Так уж повелось, что основные протестные события в арабских странах, охваченных волной революций и массовых выступлений против властей, происходят, в основном, в пятницу — после традиционной для мусульман пятничной утренней молитвы. Подобные молитвы являются для арабов своеобразной заменой социальных интернет-сетей: именно здесь имамы растолковывают своим прихожанам особенности «текущего политического момента» и, в зависимости от настроений паствы, призывают ее либо к миру, либо к протестам против властей. Что касается последних — они реагируют соответственно: не раз и не два пятничные молитвы заканчивались для сторонников «арабской весны» полицейскими дубинками, водометами, а то и градом пуль.
В этом отношении Сирия не составляет исключения: так же, как и в других арабских странах, охваченных протестами, главные выступления оппозиции происходят здесь, в основном, по пятницам, затягиваясь порой до конца следующей недели. И все чаще пятничные молитвы оказываются в этой стране своеобразным прологом для боевых столкновений с армией и полицией — все более ожесточенных и кровавых.
В минувшую пятницу сирийские силы безопасности в очередной раз атаковали демонстрантов: по сообщениям сирийских правозащитников, только за один день в городе Хама погибли, как минимум, 53 человека. Как заявляют представители оппозиции, по мирной манифестации был открыт огонь с крыш окрестных домов, на которых засели полицейские снайперы. Один из очевидцев рассказал в телефонном интервью информационному агентству Reuters о том, что на центральной площади Хамы после этого инцидента остались лежать сотни раненых, к которым стоявшие в оцеплении солдаты отказывались пропускать врачей из близлежащих госпиталей. По его словам, огонь по демонстрантам велся не только из снайперских винтовок, но и из автоматического оружия.
Пятничная демонстрация в Хаме, расстрелянная полицией, была крупнейшей до сих пор манифестацией, проведенной в центре Сирии — до сих пор массовые протесты охватили, в основном, приграничные районы страны. В ней приняли участие более 50 тысяч человек. Впрочем, сирийское государственное информационное агентство «Сана» опровергает эти сведения: по его сообщению, в Хаме были отмечены «радикально-исламские беспорядки» в которых участвовали около двух сотен «вооруженных бандитов»; в то же время сирийское телевидение заявило о том, что количество демонстрантов здесь достигло цифры в 10 тысяч человек, причем в толпе были замечены «иностранные агенты-подстрекатели» — естественно, все они оказались арестованы бравыми сирийскими полицейскими.
В минувшие выходные протесты перекинулись на расположенный южнее Хамы город Растан. Полиция и здесь не церемонилась: в результате стычек, по сообщениям сирийской оппозиции, погибло не менее 7 человек. Еще в начале прошлой недели этот маленький городок был оцеплен «в профилактических целях» армейскими танковыми подразделениями, но как только их отозвали, демонстрации начались с новой силой. Кроме того, вооруженные столкновения были отмечены в ставших уже «постоянными горячими точками» городах — западном Баниасе, южном Дараа и столице страны Дамаске. Здесь, впрочем, обошлось без стрельбы, хотя полицейские применили при разгоне демонстраций дубинки и слезоточивый газ.
Впрочем, и сами демонстранты в Сирии потихоньку теряют право называться «мирными оппозиционерами» — все чаще они отвечают выстрелами на выстрелы, причем с каждой новой неделей стреляют все охотнее и активнее. На севере страны, в городе Джишр аль Шугур, по утверждению сирийского ТВ, в результате уличных боев погибли 120 человек, причем большинство из них — полицейские. В минувшее воскресенье этот город стал очередной ареной столкновений между демонстрантами и силами безопасности. Как сообщает сирийская официальная пресса, в Джишр аль Шугуре «вооруженные исламистские группировки» (только так, и не иначе, называют государственные СМИ в Сирии протестующих демонстрантов) убили 120 человек, причем трупы их, по утверждению сирийского телевидения, были расчленены и выброшены в реку. Речь идет, в основном, о полицейских и сотрудниках служб безопасности, которые, предположительно, были намеренно заманены в ловушку и хладнокровно расстреляны.
Проверить эти сведения, увы, невозможно: сирийские власти не допускают в страну ни иностранных журналистов, ни представителей правозащитных организаций. Что касается оппозиционеров, то они высказывают сомнения в достоверности репортажей из Джишр аль Шугура: по их утверждениям, в городе произошел бунт. Часть полицейских, получив приказ стрелять по собравшейся в центре демонстрации, отказались это сделать, после чего были атакованы и перебиты сотрудниками военной полиции и секретных служб. Но и в данном случае нет никакой возможности проверить это утверждение. По той же причине: представителей иностранной прессы в страну не допускают. Собственно, подобная ситуация длится уже почти три месяца, с тех самых пор, как протесты в Сирии начали приобретать массовый характер.
Так что волей-неволей международной прессе приходится ориентироваться на сообщения местных источников. Сирийские оппозиционеры утверждают, что беспорядки в Джишр аль Шугуре начались еще в минувшую субботу, после того, как по демонстрантам, собравшимся на центральной площади города, открыли огонь снайперы. Со своей стороны, министр внутренних дел страны обвиняет во всем пресловутых «вооруженных бандитов». В своем телевыступлении он пообещал, что «государство со всей доступной мощью ударит по преступным группировкам, повинным в гибели полицейских». В данный момент к Джишр аль Шугуру стягиваются правительственные войска.
Впрочем, следует заметить, что президенту Башару аль Ассаду пока еще далеко до «размаха» его отца. 29 лет назад все в том же многострадальном городе Хама Хафез аль Ассад жестоко подавил восстание местных жителей — тогда количество погибших перевалило за 30 тысяч человек, а город оказался опустошен. Не хотелось бы, чтобы нынешние события разраслись до такой степени — но, похоже, что все идет именно к этому.
Уже сейчас в сирийских тюрьмах находятся более 10 тысяч арестованных участников демонстраций — и это при том, что накануне Башар аль Ассад торжественно объявил по ТВ о «генеральной амнистии» оппозиционеров, выпустив порядка 450 человек. Как сообщают местные правозащитные организации, выпущенные на свободу демонстранты рассказывают о массовом применении пыток со стороны тюремных надзирателей. Всего же с момента начала протестов в Сирии погибло более 1100 человек.
See more here:
Пятничная молитва под обстрелом