук-Казына”, а также роли тогдашнего его руководителя Умирзака ШУКЕЕВА.
После того как в Казахстане провалилась попытка государственного переворота, состоялся транзит и вся полнота власти перешла от Елбасы Нурсултана НАЗАРБАЕВА к президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ, глава государства поставил ультиматум: либо “Самрук-Казына” реформируется, либо не будет существовать.
Мы решили напомнить, как создавался фонд “Самрук-Казына”, кто стоял за его трансформациями, и о чем мы предупреждали шесть лет назад.
Серия материалов из трех частей называлась “Кто ответит за экономический Титаник Казахстана”.
Вот выдержка из первой части:
Рулевые ФНБ
О том, как система квазиэкономики, сосредоточенной в породивших ее структурах Фонда национального благосостояния (ФНБ) “Самрук-Казына”, рискует утянуть на дно весь экономический организм Казахстана, написано и будет еще написано множество материалов — неэффективность ФНБ тревожит здравомыслящих казахстанцев.
Последствия работы ФНБ ударят по личному благосостоянию граждан. Поэтому важно понимать, кто конкретно в ответе за сложившуюся ситуацию, и знать управляющих “Самрук-Казыной”, как говорится, в лицо.
Сегодня в “Самруке” четыре уровня управления — совет директоров, правление, руководство нацкомпаний и всевозможных дочек.
Высший орган управления мегахолдингом — Совет директоров. Формально возглавляет его премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ. В состав совета входят министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ, экономический помощник президента Алихан СМАИЛОВ, министр национальной экономики Куандык БИШИМБАЕВ, председатель правления Умирзак Шукеев.
Есть еще и независимые директора иностранного происхождения — Александр МИРЧЕВ, Ричард ХЕРРИ ЭВАНС и Оливье ДЭКАМП. То есть государство в лице высокопоставленных чиновников как бы наблюдает за квазиэкономической епархией.
Три главных комитета “Самрук Казыны”
Совдир “Самрук-Казыны” состоит в свою очередь из профильных комитетов. Как сообщается на официальном сайте ФНБ, есть три комитета:
- Комитет по аудиту — председатель Ричард Эванс, члены — Александр Мирчев и Оливье Дэкамп;
- Комитет по назначениям и вознаграждениям — председателем до сих пор значится Карим МАСИМОВ. Скорее всего, эта позиция по протоколу закреплена за премьером. Главное, что в составе комитета опять же варяги — Мирчев, Дэкамп и Эванс;
- Специализированный комитет (отвечающий за комплексный анализ деятельности фонда) состоит исключительно из местных кадров, работающих под руководством Бахыта Султанова.
В его команде — Елена БАХМУТОВА (член правления), Айгуль МУХАМЕТКАРИМ (член Счетного комитета), Ернар ЖАНАДИЛ (ранее возглавлял аудиторскую службу “Самрука”), Амангельды ИСЕНОВ (сотрудник Нацфонда). А также лица, имеющие то или иное отношение к системе Минфина — Ардак КИЯКБАЕВА, Габдулкамит ТУЛЕШОВ, Калима АЙТПАЕВА.
Во второй части мы раскрыли болгарский след в трансформации фонда.
Кураторы активов
Как уже отмечалось в предыдущих публикациях, состав совета директоров ФНБ “Самрук-Казына” меняется так быстро, что не всегда можно успеть запомнить, кто там был. Но две фигуры гиперхолдинга не меняются никогда — Александр Мирчев и сэр Ричард Эванс.
В далеком 2006 году Совет директоров фонда устойчивого развития “Казына” возглавил Александр Васильевич, а “Казахстанский холдинг по управлению активами “Самрук” — сэр Эванс. Под их руководством работали ныне известные менеджеры новой формации — Кайрат КЕЛИМБЕТОВ (управляющий Международным финансовым центром “Астана”) в подчинении Мирчева, Сауат МЫНБАЕВ (председатель правления акционерного общества “Национальная компания “КазМунайГаз”), а потом и Канат БОЗУМБАЕВ (министр энергетики Казахстана) — под крылом у Эванса.
Великое слияния двух холдингов в один “Самрук-Казына” в 2008 году никак не отразилось на карьере тандема Мирчев — Эванс: они благополучно перетекли в новую структуру, но в более неприметном статусе “рядовых” независимых директоров. Но их скромный статус ни о чем не говорит. А сказать есть что.
Сегодняшний обзор посвятим самому закрытому от общества и СМИ директору — господину Мирчеву.
Кто такой господин Мирчев
Имя американца болгарского происхождения Александра Васильевича Мирчева впервые прозвучало в записках Рахата АЛИЕВА, а затем и Мухтара АБЛЯЗОВА. Иначе о нем вообще никто и не узнал бы — незаметный труженик корпоративного фронта, от имени ФНБ никогда не выступал, интервью не давал.
Мирчев родился в 1957 году в столице Болгарии Софии. Вырос в номенклатурной семье, получил самое престижное образование на Западе — в Лондонской школе экономики и политических наук, Вашингтонском институте мировой политики, Бостонском университете и Гарварде. Имеет дипломы магистра, доктора права, экономики и политики, академика академий России и Украины.
В официальной биографии уточняется, что “д‑р Мирчев является автором ряда монографий и политических статей, служил редактором и издателем академических и профессиональных журналов, выступает в качестве эксперта-аналитика ведущих международных СМИ. …является членом Консультативного совета бизнес-канала Фокс “Неделя Уолл-стрит”. …“занимал в прошлом и занимает в настоящее время должности председателя совета директоров и директора многомиллиардных международных промышленных компаний, председателя совета директоров одной из ведущих совместных корпораций, оказывающих высококвалифицированные услуги по управлению рисками, зарегистрированной на бирже NASDAQ, директора адвокатского бюро “Стюарт & Стюарт”, одной из ведущих юридических фирм в г. Вашингтоне. В течение своей карьеры Мирчев принимал участие в присоединении к ВТО и ЕС ряда стран с переходной экономикой” и “является президентом “Крулл корпорейшн” (США), предоставляющей консультации в сфере макроэкономики с акцентом на новых экономических тенденциях и возникающих политических вызовах”.
А в третьей части было названо имя главного идеолога передачи активов фонда “Самрук-Казына” под контроль транснациональных корпораций.
Казахстан в 2000 году обратился к британскому гиганту BAE Systems с предложением создать национального авиаперевозчика и подписал соответствующий меморандум, обязывающий британского партнера инвестировать средства в развитие инфраструктуры авиаперевозок Казахстана. Уже через год, в 2001 году, появилась акционерная компания “Эйр Астана”, доли распределились по схеме — 51% у государства и 49% — у британской стороны. Так в Казахстане плотно прописался сэр Ричард Эванс.
Вскоре “Эйр Астана” стала доминировать на рынке с непомерно высокими ценами на авиаперевозки, значительно превосходящими внутренние цены в других странах СНГ. Скандалы и антимонопольные расследования сопровождают деятельность подконтрольной англичанам национальной авиакомпании.
Как свидетельствуют инсайдерские источники, сэр Ричард Эванс был не только лоббистом, но и оказывал прямое влияние на создание системы квазигосударственной экономики, помогая в этом Александру Мирчеву. Не случайно он был назначен шефом совдира холдинга “Самрук” сразу же после его создания, оставаясь при этом и ректором британского университета, и президентом водно-энергетического монополиста Британии.
После слияния холдингов “Самрука” и фонда устойчивого развития “Казына” в один мегахолдинг британский подданный благополучно мигрировал в совет директоров новоиспеченного гиганта в статусе независимого директора и члена двух ключевых комитетов – по назначениям-вознаграждениям и аудиту – то есть, контролировал результаты финансово-хозяйственных проверок, решал кадровые вопросы и определял размеры бонусов.
Британскому рыцарю, наверное, не без оснований, приписывают активное участие в операции “Трансформация бизнеса”. В результате огромные затраты никак не помогают стране выкарабкаться из кризиса и остановить падение.
В итоге можно наблюдать превращение “Самрука” в монополистическое образование, замаскированное “высокотехнологичным” корпоративным тюнингом. Советы Мирчева и Эванса, по мнению экспертов, помогли взять под контроль доноров казахстанской экономики, только вот в чьих интересах — не знает никто из непосвященных.
Как показало время, фонд оказался крайне неэффективным в управлении экономикой. Почти за два десятилетия управления активами Казахстана, мы столкнулись с жутким расслоением общества, нищетой населения, когда в руках у 162 человек сосредоточено больше половины денег, ресурсов и собственности.
Закончилось всё очень печально. Экономические требования обездоленного народы привели к погромам и беспорядкам, к жертвам среди мирных граждан и к исторической травме на долгие годы.
Нелишне будет напомнить, кому мы должны быть благодарны за это.
Источник: https://ratel.kz/