Нет никакого сомнения, что предстоящие досрочные выборы главы государства пройдут так, как это уже было не раз. Результат тоже заранее известен. Вопрос только в процентах — в коридоре от 80–99%.
Для демократического мира и определенной части населения Казахстана, впитавшей западные ценности, такой расклад может показаться странным и непонятным. Но, как говорил товарищ Сухов, «Восток дело тонкое». Даже если выборы проводились бы без административного ресурса, то победа в первом же туре лидеру нации тоже гарантирована, только процент поддержки будет ниже вышеупомянутого коридора.
Тем не менее эти выборы по сравнению с другими электоральными кампаниями будут уже другими и знаковыми.
Всем очевидно, что Казахстан подошел к переломному этапу своей истории и в следующий раз мы увидим второго президента. Эти выборы завершат более чем двадцатилетний политический цикл. Предстоят еще парламентские выборы, но президентские выборы будут поважнее, потому что Казахстан по форме правления является суперпрезидентской страной.
После этих выборов начнется отчет будущего Казахстана (комментарий опубликован на kazbei.org). Пока трудно сказать, будут ли в течение ближайших лет осуществлены структурные изменения в политической системе и в экономике или сохранится существующий порядок. Вероятно всего, по-новому будут выстроены отношения с региональными элитами по принципу: поддержка в обмен на определенную самостоятельность в использовании бюджетных средств, направляемых из центра в регионы.
По прежним правилам, когда народу уготована роль наблюдателя, будет решаться новый политический расклад. Причина этого лежит в укоренившимся патернализме и политической апатии граждан. Известный принцип «сначала экономика, а потом политика» вместе с позицией «пусть кто-то вместо меня» глубоко проник в сознание всех слоев населения.
Но есть один существенный момент, о котором пока мало говорят. Речь идет о том, что за бортом политической жизни уже оказались те, кто отличается образованием, высоким социальным статусом, финансовой независимостью и имеющий пусть не выражаемую публично, но четкую гражданскую позицию. Сюда можно отнести бизнес-сообщество, интеллигенцию, среднее звено чиновником, отдельных топ-менеджеры национальных компаний и всех тех, кого относят к продвинутой части гражданского общества или креативному классу. В большинстве стран и во все времена именно эта категория либо сама имеет своих представителей во власти, либо оказывает влияние на власть через различные общественные и политические институты.
У нас этого произошло… Почему, отчего и из-за чего, это уже вопрос третий. Этого теперь еще долго не произойдет.
Трудно требовать от взрослого человека выполнения каких-то физических упражнений, если он в детстве этим не занимался… Поэтому остается только одно: наблюдать за происходящим в политической жизни страны…