- Прокуратурой города Астаны на постоянной основе проводится работа по надзору за соблюдением трудовых прав работников столицы, — заверил журналистов старший прокурор Муратбек Алибеков.
Насчет «постоянства», впрочем, можно и поспорить. По данным того же Алибекова, на 1 января 2011 года задолженность по заработной плате на территории столицы превысила 380 миллионов тенге. Как при «работе на постоянной основе» могли накопиться такие долги, можно только догадываться.
Сейчас ситуация, согласно данным правоохранительных органов, изменилась к лучшему. Для этого потребовалось завести 14 уголовных дел. Сумма задолженности в результате снизилась практически в четыре раза — примерно до 78 миллионов тенге, а количество
- В связи с примирением сторон (при этом полностью погашена задолженность по заработной плате) было прекращено 11 уголовных дел, — отметил прокурор. — Оставшиеся дела находятся в производстве ДВД Астаны.
Однако после примирения сторон в шести компаниях от нарушений не избавились. В отношении трех из них прокуратура города направила материалы в департамент по работе с несостоятельными должниками, отчитался старший прокурор. По его словам, ставится вопрос о проведении в отношении них процедуры банкротства.
Источником информации о нарушениях стал интернет.
- В
Особенно в данной ситуации резало слух слово «незамедлительно». Дело в том, что проблемы с оплатой труда у информационщиков возникают уже не первый год, но
- Результаты проверки свидетельствовали об имеющихся нарушениях трудовых прав работников, выразившихся в неполной и несвоевременной выплате заработной платы, — поделился данными расследования Алибеков. — В результате чего перед 129 работниками образовалась задолженность на сумму более 12 миллионов тенге.
За нарушения АО «Казахское информационное агентство» привлекли к административной ответственности — наложили штраф в размере 20 МРП и предписали погасить долги по зарплате.
- В результате своевременного вмешательства органов прокуратуры задолженность по зарплате перед работниками общества на сегодняшний день погашена в полном объеме, — отрапортовал госслужащий.
Правда, работники уверены, что «выбить» деньги из руководства помогла не столько прокуратура, сколько забастовка.
Особо прокурор отметил, что должниками по зарплате в основном являются частные предприятия. Аналогичные ситуации в госструктурах, по его словам, носят «исключительный характер» и бывают очень редко.
- А если даже бывает, конфликты быстро находят свое разрешение, — заверил собравшихся прокурор.
В частных компаниях ситуация иногда доходит до абсурда: работодатель после общения с прокуратурой выражает готовность расплатиться с теми, кто на него работал, но выясняется, что платить некому. Кредиторы попросту устают ждать и растворяются, по словам прокурора, в неизвестном направлении.
- Мы столкнулись с фактами, когда предприятия готовы погасить задолженность по заработной плате, — сказал Алибеков. — Но люди работали у них в 2008—2009 годах, и их теперь сложно найти.
Прокуратура указывает руководству таких предприятий принять меры по поиску бывших работников, в том числе и через средства массовой информации. Но понятно, что мотивация у руководства для этого, не то что слабая, а скорее, отрицательная. Представитель прокуратуры заявил, впрочем, что ведомство не остается в стороне от проблемы: через СМИ перечисляют предприятия, которые должны, суммы задолженностей, а также адреса, по которым следует обращаться для получения заработной платы.
Прокурор объяснил, что в основном
- Мы максимально стараемся помочь. Понимаем, что работники, да они в 8—9—10 годах, может,
Однако можно предположить, что эти люди были бы гораздо быстрее найдены, если бы, например, их разыскивали для компенсации
Хотя есть работники, которым повезло еще меньше. Те, с кем не только не расплатились, но и трудовых договоров вообще не заключали. А таких в числе тех, кто обратился с жалобами в прокуратуру, около 40 процентов.
- В таком случае мы пытаемся путем опроса коллектива, руководства, самого работника найти того, кто сможет подтвердить факт его работы, — поделился методами работы Алибеков. Прокуратура, по его словам, при этом старается «максимально собрать доказательства, что человек действительно работал» и принять меры в отношении работодателя. Но шансы на получение вознаграждения за работу в таких ситуациях, понятно, не всегда высоки. Поэтому прокуратура рекомендовала всегда работать только по договору.
Любопытно, что разбором таких конфликтов должна заниматься не только и не столько прокуратура, а департамент труда и социальной защиты населения. И нельзя сказать, что прокуратура сама довольна таким положением вещей.
- Наша задача — выявить факт нарушения, привлечь нарушителя, восстановить конституционные права, — сказал Алибеков. — Работа по предупреждению, по профилактике этих нарушений возлагается именно на департамент. В данном случае, когда мы говорим, что нашими мерами погашена задолженность, мы уже делаем за них их работу. Возникает вопрос: а зачем они тогда нужны?
Вопрос, конечно, справедливый, но, что называется, риторический.
Continued here:
Прокуратура поработала на зарплату