Инициаторами создания нового объединения являются бывшие активисты известного казахстанцам движения ипотечников «Оставим народу жилье». В начале 2009 года часть заемщиков отмежевалась от основной группы, решив создать новое движение под названием «Наш дом — Казахстан» под эгидой Независимой ассоциации предпринимателей. Долгое время от НДК не было никаких вестей, а на пресс-конференции во вторник в Алматы журналистам было представлено новое детище — ОО «Гражданское право на жилье» (ГПЖ).
- На сегодняшний день нет такого закона, который бы напрямую защищал заемщиков банков. Поэтому в настоящее время сложилась такая ситуация, я бы назвал ее предреволюционной, — начал с места в карьер сопредседатель ОО «Гражданское право на жилье» Николай Комаров. — То есть это затишье перед бурей. Наша задача — чтобы бури не было, но она будет, если не принимать новые законы.
Спасти положение, полагают спикеры, может Закон «О банкротстве физического лица», который существует во всех развитых странах.
- Если физическое лицо, а это мы все с вами, по своим обязательствам не может платить, официально признается банкротом. И тут закон о банкротстве может быть разным. Мы настаиваем на трактовке, что даже если он (заемщик — авт.) должен платить банку, то банк не вправе по закону отнять у него единственное жилье, он должен отдать деньги. Так как всей суммы нет, существует у нас уже действующий закон: если ты должник, то 50% от своей заработной платы и от всех видов доходов (если они у тебя есть) ты должен отправлять официально на погашение своего долга, — пояснил он.
При этом объединение заемщиков предупреждает: «Как только мировой кризис начнет ослабевать и как только появятся новые кредиты, цена будет расти, тогда начнется массовое изъятие жилья». И тогда трагические случаи, подобные самоубийству в Павлодаре, будут множиться до «сотен, тысяч».
- Но, как видите, кризис до конца не исчерпан, заемщиков проблемных, к сожалению, становится все больше. Сейчас мало информации о том, в каком банке сколько на данный момент является проблемных заемщиков. Я вас уверяю: во многих из них (БВУ — авт.) уже более 60%! — подчеркнул в свою очередь другой сопредседатель ОО «Гражданское право на жилье» Рустам Мингазов.
- Ну вот, скажем, «БТА Банк»: уже такая информация поступает, что там где-то 60—65% проблемных заемщиков, — отметил со своей стороны Николай Комаров. — В Павлодаре у человека отобрали не единственное жилье — жизнь отобрали, потому что единственное жилье — это жизнь человека. Практически его довели до самоубийства. Поэтому зачем нам ждать, когда таких самоубийств будет сотни и тысячи? Я приведу одну цифру: только в одном «Казкоммерцбанке» 32 тысячи ипотечных заемщиков. А у нас в Казахстане 38 банков, причем пять по величине такие же, как «Казком». Поэтому, соответственно, можно прикинуть масштаб проблемы. Но в любом процессе надо смотреть не на результат на сегодняшний день, а куда идет процесс, какова тенденция. А тенденция, к сожалению, у нас сейчас идет в сторону ухудшения.