В шахтерском крае снова неспокойно. Изувеченные шахтерским трудом инвалиды готовы выйти на улицы, если в правительстве наконец их не услышат. Причиной протестных настроений стал несправедливый, по мнению регрессников, подход к начислению выплат.
Автор: Алена КОЛМОГОРОВА
Регрессники Карагандинской области находятся в полном отчаянии: поправки в законодательство, за принятие которых они вели многолетнюю борьбу, так и не принесли ожидаемых результатов. Государство обязывает исполнять эти нормы закона зарубежных инвесторов, а само грубо их нарушает.
Такой вывод следует со слов инвалидов шахтерского труда, которые добились внесения в Гражданский кодекс статьи, обязывающей причинителя ущерба их здоровью делать перерасчет сумм регрессных выплат с учетом роста средней заработной платы. Индийский инвестор, скупивший более или менее рентабельные шахты в Карагандинской области — АО «АрселорМиттал Темиртау» — исправно произвел перерасчет, правда, после череды судебных процессов. Правительство же, в лице двух министерств — труда и индустрии — не спешит расставаться с миллионами казенных денег.
Статистика — самая точная из лженаук
Проблема оказалась в перерасчете, который сделало государство, как правопреемник ликвидированных шахт. Правительство разделило регрессников на две группы: тех, кто получает выплаты от Министерства труда и социальной защиты населения, и других, кто находится в ведении Министерства индустрии и новых технологий. Последним производит начисление РГСП «КарагандаЛиквидШахт» — предприятие, созданное государством по ликвидации угольных шахт и последствий их деятельности.
Это самое РГСП начислило регрессные, исходя из статистических данных о средней заработной плате горняков. А статистика, как говорят в народе, — самая точная из лженаук. В итоге вышло, что средняя зарплата шахтера ныне составляет не более 50 тысяч тенге, хотя ее реальный размер в четыре раза выше.
Сей скорбный факт не стал бы достоянием общественности, если бы в органах статистики не оказалось сведений о зарплатах некоторых специалистов. Эти данные «КарагандаЛиквидШахт» запросило в «АрселорМиттал Темиртау», где заработки одни из самых высоких. Вот и получилось, что бывшие коллеги с одинаковым процентом потери трудоспособности получают разные выплаты.
- Я получаю, исходя из данных статистики, 49 тысяч тенге, а мой сосед с тем же процентом потери трудоспособности, работавший со мной, — 120 тысяч тенге. Разве это справедливо? — возмущался Сергали Жунусов.
Вторая группа регрессников получает и того меньше: по меркам 1997 года, когда был принят закон о банкротстве, участь которого постигла многие шахты Карагандинского угольного бассейна. В некоторых случаях после перерасчета выплаты даже не увеличились.
- Я раньше получал 12 тысяч тенге, после перерасчета — 15 тысяч, — вступил в разговор Павел Виноградов. — Хотя у меня подземный стаж почти 20 лет… Как прожить на этот мизер? На эти деньги дети меня похоронить не смогут.
“Социальной защитой тут не пахнет!”
Регрессникам непонятно, как два министерства в одном правительстве смогли внести в бюджетную программу по выплате регрессных пособий разные подходы. Они считают, что социальной защитой даже и не пахнет. Инвалиды это ведомство уже иронично называют Министерством вреда и социальной розни.
- Дело не в деньгах, а в справедливом подходе, — подметил регрессник Дулат Аккошкаров. — Закон должен быть единым для всех, не надо нас делить по отраслям, месте жительства. Это вызывает незаслуженные обиды. Люди должны получать одинаково. Это деньги, извините, кровью, потом заработанные, касаться их преступно, аморально.
Однако в правительстве жалобы стариков предпочитают не слышать. Карагандинцам постоянно приходят отписки, в которых говорится, что необходимо внести новые изменения в законы. Было даже сказано, что создается межведомственная рабочая группа по разработке этих самых предложений. На этом — тишина, между тем время идет, а оно работает против инвалидов, жаждущих справедливости.
- У нас есть лежащие инвалиды, они предлагают: «Ну вытащите нас на улицы в конце концов!» Другого выхода уже нет, — сказал представитель Жезказганского региона регрессник Максим Мухамбедьяров. — Мы бьемся головой о стену, и ничего не получается.
“Наведите наконец порядок!”
Свои требования к правительству озвучил Дулат Аккошкаров:
- Мы настаиваем на том, чтобы рабочая группа работала с нашим участием, готовы слушать их аргументы, но нас тоже пусть выслушают. Мы хотим нового министра труда здесь видеть. Даже больше — лучше было встретиться с премьер-министром Сериком Ахметовым, потому что вопрос требует срочного решения. Эти люди не должны в мир иной уходить с сожалением, что они не были выслушаны, были оскорблены, обижены, оплеваны.
- Мы ничего сверхъестественного не требуем, наши требования не политические, вопросы насущные, мы тоже хотим выжить, речь идет о выживании, — дополнил товарища Амангельды Жонкин.
Председатель общества регрессников «Уакыт» Владимир Грачев тем временем считает, что не нужно создавать никаких рабочих групп, вносить изменения в законы, потому что они уже есть, надо лишь заставить государственные органы верно их трактовать и исполнять.
- Кто у нас является контролирующим органом? Прокуратура! — сам же на свой вопрос ответил Владимир Федорович. — Надо прямо через СМИ обратиться к прокуратуре области и сказать: «Наведите наконец здесь порядок!» Им же дано право контроля. Ну и решите этот вопрос!
Если государственные органы и после официальных выступлений регрессников не откликнутся, инвалиды намерены выполнить свои обещания.
Read this article:
Регрессники требуют встречи с министром труда