Поскольку в Казахстане продолжаются кровавые репрессии, что поставлено на карту для страны и каковы последствия для региона? Стив Инскип из NPR беседует с бывшим послом США Уильямом Кортни.
СТИВ ИНСКИП, ВЕДУЩИЙ:
Войска под командованием России в настоящее время размещены в Казахстане в рамках жесткого подавления антиправительственных протестов. Президент страны попросил у Москвы помощи в прекращении демонстраций. Сначала люди протестовали против повышения цен на топливо. Но это превратилось в гораздо более широкий конфликт, в результате которого погибло много людей. Протестующие сожгли президентский дом и в какой-то момент взяли под контроль столичный аэропорт. Давайте обсудим это с Уильямом Кортни, бывшим послом США в Казахстане, а ныне старшим научным сотрудником Rand Corporation. Посол, добро пожаловать.
УИЛЬЯМ КОРТНИ: Спасибо, Стив.
ИНСКИП: Вы чувствуете, что понимаете, чего на самом деле хотят протестующие?
КОРТНИ: Протесты накапливались в течение долгого времени, отчасти потому, что за последние 30 лет правительство стало более авторитарным. Правительство стало более коррумпированным, особенно наверху, с Назарбаевым и его семьей — Президентом Назарбаевым и его семьей. У простых людей — доходы не поспевают за богатством, которое Казахстан заработал своей энергией. Так что это сюрприз. Но это скрытая проблема, которая накапливалась.
ИНСКИП: Вы упомянули несколько вещей, которые, как мне кажется, мы должны просто объяснить людям. Вы упомянули энергию. Казахстан не очень популистское место. Но это чрезвычайно богатое энергией место. Вы также упомянули Президента Назарбаева. Это парень, который был президентом на протяжении десятилетий после распада Советского Союза. Но разве он не отступил на пару лет назад? И не является ли это, по крайней мере теоретически, заменой правительства? Это на самом деле продолжение того же правительства?
КОРТНИ: На самом деле это продолжение того же правительства. Назарбаевская правящая элита по-прежнему контролирует Казахстан. Карьерный дипломат, президент Токаев, которого выдвинули, не имеет независимой опоры власти в Казахстане.
ИНСКИП: Итак, вопрос о российских войсках. Были ли они уже эффективно в этом районе? Насколько я понимаю, это была часть Советского Союза. Насколько я понимаю, российские войска почти никогда не покидали Среднюю Азию, когда распался Советский Союз.
КОРТНИ: В некоторых частях Центральной Азии, таких как Таджикистан, это правда. Но в Казахстане они в основном уехали, кроме космодрома Байконур.
ИНСКИП: О, интересно.
КОРТНИ: Похоже, сейчас Россия вводит пару тысяч военнослужащих. Но она будет опасаться подвергать свои войска опасности, потому что это было бы непопулярно в России, если бы русские солдаты умирали. И было бы очень непопулярно в Казахстане, чтобы казахстанцев убивали российские солдаты.
ИНСКИП: В чем здесь интерес президента Владимира Путина?
КОРТНИ: Президент Путин хочет стабильности. Ему нравятся авторитарные режимы на границе с Россией. Казахстан всегда сотрудничал с Россией. А Соединенные Штаты и Запад в целом поощряли отношения сотрудничества. Но некоторые ультранационалисты в России считают, что Россия должна забрать несколько приграничных с Россией регионов северного Казахстана.
ИНСКИП: Давайте попробуем узнать немного больше о протестующих здесь. Вчера в программе мы услышали голос из Казахстана, который сказал, что трудно определить, кто именно будет лидером протестов. Но протесты в Казахстане были годами. Вот почему президент Назарбаев, по крайней мере теоретически, отступил пару лет назад именно из-за протестов. Должны ли мы считать их демократическими протестующими? Им движет что-то другое? Что ты знаешь?
КОРТНИ: Их движет неприязнь к авторитарному режиму. И они движимы экономическими соображениями. Но это настоящее, народное восстание, как мы видели на Украине в Оранжевой революции Майдана, как мы видели пару лет назад в Белоруссии. Настоящие лидеры, вероятно, еще не появились. Но мы, вероятно, увидим, что некоторые лидеры появятся в ближайшее время. Протестующие в основном мирные люди. Но у них есть — как бы сейчас кипит от возмущения в правительстве.
ИНСКИП: Насколько жестоким было подавление их, насколько вы можете судить издалека?
КОРТНИ: Итак, у жестокости есть два аспекта. Во-первых, режим только за последние 24 или 48 часов применил достаточное количество силы против мирных демонстрантов в Алматы, крупнейшем городе и бывшей столице Казахстана. По имеющимся данным, погибли десятки человек. А во-вторых, режим, вероятно, использует собственных головорезов для поджогов зданий, чтобы представить протестующих не мирными.
ИНСКИП: Еще пара интересов, о которых я хотел бы спросить. Мы спросили о России, которая ввела войска. Китай находится недалеко от Казахстана, фактически граничит со Средней Азией. Есть ли здесь интерес у Китая?
КОРТНИ: У Китая есть интерес, потому что Казахстан находится по обе стороны Великого Шелкового пути между Китаем и Европой. Таким образом, Европа входит в тройку крупнейших рынков мира. Поэтому для Китая важны хорошие отношения с Казахстаном. Но у Китая нет политической подоплеки и политических интересов в Казахстане, как у России.
ИНСКИП: Соединенные Штаты заинтересованы в исходе этих демонстраций?
КОРТНИ: Соединенные Штаты заинтересованы в мирном разрешении споров. Но это уж казахстанцам решать самим, а не с посторонним вмешательством.
ИНСКИП: Уильям Кортни — бывший посол США в Казахстане. Большое спасибо, посол.
КОРТНИ: Не за что.
Источник: https://www.npr.org/