В Душанбе 15 сентября завершился ежегодный саммит стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Лидеры России, Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана обсудили во время встречи вопросы международной и региональной безопасности. По мнению аналитиков, наблюдавших за ходом саммита, организация взяла курс на укрепление своего потенциала, о чем свидетельствуют решения, принятые странами-участницами.
Саммит на фоне спецоперации
В день саммита власти Таджикистана приняли повышенные меры безопасности. При въезде в Душанбе дежурили усиленные наряды милиции, а небо патрулировали вертолеты. Как рассказал DW источник в МВД Таджикистана, повод для беспокойства был. Ведь буквально в сотне километров к востоку от Душанбе, в Рамитском ущелье, вот уже 10 дней продолжается военная операция против вооруженной группировки опального замминистра обороны Абдухалима Назарзода.
Впрочем, эти события участники встречи публично не обсуждали. На расширенном заседании чаще звучали слова о Сирии, борьбе с террористической организацией “Исламское государство” (ИГ), о возможной ротации кадров в органах ОДКБ и обстановке в Афганистане.
Риски на границе
Ожидалось, что в ходе саммита в Душанбе будет дана оценка укреплению таджикско-афганской границы. Решение об этом было принято еще в сентябре 2013 года. Но до сих пор, как стало известно DW, таджикская сторона не получила поддержку в ожидаемых объемах. Возможно, данный вопрос лидеры стран не стали выносить на публичное обсуждение и детально рассмотрели в узком кругу за закрытыми дверями. В таком же формате проходили и двусторонние встречи в рамках саммита. На расширенном же заседании прозвучали только общие заявления.
Так, президент Таджикистана Эмомали Рахмон указал на необходимость усилий для укрепления таджикских вооруженных сил. Заметив, что к традиционным вызовам на таджикско-афганской границе: угрозе экстремизма и терроризма, в том числе со стороны талибов, а также наркотрафику, добавились и новые, например, возможное влияние “Исламского государства”. “Спектр угроз безопасности в регионе не сокращается, а может даже расшириться”, — отметил Эмомали Рахмон.
Его коллеги с таким выводом согласились, посетовав, что после ухода основной части международного военного контингента ISAF, ситуация в Афганистане ухудшилась. Президент РФ Владимир Путин заявил о риске проникновения на территорию сопредельных с Афганистаном стран террористических группировок. “Причем эта угроза усугубляется тем, что помимо известных организаций на афганскую территорию распространило свое влияние и так называемое ИГ”, — подчеркнул Путин.
Ориентир НАТО?
Опрошенные DW аналитики говорят, что ОДКБ в ближайшее время может выйти на новый уровень. Причем они указывают, что ориентиром, как ни странно, во всех отношениях для организации должна служить НАТО. “Это касается, например, принципа обязательности решений блока для государств-членов и курса на создание постоянно действующих эффективных совместных группировок войск, в том числе объединений ПВО и сил специальных операций”, — пояснил DW эксперт Российского института стратегических исследований по проблемам Центральной Азии Дмитрий Попов.
На саммите в Душанбе были сделаны первые шаги в этом направлении. Так, страны приняли решение о создании центра кризисного реагирования ОДКБ на базе Минобороны РФ и обсудили формирование совместных авиационных сил.
Для проведения проверок общих подразделений подписаны два документа. Первый из них касается системы управления войсками ОДКБ. Второй — правил и порядка перевозок воинских формирований, движимого имущества и продукции военного назначения через территории государств. Заставляет обратить на себя внимание и решение о ротации кадров в исполнительных органах ОДКБ. Этот механизм будет разработан до конца года, сообщил после саммита действующий генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.
Непростой путь для структуры
По словам Попова, процесс развития ОДКБ простым не будет, поскольку он предполагает передачу странами части суверенных прав в руки организации. “Предстоит также урегулировать спорные вопросы, вносящие разногласия в ряды объединения. Среди них, например, завершение процесса демаркации границы между Таджикистаном и Киргизией. Здесь то и дело происходят перестрелки с участием местных жителей и военных двух стран”, — заметил Попов.
Он высказал свое мнение об обустройстве таджикско-афганской границы. По словам эксперта, простое выделение ресурсов таджикской стороне не приведет к желаемому результату. Более оправданным аналитик считает вариант создания объединенной погрангруппировки ОДКБ с преобладанием в личном составе таджикских граждан и размещение ее на южных рубежах блока. “Впрочем, договориться об этом с таджикской стороной будет не так легко”, — отметил Попов.
Примерно такого же мнения придерживается и другой российский эксперт по проблемам региона Андрей Захватов. Он обращает внимание, что разговоры об укреплении таджикско-афганской границы идут уже 11 лет.
“Создается впечатление, что военная помощь, получаемая Таджикистаном не только от стран ОДКБ, но и США, попадает в бездонную бочку. Удивляют также многолетние разговоры о передаче России военного аэродрома “Айни”. Если угрозы столь серьезные, почему бы раз и навсегда не решить эти вопросы?”- задается вопросом Захватов. Тем временем сами таджикские власти говорят, что страна самостоятельно готова справиться с охраной границы. Душанбе просит только техническую помощь.
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.
Читать оригинал статьи: